Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье, Культура
Запорожец рассказал о тайнах затопленного города
Поделиться

Впервые за 90 лет вышла новая книга о затопленных Днепровских порогах

О Днепровских порогах не писали книг 90 лет. В 1928 году вышло издание «Днепровские пороги» Дмитрия Яворницкого. В то время в наш город съезжались туристы со всего мира. Они спешили увидеть те самые Днепровские пороги, которые, чтобы построить Днепрогэс, вскоре будут затоплены. И Дмитрий Яворницкий написал эту книгу для туристов. Ее потом переиздавали. Об этом «Индустриалке» рассказал младший научный сотрудник Национального заповедника «Хортица», историк Олег Власов. Ровно через 90 лет он выпустил новую книгу на эту тему — «Пороги Дніпра».

(Напомним, что пороги — это выходы горных пород (гранита) в русле реки).

Олег Власов, Днепровские пороги

— Когда я работал в краеведческом музее, мы готовили экспозицию к 70-летию Днепрогэса, — рассказывает «Индустриалке» Олег Власов. — Во время подготовки к выставке я нашел большую карту времен строительства Днепрогэса, которая показывала, как выглядела порожистая часть Днепра.

Начал искал материалы на заинтересовавшую меня тему в Госархиве Запорожской области, в интернете. А еще за 90 лет было проведено много исследований и сделано открытий, о которых не было известно во времена Яворницкого. И у меня возникла идея сделать карту порогов Днепра, а потом — и книгу написать.

«Днепровские пороги — это было очень красиво»

— Какой факт удивил вас больше всего?

— То, что оказывается, туризм в нашем городе развивался с 19 века, а не только во времена строительства Днепрогэса, когда народ повалил буквально со всей Украины, Европы и даже из азиатских стран, США, Канады. Раздел книги, посвященный туризму — мой любимый.

Олег Власов, Днепровские пороги

100 лет назад Александровск имел такой же туристический потенциал, как Крым или Кавказ. Было на что посмотреть: в центре города — Хортица, с северной стороны — Днепровские пороги, с южной — плавни Великого Луга Запорожского. Но в 20-м веке пороги и плавни были затоплены. И, если не считать Крыма, то туризм на Юго-Востоке Украины начинался именно с Днепровских порогов.

Знаете, Днепровские пороги — это было очень красиво. Это такие маленькие водопады. Они имели значение и для рыбного промысла. Например, в Днепре водились такие большие промысловые рыбы, как белуга, севрюга, осетр. Они исчезли, когда началось строительство Днепрогэса.

Сегодня воссоздать уничтоженную красоту реки помогают лишь старые документы. Есть классная схема порогов Днепра, «Шляхи Днiпровими порогами», которую в июле 1929 года составил лоцман Алексей Девлад. Составлял по памяти, без масштаба. Дело в том, что когда к нам хлынул поток туристов, Девлад организовал экскурсии на дубах (больших лодках) через пороги. На схеме от Днепра до Запорожья изображено около 300 объектов. Это пороги и обходные каналы при них, заборы и острова, сёла и водяные мельницы, «приметные камни» и отмеченные ими фарватеры, места для экстренного причала. Ведь была затоплена и часть прилегающей к Днепру территории.

Днепровские пороги

Казаки порогов не считали

— Сколько было Днепровских порогов?

— Начиная с середины 19 века считалось, что 9.  А во времена запорожских казаков одни говорили, что порогов 11, другие, что — 14. Казаков, в принципе, не интересовало, где пороги расположены, сколько их и как они называются. Их интересовал вопрос — как пройти пороги.

— А какова их длина?

— Длина от первого до последнего — 65,2 км. Но порожистой частью Днепра считалась расстояние от Екатеринослава до Александровска. Поэтому можно сказать, что было затоплено почти 100 км Днепровских порогов.

Пороги затапливались с 1931 по 1934 год. Меньше всего затоплены территории в районе города Днепр. Больше всего — в районе Днепрогэса. Вода там поднялась на 37,5 м, ширина водохранилища доходит почти до 3 км. Раньше же это было самое узкое место реки — 171 м, так называемая Кичкасская ущелина.

«Чтобы добывать электричество,  уже не надо уничтожать реки»

— О каком временном периоде порогов вы рассказываете в книге?

— От архейской эры, ведь камням Днепровских порогов — 3 млрд лет, и до будущего.

Олег Власов, Днепровские пороги

— Почему — до будущего?

— Потому что я хотел бы, чтобы когда-нибудь Днепровские пороги и всю реку освободили бы от плотин и водохранилищ.

— Предлагаете снести Днепрогэс?

— Нет, совсем сносить его, конечно же. не предлагаю. Днепрогэс — это мост между двумя берегами. А вот от водохранилища со временем можно избавиться, как это делают в развитых странах. Водохранилища, особенно большие, плохо влияют на природу рек.

— Вы говорите о минусах затопления. А есть плюсы?

— Электрификация, судоходство по Днепру и создание запорожского индустриального комплекса. Но помните, что это были 1920-е годы. Тогда был такой уровень технической цивилизации и другого не знали. Сейчас же времена очень изменились. Можно построить солнечную, ветровую электростанцию. Чтобы добывать электричество, нам уже не надо уничтожать реки.

Читайте также: В Запорожье открыли выставку ко Дню города

Фото Александра Прилепы


Комментарии читателей