Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье, Интервью, Люди_zp
Чтение, общение и принятие – как разговорить молчуна
Поделиться

Дети с задержкой психического и речевого развития требуют особенного педагогического и медицинского подхода

Логопед-дефектолог, детский психолог Наталья Долгорукова занимается с особенными детьми более 5 лет и знает, что самое главное в этом вопросе – любовь и принятие их со стороны родителей.

Ребенок, который не говорит в два года, может вызвать у родителей две реакции. Одни считают, что это пройдет само собой, а другие навешивают на ребенка ярлыки и называют недоразвитым. Обе эти реакции ошибочны. Такие детки абсолютно нормальны, просто имеют потребность в особенном подходе. С ними и работает Наталья Долгорукова.

— Важно понимать, что есть дети со специфическими неврологическими нарушениями – диагнозом «синдром Дауна» или «ДЦП». У этих детей задержка речевого развития идет вторичным диагнозом. Для них разработаны программы развития, есть лечение, специализированные учреждения, инклюзивные программы. Я же работаю с детьми, у которых в основном, нет специального речевого или неврологического нарушения. Зачастую они даже не всегда являются пациентами неврологов. Но при этом у них нарушена коммуникация, они не разговаривают, имеют сложности пребывания в детских садах, — рассказала Наталья. — Таким особенным детям нужна помощь, нужен толчок. А в первую очередь – понимание и принятие со стороны родителей. Главное, чему должен научиться ребенок-дошкольник, – это коммуникация. Речь — одна из основных видов коммуникации.

Логопед-дефектолог, детский психолог Наталья Долгорукова

— Наталья, расскажите, как вы стали психологом и логопедом? Это не совсем обычное сочетание.

— Как показывает практика, в работе с такими особенными детьми важно быть не просто логопедом. Потому что во время работы мы подтягиваем психологические процессы и эмоциональную сферу. Это все прямо влияет и на то, что малыш начинает говорить в процессе занятий.

Мой путь к такой деятельности был долгим. После школы я закончила медучилище, немного работала медсестрой. Позже получила высшее образование — стала инженером-технологом. Вышла замуж, родила ребенка, и серьезно увлеклась воспитанием и развитием дочери. В то время было не так много литературы на эту тему, но я находила книги, много читала. Книга «Ребенок и уход за ним» Бенджамина Спока (американский педагог и детский врач. – А.К.) произвели на меня особенное впечатление. Я поняла, как важен для ребенка режим. И как это влияет на его нервную систему и на развитие в целом.

Логопед-дефектолог, детский психолог Наталья Долгорукова

Заинтересовавшись психологией, я сознательно поступила на второе последипломное образование в ЗНУ и получила специальность «Практический психолог». Потом работала психологом в отделе кадров одного из банков, психологом в школе, а потом открыла свою Кадровую Компанию.

Через несколько лет волей судьбы я попробовала свои силы в частном центре логопедом. Я много училась, принимала участие в семинарах. А потом поступила в Бердянский Педагогический Университет и получила диплом логопеда.

Уже пять лет принимаю детей в своем частном центре «ЛОГОПЕДИЯ». Я открыла себя в специализации именно по работе с особенными детками. Когда нужно не просто поставить речь, а есть необходимость помочь ребенку еще и в психологическом плане.

— Когда родителям следует обратить внимание на ребенка и задуматься, почему он не говорит?

— Мы живем во время, когда между нами бушуют сумасшедшие информационные потоки, и все это проходит через взрослых и детей. Я пытаюсь объяснить родителям, что важно наблюдать за ребенком с рождения. Дети сегодня очень подвержены влиянию.

Если до 2 лет ребенок не говорит — это повод задуматься. Значит, ему недостаточно коммуникации или имеет место быть психологическая задержка. Причины могут быть разные. Но в год ребенок уже обычно должен говорить несколько слов, в два года – простые предложения. Чаще я работаю с мальчиками, потому что у девочек быстрее развиваются полушария головного мозга.

Они в детстве развиваются быстрее. А к 8- 10 годам развитие мальчиков и девочек выравнивается.

Подчеркиваю – все случаи индивидуальны. Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей, нет.

Лучше преодолеть этот этап в детстве, чтобы предотвратить проблемы, которые могут возникнуть позже.

Логопед-дефектолог, детский психолог Наталья Долгорукова

— Наверное, в садиках у таких деток тоже есть проблемы с адаптацией?

— Такие особенные дети выпадают из системы. Ребенок приходит, например, в сад и не общается с другими детьми, не выполняет инструкции, не говорит. И это сложно и для родителей, и для детей.

— Как еще можно помочь таким детям?

-Заниматься с ними, уделять внимание, больше читать, общаться. Не просто включать мультики, а взаимодействовать. В игровой форме, например. В раннем детском возрасте с ребенком нужно обязательно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки, петь песенки,заниматься пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу шишки, гербарии, разбирать коробку с пуговицами, перебирать макароны, просеивать гречку.

Физическое развитие тоже очень важно. Общая моторика помогает развитию речевой и мелкой моторики. После физической активности ребенок становится более спокойным, выдержанным.

Логопед-дефектолог, детский психолог Наталья Долгорукова

— Наверное, полезны занятия танцами, посещение спортивных секций?

-Понимаете, таких детей не активно принимают в спортивные секции. Они не могут общаться, выполнять команды. Я считаю, что для таких детей было бы хорошо открыть специальный реабилитационный центр. Они сейчас есть в Киеве, Харькове. И центры рассчитаны на детей с нарушениями разного характера. Сюда относятся и нарушения опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы.

Это центры, где с 8 утра до 20.00 с детьми занимаются реабилитологи. Там есть специальные тренажеры, батуты, сенсорная комната, гамаки, маты. На каждого ребенка рассчитана своя реабилитационная программа. Здесь идет упор на физическое развитие ребенка при помощи программы и спортивного инвентаря и оборудования. Таким детям просто необходима специальная реабилитационная физическая нагрузка. Она стимулирует работу мозга, а значит, и речевую активность. Это дает выплеск эмоций, правильно распределяет эмоциональную нагрузку.

В идеале, я считаю, что в таких центрах должны консультировать родителей, проводить для них мастер-классы и рассказывать, как физически развивать детей. Очень хочу, чтобы такой центр появился и в моем любимом городе Запорожье.

Читайте также: Запорожский психолог рассказала, почему нельзя шантажировать ребенка

Фото из архива Натальи Долгоруковой


Комментарии читателей