Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье, Культура, Общество, Фоторепортаж
В ведущем театре Запорожской области продолжаются страсти и скандалы
Поделиться

В театре имени Магара руководство продолжает преследовать неугодных

Несмотря на решение Днепропетровского апелляционного административного суда, который оставил в силе постановление Запорожского окружного админсуда, областной совет не отменил решение о назначении конкурсной комиссии по отбору на должность директора театра.

И, соответственно, директором областного украинского музыкально-драматического театра продолжает оставаться победитель конкурса Владимир Панькин.

Владимир Панькин

Как сообщил юрист Александр Щедрин, областной совет подал кассационную жалобу в Высший административный суд, но, согласно Кодексу админсудопроизводства, подача кассационной жалобы не останавливает решение суда, которое вступило в законную силу.

Отсутствие каких-либо действий со стороны собственника ведущего запорожского театра в течение почти полугода (апелляционная инстанция оставила в силе постановление суда первой инстанции еще 21 июня) лишь развязывает руки директору и его ближайшему окружению в борьбе с неугодными членами коллектива.

театр

О том, что ситуация в театре имени Магара продолжает оставаться нездоровой, журналистам рассказали режиссер-постановщик Виктор Попов, председатель первичной профсоюзной организации актер драмы высшей категории Максим Игнатьев, руководитель литературно-драматической части Наталья Игнатьева и уже бывший актер Денис Астафьев.

Все они были против того, чтобы Владимир Панькин был признан победителем конкурса, и открыто говорили об этом. Реакцию руководства предположить нетрудно.

9 лет назад избавились от художественного руководителя

…По утверждению участников пресс-конференции, напряженная атмосфера в театре началась с приходом Владимира Панькина. Он был представлен коллективу в канун 2014 года ныне покойным губернатором Александром Пеклушенко.

При его руководстве из театра по разным причинам уволилось более 40 человек.

Один из последних, кто написал заявление, не выдержав давления, — артист театра, молодой режиссер Денис Астафьев (его спектакль «Школа з театральним нахилом» завоевал Гран-при «Надежда Сичеславны-2012», а за «Україно! Україно! Оце твої діти» он награжден дипломом «Надежда Сичеславны-2015» как лучший режиссер).

Свою карьеру Денис Астафьев продолжит в Днепропетровском академическом театре юного зрителя, который возглавляет запорожец Виталий Денисенко.

К слову, Виталий Денисенко в театре Магара также в свое время оказался в роли изгоя — его должность «художественный руководитель» облсовет сократил по настоятельной просьбе тогдашних начальника управления культуры ОГА Ларисы Сизинцовой и директора театра Валентина Слонова.

В разгар экономического кризиса известный режиссер был выброшен на улицу. А Лариса Анатольевна, как и предполагал Виталий Денисенко, вскоре оказалась в кресле заместителя директора театра, которое занимает и по сию пору.

Многие коллеги сочувствовали Виталию Денисенко, который в одночасье стал неугодным. Но, что называется, «за кадром», с глазу на глаз. И вот те времена вернулись…

театр

Политика давления и деления

— Репрессии в театре — это звучит опереточно, — говорит Денис Астафьев. — Но в нашей ситуации это правда. Потому что к власти в театре пришли люди, не имеющие никакого отношения к искусству.

Естественно, они начинают перестраивать театр по своему разумению.

Художественная часть за два года потерпела крах. Мало такого, за что не стыдно. Это следствие политики руководства театра.

И заключается она в репрессиях, в давлении, в делении коллектива, который был сплоченным. Это традиционная политика: разделяй и властвуй.

Мне из театра пришлось уйти. Я понял: терять на ругань время, которое можно тратить на творчество, — малоинтересно.

Но считаю, что продолжать бороться за справедливость нужно.

Уволить с первой попытки не вышло

Максим Игнатьев, помимо того что актер драмы высшей категории, еще и профсоюзный лидер коллектива. В начале октября руководство попыталось его уволить, но не получилось.

По словам Максима Игнатьева, он не значился в списках актеров, которые вызывались в театр 1 октября, в день открытия сезона.

А все, кто в этот день не был задействован в спектакле, согласно расписанию, должны были заниматься индивидуальными занятиями. И не обязательно в здании театра.

3 октября Максиму вручили соответствующий акт, а уже 5-го числа на областную организацию профсоюза ушло ходатайство о расторжении контракта с актером Игнатьевым, который отсутствовал на работе на протяжении трех часов.

Игнатьев Максим

Избавиться от профсоюзного лидера с наскока не получилось: 17 октября обком профсоюза, предварительно выслушав пояснение председателя первички, ответил отказом.

Через 10 дней Максиму Игнатьеву руководство театра вынесло выговор.

— З попередженням: одне найменше порушення – і розрив контракту, — рассказал Максим Игнатьев. — 5 жовтня я був ознайомлений з наказом, що кожного дня повинен з’являтися до головного режисера і отримувати завдання на день.

І щовечора звітувати про виконану роботу. Крім того, наступного дня до 12.15 я повинен здати письмовий звіт — погодинно де був, чим займався.

Максим Игнатьев

Максим Игнатьев в театре 16 лет, и за все это время никаких взысканий не получал. Сейчас же он фактически висит на волоске.

Максим утверждает, что на него оказывают давление, прежде всего, как на председателя проф-организации.

За его спиной руководство театра заставляет людей выходить из профсоюзной организации, говоря при этом, что не нужно писать заявления о выходе. Хотя это не так.

По мнению Максима Игнатьева, администрация хочет развалить первичку, обвинив в этом председателя.

Директор Владимир Панькин настаивает на выходе из областной профсоюзной организации работников культуры, как это было в областной филармонии при его руководстве. Но Максим Игнатьев категорически против.

