Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье, Ретро
Кондуктор не спешил: куда ходили поезда из Запорожья 72 года назад
Поделиться

Железная дорога тогда и сейчас: рельсы там же, маршруты другие

1 июня пассажирские поезда, наконец, должны сдвинуться с места — смягчение карантина обещает добраться и до железной дороги.

Интересно, а куда можно было доехать на поезде из Запорожья лет так семьдесят назад, а если точнее – в 1948 году. Никакого карантина тогда не было, но и технические возможности послевоенной чугунки с ее паровозами были не чета нынешним.

Сталинская железная дорога

Если судить по этому фрагменту карты Сталинской железной дороги (в 1961 году ставшей Приднепровской), то с тех пор в Запорожской области рельсовых путей не очень-то и прибавилось. Нету разве что веток от Федоровки на Нововеселую да от Таврическа (тогда эта станция называлась Попово) до Энергодара. Но так ведь и ни Энергодара, ни Днепрорудного, ни Каховского водохранилища тогда еще не имелось.

Да что там Сталинская – и при Екатерининской железной дороге было все то же самое.

Екатерининская железная дорога

Но вернемся в 1948 год.

В том году как раз 21 мая ввели летний график движения поездов. И главной новинкой для станции Запорожье-І стал выход на маршрут – впервые после войны – курьерского поезда Москва – Симферополь. Для того времени это был настоящий «Интерсити» — из Москвы до Запорожья он проносился всего за 27 часов 10 минут.

Обычный пассажирский покрывал это расстояние почти на 10 часов дольше. К обычному тихоходу, кстати, на обратном пути прицепляли в Запорожье жесткий плацкартный вагон до Москвы.

билет
Билет на поезд 1948 года – «плацкарта для лежания на средней полке в общем жестком вагоне»

По четным числам через Запорожье проходил еще один московский – на Евпаторию, а по нечетным – скорый Харьков – Симферополь.

Вокзал
Так выглядела станция Запорожье-І после освобождения города от фашистов. Так что в описываемое время привычного нам вокзала еще не было, он только строился. И мостов Преображенского не было. Поезда на Никополь шли по временным деревянным мостам, с левого и правого берегов Днепра упиравшихся в дамбы в плавнях южной части Хортицы. Так что там, где теперь на острове самый строгий режим заповедности, 70 лет назад ходили эшелоны.

А в мае 1948 года к услугам пассажиров появились два прицепных вагона (плацкартный и комбинированный) до Киева, с переприцепкой в Днепропетровске.
Ежедневно (до этого через день) начал ходить поезд Симферополь – Днепропетровск.

марка

Марка 1948 года, зовущая в дорогу за досрочное выполнение пятилетки

Еще из новинок летнего расписания 1948 года — поезда Волноваха – Пологи (ежедневный) и Запорожье – Чаплино (по нечетным).

С Запорожья-ІІ по четным числам пошел поезд на Бердянск. По нечетным — плацкартный вагон с переприцепкой в Пологах. А экзотический теперь поезд Ясиноватая – Мелитополь продлил свой маршрут до Джанкоя.

Вот такие новинки ждали запорожских пассажиров на железной дороге 21 мая 1948 года. Узнали мы эти подробности из старой газеты «Большевик Запорожья».

газета
А как далеко мы заехали за прошедшие с того дня 72 года, вы уж судите сами.

Читайте также: От Вильнюса до Ташкента: куда летали самолеты из Запорожья 40 лет назад

Автор: Владимир Фризько

Фото: blog.poltava.to, Википедия, meshok.net, архив «Индустриалки» (фото станции Запорожье-І 1944 года предоставил Алексей Толмачев). В оформлении заголовка использовано фото, предоставленное Василием Борисовым: паровоз в районе станции Передаточной, 1952 год.


Комментарии читателей