Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье
В Мелитополе мемориал жертвам Голодомора станет образцом современного искусства
Поделиться

Жюри держит интригу — победитель конкурса мемориальных проектов станет известен на будущей неделе

В День памяти жертв Голодоморов, который в этом году выпал на 27 ноября, в Мелитополе состоялась презентация финалистов конкурса проектов тематического мемориала. Ознакомиться с лучшими идеями представителей власти, а среди чиновников была заместитель председателя Запорожской ОГА Злата Некрасова, депутатского корпуса, национально-культурных обществ, ученых, педагогов, творческих людей региона пригласили во Дворец железнодорожников. Здесь в фойе были представлены стенды с конкурсными предложениями с визуализацией, текстовым описанием идей и схемой расположения с привязкой к конкретному месту — зеленой зоне на улице Михаила Грушевского в районе пересечения с улицей Гетмана Сагайдачного.

Проекты продуманы и наполнены символами

Все работы перед тем, как были вынесены на суд общественности, прошли оценку экспертного жюри. В его состав вошли Елизавета Герман — куратор и совладелица художественной галерии The Naked Room,  архитекторы Ирина Мирошникова и Алексей Петров (студия «Форма»), известный украинский художник-скульптор Назар Билык, менеджер и куратор платформы культуры памяти «Прошлое. Будущее. Искусство»  Екатерина Семенюк.

— Это хорошая качественная мировая практика, когда есть компетентное жюри, есть работы художников с определенным опытом, — отметила Ирина Мирошникова, которая презентовала проекты в Мелитополе. — Все проекты  хорошие, сильные, продуманные, любой можно брать и начинать реализовывать.

Как сообщала «Индустриалка», передать всю трагедию Голодоморов участники конкурса попытались, используя нестандартный подход. Ни один из проектов не предполагал установку стандартных памятников. Все идеи связаны с превращением городского пространства с помощью символических объектов и современных технологий в памятное место. К примеру, уроженец Херсона Даниил Шумихин взял за основу один из архитектурных элементов, часто встречающийся на улицах Мелитополя. Колонна в интерпретации художника-скульптора стала центром композиции мемориала, как напоминание об историческом событии.

Художник Виталий Кохан объединил в своем мемориале плуг — образ тоталитаризма и ручей — символ раны, которая никогда не заживает. Дуэт Романа Малащука и Романа Химея решили использовать фото Мотри Кириченко, которая потеряла ребенка в 30-х. Снимок является документом и символом одновременно.

— Опыт одной семьи должен стать безоговорочным свидетельством ужасов Голодомора, которые пережил народ, — прокомментировала выбор авторов, которые работают в разных видах визуального искусства Ирина Мирошникова. — Фото, на котором впереди в гробу лежит самый младший ребенок, а сзади сидят мать, брат и сестры, будет размещено на стеле в зеленом сквере. Она не доминирует, немного в стороне.  Это очень интимная работа, она дает выбор посетителям.

В работе Лии и Андрея Достлевых — художников, которые живут в Польше, фигурируют участки с проросшей пшеницей. Это напоминание о том, что не смотря на ужасные потери, украинцы выжили.

— Павел Ковач – художник и куратор, который работает в муниципальном центре современного искусства во Львове, предложил на конкурс альтернативу уже существующим памятникам, — пояснила еще один проект Ирина Мирошникова. —  На первый взгляд мы попадаем в уютный современно обустроенный сквер, за исключением одного «но»: хорошо подстриженный и ухоженный газон понемногу двигается. На эту идею участника натолкнули рассказы очевидцев о том, как хоронили  умерших от голода людей. Иногда в одной могиле с родителями оказывались и их еще живые дети.

Сама Ирина на вопрос, есть ли у нее фавориты среди финалистов ответила, что не может озвучить эту информацию. А также уточнила, что победитель конкурса будет объявлен только на следующей неделе.

«Главное, чтобы это был целостный проект»

Построен мемориал памяти жертв Голодоморов должен быть за год. Финансироваться он будет за счет пожертвований, на этом акцентировал внимание один из основателей Фонда сохранения историко-культурного наследия Украины Владимир Шпильфогель.

— Бюджеты по каждому проекту прописаны. Это суммы от 1,2 до 2 миллионов, — уточнил Владимир Григорьевич. — Не сомневаюсь, что многие мелитопольцы подумали: «Минько и Шпильфогель придумали этот памятник, пускай они и платят». Может это будет и так, господин Минько и я дадим значительную часть средств. Но есть и люди, думающие по-другому. Ко мне обратились друзья и знакомые, живущие в Украине, Германии и Израиле, и просят принять их помощь на этот проект.  Самое главное, чтобы это был целостный, правильный  проект. Это главное, а деньги мы найдем.

Владимир Шпильфогель отвечая на вопрос, какой из вариантов мемориала ему больше понравился, назвал работы с условным названием «Колонна» (автор Даниил Шумихин)  и «Грязный фонтан» (автор Виталий Кохан).

—  Но я не могу повлиять на результат, никоим образом, — добавил Владимир Григорьевич. — Я даже собрал мнения многих моих знакомых – художников, скульпторов, кураторов, будет интересно сравнить с результатом, который выдадут эксперты.  В любом случае все проекты фантастические. Суперсовременные!

В свою очередь Сергей Минько, как сооснователь фонда, добавил, что в Мелитополе уже есть удачный пример памятного проекта — мемориал жертвам Холокоста. «У нас также должно появиться место, посвящённое теме Голодоморов. Место со своей душой, атмосферой и моралью, чтобы подобное не повторилось никогда вновь», — подчеркнул нардеп.

«Этот кошмар никогда не забудется»

Пока интрига по поводу победителя конкурса сохраняется, мелитопольцы высказывают свои предположения о том, какой же мемориал сможет лучше передать трагедию народа.

— Если бы были представлены макеты, думаю, более наглядно горожане могли бы оценить задумку авторов, — считает Валерий Тимофеев — автора книги «Неоголошена війна» о Голодоморе 1932-1933 годов на Мелитопольщине. — Но мемориал однозначно нужен. Когда я собирал воспоминания людей о трагических событиях меня больше всего поражало, как могла выдержать их психика тот ужас. Один из самых сильных образов, который мне запомнился из разговоров, это то, что мертвых людей собирали и кидали на подводы «как дрова». А хоронили иногда и полуживых. Этот кошмар никогда не забудется.

— Если честно ни один из проектов не впечатлил, но если выбирать из пяти предложенных, то это проект Даниила Шумихина, — признался блогер и краевед Дмитрий Антифеев. — За счёт колоны он хоть как-то выделяется, остальные показались стандартными, плиты, ступеньки, таблички (не душевно), может, в реале будет лучше смотреться.

— Мне больше импонирует проект, в котором используется фото семьи Кириченко — людей, которые испытали на себе весь ужас голода, — отметила руководитель еврейского общества Анна Стаценко. — В этом варианте ( проект Яремы Малащука и Романа Химея) чувствуется трагедия, ее ты можешь эмоциально прочувствовать, читая текст и смотря на фото. Еще мне очень понравился вариант с колосками, которые как будто растут на могилках (проект Лии и Андрея Достлевых). Эта концепция, как для жительницы Мелитополя, мне более близка.

К какому варианту по итогу склонится экспертное жюри, «Индустриалка» сообщит, как только результаты конкурса будут опубликованы на сайте проекта.

Читайте также: В Запорожье почтили память жертв Голодоморов

Фото автора


Комментарии читателей