Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье, Фоторепортаж
На самосвале из «Весны на Заречной улице» реально ездил запорожский шофер Алексей
Поделиться

Настоящий водитель грузовика из фильма работал в Запорожской автоколонне №1

В запорожском музее техники «Фаэтон»  восстановили самосвал — точь-в-точь, как в легендарном фильме «Весна на Заречной улице». Сегодня и завтра возрожденный грузовик станет главным объектом необычной фотозоны  в районе площади Маяковского.

На таком самосвале Татьяну Сергеевну не раз подвозил бойкий шофер Юра.

В кабине этого грузовика впервые увиделись главные герои.

А кто же в действительности работал на ЗИС-ММЗ-585, навеки запечатленном в знаменитом кино?

Кто был этим водителем, известно.

И я хорошо знаю этого человека. Потому что он мой отец — Алексей Иванович Фризько.

Теперь обо всем по порядку.

Родился Алексей Иванович в Житомирской области в декабре 1927 года. В неполные 17 лет — еще продолжалась война — ушел в армию и стал зенитчиком. Вначале был орудийным номером, а после войны, когда служил в 16-м зенитно-артиллерийский полку в Запорожье, определили шофером.

С детства помню, кроме отцовских медалей, и два его знака — «Отличный артиллерист» и «Отличный шофер».

Во время войны шоферов, как говорил отец, «повыбивало», поэтому пришлось восстанавливать потери. Учился на полуторке, а ездил на Студебеккере, — рассказывал он, вспоминая службу.

Службу тащить пришлось долго — больше 6 лет.  А после дембеля, когда ни денег, ни жилья, ни образования (до войны успел окончить 5 классов), была одна дорога — работать по приобретенной в армии специальности. Так в 1951 году 23-летний Алексей стал шофером треста «Запорожстрой».

Алексей на гражданке после 6 лет службы в армии. Фото, предположительно, 1951 года

Первые записи в трудовой книжке

Работал Алексей на строительстве театра, телевышки. А как-то в автоколонну поступило распоряжение: выделить машину для команды, снимающей кино. Вот машину Алексея и выделили.

Теперь вы поняли, как грузовик отца оказался в фильме, через много лет ставшим в Запорожье культовым.

Грузовик в очередной раз едет в «Весне на Заречной улице»

Таким был реальный запорожский водитель, чью машину задействовали в знаменитом фильме. Фото сделано в 1956 году — как раз тогда лента вышла на экраны

Как журналист, поклоняющийся фактам, оговорюсь: не утверждаю стопроцентно, что в этой ленте ездитЗИС-ММЗ-585 именноАлексея Фризько, поскольку съемки проходили задолго до моего рождения и воочию наблюдать их я не мог. Но с раннего детства, когда никакой «Весны на Заречной улице» я еще не видел, уже твердо знал: там есть учительница и там есть машина моего отца. Время от времени в семье об этом вспоминали.

В год премьеры «Весны…» в СССР ввели Положение о порядке присвоения квалификации шофера-профессионала III, II и I классов. Среди прочих условий для присвоения II класса шофер должен был наездить не менее 60 тысяч километров.

Это свидетельство о повышении квалификации Алексей получил 3 ноября 1956 года — за три недели до премьеры фильма с его грузовиком

Из тех же семейных разговоров знаю, что машина у отца, по правде сказать, была не ахти: если и не «убитая», то весьма проблемная. Да оно и понятно: кто же даст молодому шоферу новую машину. А, может, в послевоенном Запорожье тех новых машин и было-то как кот наплакал. Так что восстановленный умельцами из «Фаэтона» грузовик в его нынешнем состоянии наверняка даст сто очков своему киношному прототипу-работяге из 1950-х годов.

Впрочем, помню, звучало у отца слово «Кутаиси». Возможно, должен был получить оттуда новую машину, ведь в этом грузинском городе выпускали модификацию ЗИС-ММЗ-585. Во всяком случае, отец ездил туда. На обратном пути в колонне перегонявших машины из Кутаиси через Дербент, Ростов, Мелитополь с финишем в Запорожье, кроме водителей, был парторг, а хотелось иметь автомеханика.

Главной проблемой в то время было жилье. Мои отец и мать жили на 14-м поселке, в бараке, и перспектива с квартирой оставалась туманной. Поэтому когда появился на свет мой старший брат, родители поддались на уговоры материной родни и переехали в райцентр Михайловку.

Начался новый этап в трудовой жизни шофера

За более, чем сорок лет за рулем грузовика (а последние тридцать лет жизни еще и личных «Жигулей») — ни одного ДТП

В бывшем колхозе «Червоний партизан» наверняка помнят любившего пошутить шофера дядю Леню Фризько, который славился безусловным и невозмутимым воплощением водительского принципа «тише едешь — дальше будешь». Может, потому ему часто поручали возить людей (в колхозе он работал уже на бортовом автомобиле).

И естественно, что на похороны отца в 2008 году пришло немало народу. Ведь его все хорошо знали. С кем он только не ездил и кого только не возил — и колхозниц на поля, и школьников на сельхозотработку, и тех же детей в пионерлагерь в Алтагире, и столичных археологов, обследовавших курганы в окрестностях Михайловки…

А еще на машине искал колхозных овец в ночной степи во время кошмарной бури зимой 1969 года,  регулярно ездил в Западную Украину за лесом и, если не ошибаюсь, доярками. Теперь я понимаю, как мать переживала в ожидании отца из тех рейсов — в отсутствие какой бы то ни было связи оставалось уповать лишь на момент, когда машина, наконец, покажется, возвращаясь из дальней дороги.

Вот так рулила шоферская судьба реального водителя самосвала из «Весны на Заречной улице» Алексея Фризько. Болели руки на старости лет — сказывалось, что нелегко было крутить баранку в молодые годы, ведь гидроусилителя руля на том же ЗИС-ММЗ-585 еще не было.

Из уважения к этой судьбе и к этому труду мы и на памятнике на могиле отца грузовик изобразили. Правда, там другая легенда автопрома — ГАЗ-51. На нем отец проездил большую часть своей водительской жизни, такие «газоны» он помнил с тех времен, когда они были еще с деревянной кабиной.

1970-е годы. Отец с ветеранами войны колхоза «Червоний партизан» (сидит второй слева). Фото любопытно тем, что здесь присутствует Анатолий Авксентьевич Король (в военной форме) — славный летчик, совершивший первый боевой вылет в шесть часов утра 22 июня 1941 года и дошедший до конца войны (шикарное интервью с ним — здесь). Анатолий Авксентьевич среди колхозных ветеранов не случайно — он наш земляк, его отчий дом был на соседней с нами улице

Автор: Владимир Фризько

Фото из семейного архива

Читайте также: Понаехали: в «Весне на Заречной улице» оказалось много левых машин


Комментарии читателей