Індустріалка - новини Запоріжжя

Запоріжжя
Куда летали самолеты из Запорожья 70 лет назад
Поделиться

В самолетах летали люди, письма и даже зеркальный карп

С сегодняшнего дня Запорожье может хвалиться модерновым терминалом в аэропорту.

Новые лифты, эскалатор, залы ожидания, зоны паспортного и таможенного контроля впечатляют, а перспективы воздушных ворот вдохновляют: Дортмунд, Милан, Вена.

А что представлял собой запорожский аэропорт на заре своего существования, когда ему было лет пять-шесть от роду? Разобраться нам поможет заметка в старой газете «Большевик Запорожья» от 15 мая 1949 года. Приводим ее полностью.

аэропорт ретро

«Вместе с рассветом оживает Запорожский аэропорт Гражданского Воздушного Флота. К стоянке самолетов выходят техники, механики. Начинается тщательный осмотр машин, подготовка их к полету. Ежедневно из Запорожья улетают десятки пассажирских самолетов. Одни — в Москву, другие — в Киев, третьи — в Сочи…

Напряженно трудятся в эти дни коллектив аэропорта. С открытием курортного сезона значительно увеличился приток пассажиров, отправляющихся в санатории Крыма, Кавказа.

Каждый самолет, прилетающий в Запорожье или покидающий город, получает на это разрешение диспетчера.

На командной вышке мы застали дежурного диспетчера Михаила Яковлевича Курбатова. Он связался по радио с командиром корабля, пилотом т. Евницким, и дал ему указания о посадке.

аэропорт ретро

Дежурный диспетчер аэропорта товарищ Курбатов ведет разговор по радио с пилотом, находящемся в воздухе

Слаженно работают все отделы порта. Телефонные звонки раздаются на метеостанции.

— Какая погода на трассе? Какой силы ветер? Инженер-синоптик Валентина Ивановна Савина, быстро ориентируясь по карте-«кольцовке», отвечает на все запросы — она же выписывает бюллетени о состоянии погоды экипажам самолетов, покидающих Запорожье.

Пилоты Запорожского аэропорта Гражданского Воздушного Флота занимаются не только перевозкой пассажиров и грузов. Авиация успешно используется в сельском хозяйстве, срочном оказании медицинской помощи, доставке почты.

400-500 килограммов почты — писем, журналов, газет ежедневно доставляют самолеты во все районы области.

Сейчас группа самолетов ПО-2 ведет борьбу с сельскохозяйственными вредителями. 2000 гектаров фруктовых садов совхоза «Каменка», колхоза им. Ворошилова Каменско-Днепровского района, колхоза «Шлях Ілліча» Михайловского района и других уже опылены с воздуха химикатами. Несколько самолетов заняты на уничтожении личинок малярийного комара в запорожских и мелитопольских плавневых массивах.

10 мая пилот Николай Осипенков привез из села Султановка Киевской области необычных пассажиров. В баках, наполненных водой, были доставлены племенники зеркального карпа. Рыба выпущена в водоемы колхозов им. Ильича и им. Кирова Верхне-Хортицкого района и колхоза «Січ» Червоноармейского района.

Когда над городом сгущаются вечерние сумерки, стихает жизнь в аэропорте. День напряженного труда окончен.

аэропорт ретро

Полет окончен. Пассажиры выходят из самолета

Завтра аэродром снова наполнится шумом моторов, десятки пассажиров займут свои места в просторных кабинах самолетов, и машины, взмыв в небесную синеву, пойдут на Москву, Киев, Сталино, Сочи, Одессу…».

***

На этом репортаж из запорожского аэропорта 1949 года заканчивался. Прочитав его, мы решили дополнить рассказ фотографиями того времени (а как выглядел запорожский аэропорт в разные годы, можно посмотреть здесь).

Динамо Тбилиси

1949 год. Футболисты «Динамо» (Тбилиси)

в запорожском аэропорту, прилетевшие на матч Кубка СССР с «Металлургом». Грузинская команда прибыла в Запорожье на новеньком самолете Ли-2 Северо-Кавказского управления Гражданского Воздушного Флота.

аэропорт ретро

В салоне Ли-2. Этот самолет выгодно отличался комфортными условиями для пассажиров, ведь его прототипом был американский «Дуглас» DC-3.

аэропорт ретро

Простые и надежные самолеты ПО-2 в годы войны стали ночными бомбардировщиками. А после войны эти «небесные тихоходы» атаковали малярийных комаров в запорожских плавнях. И хотя комары, живущие в наших краях, малярию не переносят, тот опыт, согласитесь, и сегодня заслуживает внимания.

Но шли годы, былых плавней не стало, самолеты из Запорожья полетели аж до Ташкентаа теперь и до Шарм-эль-Шейха.

Одного не могу понять: кто это из запорожцев в 1949 году отдыхал в Сочи? Да еще летал туда на самолете.

Автор: Владимир Фризько

Фото: архив «Индустриалки», theopenasia.net, legendary-aircraft.blogspot.com, airwar.ru.

Читайте также: Кондуктор не спешил: куда ходили поезда из Запорожья 72 года назад


Комментарии читателей