Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье, Украина, ЭКОПОСТ
Почему в дорожном строительстве выгоднее использовать металлургические шлаки, а не природный щебень
Поделиться

Использование шлаков в строительстве дорог выгоднее и экологичнее

Сегодня в Украине более 5% территории занимают промышленные отходы ТЭС и металлургических предприятий. Это более 450 млн тонн.

Все эти отходы делятся на золошлаки и металлургические шлаки. Золошлаки – это побочные продукты сжигания угля на теплоэлектростанциях. Металлургические шлаки – это минеральная составляющая железной руды и флюсов, которая в процессе производства чугуна и стали отделяется от жидкого металла и накапливается на его поверхности.

Многие считают, что шлаки — это всего лишь мусор, который загрязняет нашу планету. Но это не так. Шлаки — это очень ценный материал, который в развитых странах мира используют в строительстве.

шлаки

Впервые использовать шлаки в дорожном строительстве начали американцы еще в 1908 году. Технология зарекомендовала себя хорошо, и её начали использовать другие страны. В Украине же шлаки в строительстве дорог начали использовать только в 2020 году, когда вступил в силу новый государственный стандарт «Материалы щебеночные из шлаков для дорожного строительства». И золошлаки, и металлургические шлаки можно применять в виде щебня и смесей без вяжущих или с вяжущими материалами для строительства или восстановления дорожного полотна и для укрепления обочин. Ранее же их использовали только при ямочном ремонте дорог.

Но даже после узаконивания использования шлаков в дорожном строительстве Украина не стала активно пользоваться этой возможностью. За 2020 год «Укравтодор» использовал 300 тыс. м³ доменных шлаков для строительства дорог в четырех областях — Донецкой, Запорожской, Днепропетровской и Кировоградской. В целом Украина использует приблизительно вдвое меньше шлаков в дорожном строительстве, чем другие страны мира.

Тему использования шлаков в дорожном строительстве обсудили на 5-м специализированном международном запорожском «Эко Форуме-2021». Эксперты утверждают, что шлаки — это хорошая альтернатива таким природным материалам, как щебень и песок. Тем более, они не уступают им по качеству.

За результатами досліджень, які проводилися профільними інститутами, шлакові матеріали є кращими для будівництва, ніж природні щебінь і пісок. Вони мають дуже гарні показники зв’язування і роблять дорожнє покриття ще більш стійким, що дозволяє збільшити витривалість до навантажень і зменшити потребу в майбутніх ремонтах дороги, — отметила председатель общественного совета Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, президент Всеукраинской общественной организации «Живая планета» Светлана Берзина.

шлаки

Используя шлаки в дорожном строительстве можно решить сразу несколько проблем. Во-первых, добиться снижения себестоимости дорожно-строительных работ. Для сравнения, тонна щебня сейчас стоит 286 гривен, а тонна шлака — 182 гривны. Во-вторых, решить проблему утилизации промышленных отходов.

Металургійні шлаки — це справжнє золото. Використовуючи їх в будівництві, держава зможе зекономити не лише кошти, а й природні ресурси, припинивши руйнувати екосистеми для їх видобутку. Тоді чому ж держава не хоче використовувати шлаки? Відповідь криється в нелегальному видобутку піску та щебню і корупції, яка стимулюється через систему публічних закупівель. Цього можна позбутися, об’єднавши зусилля органів місцевої влади, які є замовниками будівництва доріг, «Укравтодору» і органів, які контролюють дотримання норм законодавства, — подчеркнула Светлана Берзина.

Отметим, что строительство дорог из металлургического шлака может быть очень выгодным для Запорожской области, ведь в нашем регионе есть предприятия, которые перерабатывают шлаки. Одно из таких — комбинат «Запорожсталь». В 2015 году на предприятии ввели в эксплуатацию комплекс переработки шлаков «АМКОМ» для утилизации промышленных отходов с целью снижения воздействия на окружающую среду. Сумма инвестиций в проект составила около 30 млн гривен. Производственная мощность комплекса переработки шлаков составляет 150 тыс. тонн в месяц.

Помимо этого, с помощью оборудования на комбинате «Запорожсталь» значительно сократилось количество твердых отходов производства. Это, в свою очередь, позволяет эффективно использовать площадь полигонов для хранения шлаков под будущее перспективное строительство без выделения новых земель, а также снизить воздействие шлаковых отходов на окружающую среду.

Напомним, что в Запорожье уже есть удачный пример использования шлаков в дорожном строительстве. Из шлаков «Запорожстали» в 2019 году построили новый участок Северного шоссе, которое соединило Заводский район с центром города. Строительство дороги велось исключительно за средства комбината, предприятие инвестировало в проект 220 млн гривен. По завершению строительства дорогу передали городу, ею могут пользоваться все запорожцы.

шлаки

Читайте также: На запорожском предприятии работает механизм мониторинга выбросов парниковых газов


Комментарии читателей