— Якщо ми відмовимося, то вся бухгалтерія буде вестись в театрі, — объясняет свою позицию Максим. — Гроші стануть непідконтрольними.

А це членські внески, щорічні відрахування від фонду оплати праці — десь біля 200 тис. гривень. Я застерігаю від такого кроку.

Виктор Попов

Написал массу объяснительных

…Заслуженный деятель искусств Украины, режиссер-постановщик Виктор Попов в следующем году отметит 40 лет театральной деятельности, 36 из которых приходится на Запорожье.

Последние шесть лет Виктор Попов работает в театре имени Магара, где поставил 15 спектаклей. Многие его постановки отмечены наградами.

В жизни Виктора Попова были разные моменты, связанные в том числе и со скандалами, но такой прессинг, как в театре имени Магара, он испытывает впервые.

— Господа, вы заложники, — обратился Виктор Попов к актерам, которые пришли поддержать администрацию театра. — Разрушается коллектив, мы теряем его.

Напомню, в свое время Виктор Попов сначала подписал письмо в поддержку кандидатуры Владимира Панькина на должность директора театра, а потом отозвал свою подпись.

Сохранив свое достоинство, он автоматически попал в разряд неугодных.

В начале октября он, как и Максим Игнатьев, также стал кандидатом на увольнение — получил выговор.

Виктор Попов злостно нарушил дисциплину тем, что пытался сперва представить свой замысел спектакля «Іван Франко. Дон Кіхот» и только после этого начинать работу над постановкой.

Ему пришлось написать четыре объяснительные записки («Я за всю жизнь столько не написал, как за последние полгода»), которые, впрочем, во внимание не приняли.

Попов Виктор

Завлит театру не нужен

Но если Виктор Попов и Максим Игнатьев, скажем так, потенциальные кандидаты на увольнение, то супруга Максима, руководитель литературно-драматической части Наталья Игнатьева с 1 января точно остается без работы — ее должность сокращается.

Наталья Игнатьева

— З 1 січня у мене подарунок, новорічний — я покидаю свій улюблений театр, — говорит Наталья. — Тому що в 2014 році в театр зайшли люди, які люто ненавидять мистецтво і митців.

Я говорю про одиниці культпросвітпрацівників, які захопили театр. Я наполягаю: це окупація.

Що буде з українським театром, з якого виганяють єдину людину, яка стежить за українською мовою, має величезний багаж з української культури?

Завліта не буде, режисера скоро теж не буде. Не буде ще кількох акторів, яких пресують, а потім дотиснуть.

Я вимагаю від обласного керівництва, від громадськості втрутитись в цю ситуацію. Хай в театр прийде нова людина, талановитий менеджер, митець, і організує наше життя!

«Конструкторы» не спешат исправить ошибку

Итог «крика души» сотрудников театра имени Магара подвела председатель ОО «Запорожское театральное общество», руководитель литературно-драматической части областного академического театра юного зрителя Надежда Петренко: «Мені зараз театр імені Магара нагадує великий літак, при конструюванні якого була допущена помилка. І «конструктори» не поспішають її виправляти — мовляв, і так обійдеться. Але так не буває, і може статися катастрофа».

Сторонники директора ходят на  встречи «бунтарей» с прессой

В театре, похоже, создан целый десант сторонников Владимира Панькина, который возглавляет супруга директора, начальник рекламно-информационного отдела Ирина Панькина.

Эта внушительная по количеству группа исправно посещала заседания конкурсной комиссии, а также  все пресс-конференции «бунтарей».

Вот и на этой присутствовали Ирина Панькина, которая вела себя просто вызывающе, постоянно бросая реплики типа «навіщо ви брешете?», главный режиссер Татьяна Лещова, директор-распорядитель  Ирина Редько (должность ввели при Панькине), народные артисты Украины Иван Смолий и Александр Гапон.  А также  многие другие актеры и сотрудники театра, придавшие мероприятию массовость .

По окончанию выступлений  всех спикеров  пресс-конференции стали выступать  Иван Смолий и Александр Гапон.

По их словам, в театре все хорошо, никакого провала в творчестве не наблюдается, а к участникам пресс-конференции, мол, есть масса вопросов.. .

Другое мнение

Татьяна Лещева, главный режиссер театра имени Магара:

— Ми не перший театр, в якому є такі спірні питання. Те, що відбувається з нами, — це парафія юристів, які знайдуть законне рішення питання між театром та владою. Наша задача, моя, як головного режисера, акторів, працівників театру — виконувати посадові інструкції, робити репертуарну політику.

У мене були розмови з Віктором Васильовичем, з Наталією Миколаївною. Я можу представити матеріали, що я пропонувала, що пропонували вони. І чому ми не можемо знайти спільну мову.

Мені б хотілося, щоб ця історія не виглядала, що в театрі такий терор, така ганьба! У кожної історії є дві сторони. Мені б дуже хотілося, щоб ми знайшли спільну мову. Але я не хочу, щоб брехали стосовно творчості. Я розумію, що хтось може бути ображений. Але вони багато недомовляють.

Але це ж правда, що посаду завліта скорочують…

— Ми скасовуємо посаду керівника літературно-драматичної частини, але вводимо таку ж творчу посаду — помічника головного режисера, у якого є функція завідуючого літературною частиною, асистента головного режисера, людина зможе проводити репетиції. І ми маємо на це право.

І Наталія Миколаївна зможе взяти участь у конкурсі. У нас такого немає: скоротили, тому що не потрібна. Ми хочемо розвиватися, робити краще.

Читайте также: В Запорожье с размахом проходит первый международный кинофестиваль

Фото автора


Комментарии читателей