Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье, Культура, Фоторепортаж
В Запорожье открыли выставку редкой для города живописи
Поделиться

В Запорожском областном художественном музее открылась выставка абстрактной живописи «Пространство эмоций Дмитрия Ципунова»

Пространство эмоций, свободы, а для кого-то и медитации — у запорожцев есть редкая возможность посмотреть экспозицию профессиональной абстрактной живописи. В художественном музее открылась выставка «Пространство эмоций Дмитрия Ципунова».

Пространство эмоций Дмитрия Ципунова в художественном музее

На картинах художник воплощает абстрактные миры, не связанные с реальностью, наделяя их своим эмоциональным состоянием. Еще ему удается создавать интересные фактуры (поверхности), в том числе объемные. Для чего он использует песок, веревки, мебельные гвозди и другие конструкции, и даже винные пробки. Кроме картин есть несколько объектов, в том числе из гвоздей с «тяжелыми судьбами». Всего — 88 работ.

Пространство эмоций Дмитрия Ципунова в художественном музее

Модернизм в Запорожье

С именем Дмитрия Ципунова, единственного в нашем городе художника занимающегося главным образом беспредметной живописью, во многом связано становление модернизма в Запорожье во времена перестройки и гласности.  Дмитрий Ципунов участвовал в выставке «Авангард-89» в нашем художественном музее. (Это была первая в Запорожье выставка современного искусства). А в 1992 году основал там серию выставок современного искусства «Образ. 90-е».  Где запорожцы открывали для себя, что есть и другое искусство, а не только разрешенный в СССР реализм.

Пространство эмоций Дмитрия Ципунова в художественном музее

Авангардными идеями Дмитрий увлекся в Москве, где учился в станкостроительном институте. На творчество Ципунова также повлиял факт полета Гагарина в космос и знакомство с живописью Василия Кандинского. Который в 1910 году написал первую в мире абстрактную работу. (Где в Запорожье увидеть работы Кандинского в оригинале, читайте здесь). И хотя направление, возникшее 100 лет назад, современным не назовешь — это уже классика модернизма, но часть запорожцев все еще считает его новаторством и могут сказать, что «ничего не понимают». Выставка Дмитрия Ципунова — хороший шанс научиться получать удовольствие от абстрактной живописи.

Намеки от художника

Лейтмотивом выставки я бы назвала огромную картину «Зачем волноваться?». В экспозиции такое ощущение невесомости и безмятежности, что кажется — за стенами музея вообще нет проблем.

Пространство эмоций Дмитрия Ципунова в художественном музее

-Если лет 25 назад у меня в работах были более смурные  настроения (но энергетики в них было, пожалуй, побольше. — Ред.), то сейчас повеселее, — сравнивает «Индустриалке» Дмитрий Ципунов. — А фактуры я делал всегда, и 35 лет назад. Это мое любимое занятие — какие-то фактуры, протирочки, текстурки, гвоздики.

Показываю работы, накопившиеся за пять лет. В последнее время выставок не было. И дома еще примерно столько же работ. Отбор был, скорее, композиционным, по единству настроения. Люблю выставки, потому что это новая композиция, картины на стенках начинают влиять друг на друга. И весь зал целиком можно считать большой картиной. А вообще весело, мне нравится.

Пространство эмоций Дмитрия Ципунова в художественном музее

— На презентации выставки ваши картины многие сравнивали с джазом. Пишете под музыку?

— Да, под любую — рок, джаз, современную украинскую музыку. Но во время творческого процесса ее не слушаю, она — как фон.

-Как возникают ваши беспредметные композиции?

-Приходят неизвестно откуда. Все само собой получается. Я не знаю, что наталкивает.

Пространство эмоций Дмитрия Ципунова в художественном музее-За что любите абстракцию?

-За то, что это полная свобода. Здесь каждый может выбирать, что ему нравится. Нет сценария, прописанного художником. Например, три медведя на картине — три медведя и есть. Ну, четвертый где-то за елкой может стоять. А может и не стоять — это единственное, на что может хватить фантазии в таком сценарном бесконфликтном произведении. А в абстрактной картине конфликт создается между пятнами, цветами, фактурами, тональностью. В процессе просмотра картины зритель может сам себе написать пьесу.

Более того, хочу обратиться к зрителям — останавливайтесь у картин минут на 10, смотрите внимательно, попытайтесь подумать. И каким-то образом постарайтесь себя сопоставить с тем намеком, который дал художник, но не пытайтесь залезть к нему в голову. Абстрактная живопись в первую очередь дает намеки, а не ответы.

Еще один совет, как смотреть абстрактные произведения

Автор этих строк, как профессиональный искусствовед, советует не думать, глядя на абстракции. А «отпускать» мысли, наслаждаться сочетанием форм и цветов. Возможно — помедитировать. И прислушиваться к своим ощущениям.

Мнение

Людмила Калашникова, главный смотритель художественного музея:Пространство эмоций Дмитрия Ципунова в художественном музее

 

-На выставке Дмитрия Ципунова мне особенно нравится зал № 24, где я дежурю. Потому что здесь много предметных работ (например, со слонами и носорогами) в хорошей цветовой гамме. Мне это близко. Дмитрий Ципунов проводит в залах интерактивный опрос и зрители уже расспрашивали об этом.

Вообще, на разных выставках зрители часто спрашивают смотрителей о содержании работ: «А вы мне можете вкратце рассказать, что тут изображено?». Но смотритель не имеет права рассказывать об этом. В таком случае мы вежливо советуем обратиться к искусствоведу.

Пространство эмоций Дмитрия Ципунова в художественном музее

15 января можно посмотреть выставку бесплатно

Выставка «Пространство эмоций Дмитрия Ципунова» будет работать в художественном музее по 15 февраля. Билеты по 10 грн. Телефон для справок 286-27-57.

Кстати, сегодня, 15 января, в Международный день музейных селфи вход на выставку бесплатный. При условии, что зритель будет делать селфи.

Читайте также: В Венеции запорожанка ходила по воде и смотрела на уборку крови.

Фото Александра Прилепы



Комментарии читателей