Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье
Запорожец рассказал, как 70 лет назад строили дорогу Харьков-Симферополь
Поделиться

Почти ни о какой технике тогда и не мечтали — лопаты, носилки, тачки и… трактор на четыре колхоза

Николаю Мячину тогда было 17 лет и работал он в колхозе прицепщиком на тракторе.

Николай Алексеевич Мячин

— В этом году исполняется 70 лет начала строительства этой дороги, — вспоминает Николай Алексеевич Мячин. — Начали её строить в сентябре 1947 года. Я жил тогда в селе Вознесенка Мелитопольского района. Село большое, две тысячи дворов, четыре колхоза — мой колхоз «Повстанец», а еще «Победа», «Колос» и «Хлебороб». Из этих колхозов нас «демобилизовали» больше сотни человек на строительство участка дороги. Тогда она была практически на всем протяжении грунтовая, а это значит, что в распутицу грязь на ней была непролазная.

Мы жили в бараке-«курятнике». Должны были делать насыпь дороги, готовить её основание под засыпку щебенкой и дальнейшее асфальтирование. Землю для насыпи копали тут же под обочиной дороги. Рабочие инструменты — лопаты, носилки и тачки. Еще на все четыре колхоза был один трактор, он вырезал грунт для засыпки насыпи.

Работали мы с утра и до темна. Кормили плохо. Но к тому времени голод 1947 года пошел на спад, потому что уже собрали новый урожай. Хлеба хоть можно было поесть. Несмотря на тяжкий труд, вечером возле барака играла гармошка, устраивали танцы. Было много 17-18-летних парней и девушек. В бараке мы спали на соломе.

На строительстве дороги мы работали с 20 сентября до 3 ноября. Задача была — к 7 ноября, к Октябрьской, закончить работу. И мы с этим справились, за полтора месяца сделали свой километровый участок дороги.

Я сейчас вспомнил об этом эпизоде из своей жизни потому, что слышал разговоры — мол, немцы эту дорогу строили. Это наполовину так. Начинали мы, колхозники, а пленные немцы уже после нас в подготовленное «корыто» засыпали щебенку и укладывали асфальт. Тогда я впервые и самосвал увидел.

А в 1949 году по призыву военкомата я приехал в Запорожье, на восстановление предприятий тяжелой индустрии. Работал на ремонте доменных и мартеновских печей. В 1986 году из цеха ремонта мартеновских печей ушел на пенсию.

Сейчас мне интересно было бы узнать — остались ли еще те люди, которые вместе со мной строили эту дорогу. Мой племянник из Вознесенки по телефону рассказывал, что у них в селе живет один человек, который был на строительстве дороги. Может, и другие откликнутся?

И еще немного истории

Рассказывают, что Сталин из Москвы в Крым обычно ездил по железной дороге, летать самолетом он не любил, а дорога была никакая. Но однажды, в 1946 году, Сталин все-таки отправился в Крым на автомобиле. Однако уже где-то под Тулой и один его автомобиль «Паккаррд» безнадежно застрял в дороге, и второй, запасной, автомобиль тоже застрял. Пришлось Сталину пересаживаться в поезд и дальше двигаться по железной дороге. Все думали, что теперь полетят головы многих начальников. Но Сталин распорядился срочно строить дорогу из Москвы до Симферополя. В 1947 году её начали строить — кроме колхозников на строительстве были задействованы сотни тысяч военнослужащих, заключенных а также военнопленных. В 1949 году дорога была построена.

Читайте также: Немцы-военнопленные строили в Запорожье глушительные боксы для авиадвигателей


Комментарии читателей