Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье, ЭКОПОСТ
Опасные отходы: на свалках в Запорожской области хранятся тонны автомобильных шин
Поделиться

Утилизируют ли в Запорожье старые автомобильные шины

Количество автомобилей на дорогах с каждым годом увеличивается. А вместе с ним увеличивается и количество изношенных автомобильных шин, которые нужно куда-то девать. В естественных условиях для разложения выброшенной на свалку или закопанной шины требуются сотни лет. При контакте с влагой из них вымываются токсичные соединения.

шины

Старые шины нельзя утилизировать на обычных полигонах, где при сваливании покрышек в кучи достигается высокая концентрация химических веществ на квадратный метр площади. Их должны свозить на специализированные заводы, где проводится переработка в резиновую крошку. Эта крошка затем может использоваться на предприятиях химической промышленности или применяется для изготовления дорожного покрытия.

Вопросы переработки законодательно не регулируются

В Украине каждый год появляется 180 тыс. тонн отработанных автомобильных покрышек. Из них перерабатываются 10%, остальные идут на захоронение. Для сравнения, в Евросоюзе ежегодно появляются 3,19 млн тонн покрышек, 91% из них перерабатывают. Материал используют повторно или вырабатывают из него энергию.

С 2008 года в Евросоюзе действует директива, которая возлагает на производителей автопокрышек ответственность за их переработку. Компании, которые перерабатывают шины, финансируются за счет дополнительного налога. За каждую переработанную шину такие фирмы получают в среднем 1,4 евро.

В Украине такой поддержки переработчиков нет. Большая часть шин накапливаются на мусорных полигонах и стихийных свалках.

Около 20% использованных автошин «утилизируются» еще одним варварским способом: ряд производств, нарушая действующее законодательство, сжигают покрышки в мощных печах. Излишне говорить, насколько эти ядовитые выбросы загрязняют атмосферу. Так, при сжигании одной тонны использованных шин в окружающую среду попадает более 250 кг копоти и 450 кг токсичных газов.

Украинское законодательство практически никак не регулирует вопросы комплексной переработки автошин. Так, в Законе Украины «Об отходах» сказано, что производители и импортеры шин должны самостоятельно обеспечить дальнейший сбор, заготовку и утилизацию изношенных шин или заключить договор на выполнение таких работ. Однако на практике это почти никто не выполняет.

Водители не заморачиваются

В Запорожье есть предприятие ООО «НИИ «Укрэкопроект», которое занимается утилизацией опасных отходов (в том числе и автомобильных шин) и имеет на это лицензию. В компании утверждают — шины действительно перерабатывают в крошку, и ни в коем случае не сжигают. Но на переработку шины здесь принимают исключительно большими партиями. Стоимость — около 1000 грн за тонну. То есть, просто сдать 4 шины после замены обычный водитель сюда не может.

Как правило, запорожские водители не заморачиваются вопросами утилизации шин. У некоторых покрышки годами лежат в гаражах, а потом оказываются на свалках. Большинство же оставляет шины на СТО после замены. Владельцы СТО утверждают, что потом сдают шины на переработку и получают за это деньги. Так ли это на самом деле, проверить, нельзя. Особенно если речь идет о небольших частных станциях техобслуживания.

Однако, даже если шины, которые оставляют запорожцы на СТО, действительно попадают на переработку, глобально проблему это все равно не решает. Пока в стране не будет единого механизма утилизации автошин, государственной поддержки компаний, которые им занимаются и пунктов приема старых шин, проблема не решится. Горы шин будут продолжать копиться на свалках и отравлять окружающую среду.

Читайте также: Опасная химия: как шампунь и стиральный порошок убивают реку Днепр


Комментарии читателей