Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье, История
Вместо троллейбуса на шахту запустили ракету в космос: 60 лет назад в Запорожской области заложили город
Поделиться

В городе-юбиляре сохранился его первый дом

«Радуют глаз ярко-зеленые посевы озимых. Слышен гул тракторов, готовящих почву под кукурузу, — писала весной 1961 года газета «Запорожская правда». — А рядом, на михайловских и белозерских полях — крупнейшая новостройка, которой суждено войти в историю советской семилетки. Пройдет два-три года, и отсюда, из белозерских недр, на металлургические заводы страны пойдут эшелоны железной руды.

Первыми в историю стройки войдут те геологи-разведчики, которые готовят сейчас скважины под колодцы шахт, те герои-строители, которые, преодолевая все трудности… уже заложили первый дом пока еще безымянного города горняков».

Тот безымянный город сегодня мы прекрасно знаем как Днепрорудное. А тогда, 60 лет назад, все было будущим — и город, и дороги к нему, и Запорожский железорудный комбинат (в то время скромно именуемый будущим рудником).

Поначалу город назывался Днепроградом. Предлагался и Таврическ. Но в итоге он оказался Днепрорудным

Первые дома Днепрорудного

Застройка первого микрорайона

Окунувшись в прошлое, читаем «Запорожскую правду» 1961 года дальше — тот ее номер, который вышел в день полета Гагарина.

«В таких штабелях под навесами мы видели когда-то здесь, на колхозной плантации, уложенные в ящики помидоры, огурцы. А теперь на площадке Белозерской комплексной геолого-разведочной экспедиции в ящиках под навесом… кварциты, сланцы, руда, железо, за которым охотились буровые мастера и которое вскоре сотнями тонн посыплется в вагонетки из рушимого пласта, там, глубоко под землей, в забоях будущего рудника…

Сотни людей в двадцати бригадах готовят скважины под колодцы, откачивают сейчас воду с шахтного поля и продолжают вести разведывательные работы… В середине лета предполагается уже приступить к сооружению первой шахты».

Место центральной площадки комбината, освоение которой началось в 1961 году

А теперь — внимание. Дальше в старой газете строки о том, что стало поводом для сегодняшнего юбилея Днепрорудного.

«От шахтного поля до будущего города горняков, т. е. от площадки, расположенной к югу от Малой Белозерки, до с. Балок пока еще далековато. Но что означает расстояние в 15-20 километров при предполагающихся электропоездах, троллейбусах. Зато жить будут горняки вдали от рудной пыли, в живописном месте на берегу широко разлившегося Каховского моря.

С троллейбусами не сложилось, а вот поезд от станции Каховское море (расположена в Днепрорудном) до промплощадки железорудного комбината в 1960-е годы пошел

Всего лишь полгода прошло с тех пор, как сюда, в с. Балки Васильевского района, пришли рабочие из треста «Запорожстрой», но многое уже сделано… Сооружается первый поселок «Дружба» для рабочих-строителей. Возведено 24 дома, из них в 12 уже вселились жильцы. Заканчивается строительство столовой.

Дома в поселке «Дружба» (фото из газеты «Запорожская правда», 12 апреля 1961 года)

И самое главное — на горке, в центре будущего города вырисовываются контуры первого большого дома — четырехэтажного общежития для молодых горняков.

— 25 марта 1961 года — исторический день в жизни нового города, — рассказывает начальник участка Юрий Михайлович Черкасов. — В этот весенний солнечный день был уложен первый кубометр бетона в первое городское здание».

Исторический день!

Бригадир СМУ «Рудстрой» Федор Будко, мастер Николай Казаченко и начальник участка Юрий Черкасов на строительстве первого дома горняков (фото из газеты «Запорожская правда», 12 апреля 1961 года)

Вот он, исторический первый дом Днепрорудного. Заложен ровно 60 лет назад — 25 марта 1961 года. Мало какой город может похвалиться, что сохранился его первый дом. Днепрорудное — может

Сейчас это многоквартирный дом, а до этого было общежитие

— К закладке первого дома тщательно готовились: пригласили телевидение, но, к сожалению, никто не приехал, — спустя годы вспоминал Федор Андреевич Будко. — Зато потом посетителей было много, ведь это был первый дом нового города.

Эх, прохлопали телевизионщики эпохальное событие. Глядишь, и попало бы оно в кинохронику в 18.50 на единственном тогда канале. А теперь той хронике так вообще цены бы не было.

Впрочем, подвели не только телевизионщики. Не все гладко было и на самой стройке, о чем прямо писала «Запорожская правда».

«Во-первых, непонятно отношение к стройке начальника управления «Союзэкскавация» т. Шевченко. Направив сюда всего лишь несколько машин, управление явно затягивает строительство дороги.

Дорога в порт

Место под строительство порта

Следует, во-вторых, утрясти проблему финансового состояния стройуправления. Больше гибкости в этом деле должны проявить руководители комбината. Правильно в своем письме в редакцию по этому поводу пишет т. Мачавариани, подчеркивая, что заказчикам нужно более уважительно относиться к труду строителей, не обострять отношения, а трудиться дружно над осуществлением основной задачи, поставленной перед обоими коллективами.

Автостанция в юном Днепрорудном

Нужно, в-третьих, капитально разработать вопросы канализации, водопровода и теплофикации в новом городе, чтобы не получилось, что жилье уже готово, а соответствующих сетей для подключения еще не будет.

Вид на тогда еще Днепроград со стороны поселка «Дружба»

Нельзя считать нормальным и то, что до сих пор нет договоров с трестами «Днепротрансстрой», «Шахтаспецстрой», «Шахтопроходка», не разграничены функции генерального подрядчика и субподрядчиков.

Улица Южная. Свет, простор, хрущевки, «Москвич» — все дышит романтикой 1960-х годов

Из-за отсутствия договоров задерживается сейчас, например, сооружение железной дороги. Трест «Днепротрансстрой» охотно выполняет заказ нашего совнархоза, но как ему можно работать, если рельсы, выданные прямым назначением на рудник, управлением строительства переданы на другие стройки».

***

Да, не через два-три года, как обещали в газете, а только через шесть лет пошла здешняя руда, а троллейбусы в Днепрорудном не ходят и спустя 60 лет. Но проблемы в жизни всегда бывают. Главное, что сама жизнь продолжается.

Жизнь Днепрорудного в том числе.

Автор: Владимир Фризько

Благодарим за помощь при подготовке публикации Елену Машталяр

Фото: газета «Рабочее слово», научно-популярное издание «Путь к большой руде», архив «Индустриалки», rudniy.news, bibdnip.ucoz.ua, 1ua.com.ua

Использованы материалы dneprorudnoe.narod.ru

Читайте также: Запорожскому горсовету исполнилось 100 лет: как менялся город при сталинских «слугах народа»


Комментарии читателей