Індустріалка - новини Запоріжжя

Запоріжжя, Культура
Вышивальщица от Бога: как известная мастерица возродила запорожские традиции
Поделиться

Знаменитая мастерица Валентина Харлова вышивала с детства, хотя ее этому никто не учил

Ушла из жизни возродившая запорожскую вышивку известная мастерица, Почетный гражданин Запорожья, заслуженный учитель Украины Валентина Харлова. «Индустриалка» неоднократно общалась с Валентиной Гавриловной и публикует фрагменты интервью разных лет.

Валентина Харлова

Как Валя вышивала рубашку для Сталина

Валентина Харлова родилась 22 декабря 1936 года в селе Успеновка Гуляйпольский района Запорожской области. О своем детстве она вспоминала:

— Я в детдоме жила с трех лет. А вышивать начала лет с десяти. В 1949 году надо было от детдома вышить сорочку для Сталина. Искали, кто сможет, и нашли меня.

Меня никто не учил, никто рядом не сидел. Это как от Бога – взяла иголочку и стала вышивать. Потом я узнала, что моя мама была лучшей портнихой в Успеновке. Но из всех сестер вышивкой занимаюсь только я.

У нас в детдоме была “дурная” особенность вышивать номера на сорочке. А мы не хотели выглядеть, как в концлагере. Мне пришло в голову избавиться от номеров. Я повыдергивала ниточки, сделала мережку (хотя тогда и не знала, что это такое) и вышила «Валя М.», «Галя А.». Так и начала вышивать.

Валентина Харлова

Вместо свиданий Валентина сидела ночами в столовой

— После школы я пошла в Верхне-Хортицкое педучилище. Там из меня сделали настоящего творческого человека.

Четыре года я жила на стипендию 14 рублей. (Это была самая большая стипендия). Немного. Но сильного голода я не испытывала. В студенческой столовой существовал гуманный порядок: всегда стояла миска хлеба, соль и если ты очень голодал, то садился и ел (это были 1951 – 1955 годы). Друзья из сел делились продуктами. Учителя помогали шить одежду. Наверное, это счастье мое было такое.

Ценность училища для меня вот еще в чем. Девчонки после войны учились взрослые, лет по 18-19. А мне 14. Я еще не бегала на свидания, а они уже по хлопцам. Девчата давали мне задания: “Валя, нарисуй этюд”. И я ночами сидела в столовой и рисовала. Если было 19 заказов, я делала их разными. И преподаватель даже не догадывался, что их рисовал один и тот же человек. Мне девчонки после уроков говорили: “ У тебя столько-то пятерок, столько-то четверок”. Троек не было никогда. И за то, что я научилась рисовать, спасибо этим девчонкам.

Как Валентина Харлова возродила забытую запорожскую вышивку

— Раньше говорили, что у нас в Запорожье ничего нет – ни художественных промыслов, ни школ, ни традиций. Но благодаря Киеву, Союзу художников Украины я узнала о наших традициях. Я поступила в Союз в 1972 году, и от Запорожья меня направили на учебу в Седневский дом творчества. Нужно было оправдать звание мастера: выдержать два месяца учебы, выполнить 10 контрольных работ мастера (рушники, сорочки), еще – подготовить ученицу. Я должна была делать работы, характерные для юга Украины – вышивать по-запорожски. К вышивке у меня подход научный. Я искала наши мотивы по музеям, по выставкам, в литературе. И нашла. Спасибо народному художнику Украины Владимиру Прядко. Он обратил мое внимание на южноукраинские рушники в киевских Историческом музее и Музее народного искусства Украины.

Вот, например, одна из возрожденных, знаменитая вышивка юга Украины в технике «тамбурного шва» — «белым по красному». Именно такие рушники дарили званым атаманам, кошевым. Они были в обиходе казацкого дома. Это техника 17-го–18-го веков, а в конце 19-го она потерялась.

Еще одна, возрожденная, — «гаптованная зеркальная гладь», выполненная золотистыми нитками разных оттенков. Это цвета Запорожской области. И полотно берут рыжеватое, в тон – льняное или конопляное.

В петриковскую вышивку, выполненную “поперечной гладью”, кроме золотистых тонов добавляют яркие цвета – синий, зеленый. Село Петриковку основали запорожские казаки, так что и эта вышивка тоже наша традиционная. Есть и петельчатая гладь…

Я, благодаря запорожской вышивке, и Александр Вильчинский, с черной керамикой, первыми поступили в Союз мастеров народного искусства Украины (основан в 1990 году). У Вильчинского был билет № 2, а у меня № 13 – по алфавиту. А с 1992 года я – в Запорожском отделении Союза мастеров. И готовила к вступлению своих учеников: Таисию Мазур, Елену Глущенко, Елену Загорутченко, Ларису Орестенко – их много, всех не пречислишь. Сегодня школы вышивки открыты во многих районах области. А с 2000 года Министерство образования ввело в программу 9 класса разработанную мною тему “свободная гладь”, где девочек учат гладевым техникам юга Украины.

— Несколько лет назад вы говорили, что придумал, но не вышили 3000 узоров. Со временем, наверное, стало больше?

— Не только придумала, но и вышила. Пока точно не считала, сколько. Может, на 250 узоров стало больше. Я сама составляю узоры, делаю графический рисунок и схему – настоящий мастер не должен копировать.

О работах

Моя вечная любовь — казак Мамай, я его вышиваю много лет. Мои Мамаи — разные, красивые, звучные. Выставляю их очень редко.

— Абсолютно все работы приходят ко мне только через цветные сны. А когда тяжело на сердце, обязательно снится Тарас Шевченко.

…Напомним, что летом 2003 года Валентина Харлова перенесла тяжелую операцию, у нее была онкология. Тогда мастерицу очень поддержали ученики и она была настроена позитивно. «После операции я поняла, что надо еще долго жить. Я еще нужна ученикам», — говорила тогда Валентина Гавриловна. Она прожила еще больше 18-ти лет. Светлая память…

Читайте также: В запорожском музее можно будет сфотографироваться с большой куклой-мотанкой и примерить одежду ХІХ века.


Комментарии читателей