Индустриалка - новости Запорожья

Жизнь, Запорожье, Исследуй Запорожье, Материалы, Общество, Ретро, Фото ретро, Фоторепортаж
Первый троллейбус запорожцы встретили, как дикари - фото
Поделиться

70 лет назад горожане ездили на крышах троллейбусов

Ровно 70 лет назад Запорожье стало городом с троллейбусом. Трамваи уже были, автобусы – были, такси даже появилось и самолеты из Запорожья аж в Сочи уже летали. А троллейбусов — не было.

И вот 22 декабря 1949 года на линию вышли первые 6 машин. Событие историческое — случись сенсация подобного масштаба сегодня, вот шуму было бы в соцсетях да на ТВ. А сам факт вполне мог бы потянуть на событие года в городе Запорожье.

Но старту запорожского троллейбуса не повезло – событием года тогда стало 70-летие товарища Сталина. И случилось оно за день до выезда первых машин из парка, так что топ-новость о невиданном транспорте утонула в здравицах по адресу вождя и удостоилась всего лишь крохотной заметки на последней странице газеты «Большевик Запорожья».

Заметка«Около трех месяцев строилась в Запорожье первая очередь троллейбусной линии… Трасса протяженностью в шесть километров связывает завод «Запорожсталь» с социалистическим городом… На открывшейся трассе курсируют 6 комфортабельных машин МТБ-85».

Ну, во-первых, не МТБ-85, а МТБ-82Д. А, во-вторых, с комфортабельностью они явно преувеличили — узкие двери, узкий проход в салоне, отсутствие передней площадки – все это трудно вяжется с приятной поездкой. Но главным в те годы было доехать, а требования к комфортабельности 70 лет назад явно были не чета нынешним.

СалонФото: uk.wikipedia.org

Нелегко приходилось и водителям. Несовершенный рулевой механизм МТБ-82 требовал от них при езде больших усилий. Добавляла усталости и необходимость постоянно переключать ходовые позиции (иначе могли сгореть пуско-тормозные сопротивления).

КабинаФото: chistoprudov.livejournal.com

А зимой неуклюже большая кабина (передней площадки ведь не было) промерзала насквозь. Есть даже такие воспоминания: «Сидит вожатая, закутанная в шубу, как квочка, и ведёт свою машину, как танк, смотря через узкую смотровую щель в заледеневшем лобовом стекле у маломощного оконного обогревателя».

Первое упоминание в прессе о запорожском троллейбусе датируется, пожалуй, 30 марта 1949 года (его фотография уж точно). Тогда «Большевик Запорожья» напечатал снимок привезенных в город машин.

Прибытие троллейбусовА воочию на Южном вокзале (Запорожье-І) их увидел 21-летний рабочий «Запорожстали» Гриша Пинчук. И так машины запали парню в душу, что захотелось Грише стать водителем троллейбуса.

Спустя пару недель в «Большевике Запорожья» появилось скромное объявление о приеме на работу в «Управление трамвая», которое уже заканчивалось обращением к «желающим обучаться на курсах водителей троллейбусов».

ОбъявлениеГригорий Пинчук тут же уволился с завода и записался на эти курсы. Теорию проходили в Запорожье, а вождение — в Днепропетровске.

ЛинияЗа 4 дня до открытия первого маршрута (и за 3 дня до юбилея товарища Сталина) газета «Большевик Запорожья» публикует этот снимок: обязались к дате. Будем считать, успели.

8 декабря 1949 года – за две недели до выхода на маршрут первого в Запорожье троллейбуса – исполком горсовета принял «обязательное решение»: как пользоваться новым видом транспорта.

Решение

Входить в троллейбус разрешалось только через заднюю дверь — даже депутатам Верховного Совета СССР и Героям Советского Союза. Им можно было без очереди, но – только через заднюю.

А после объявления кондуктором об отсутствии свободных мест входить вообще никому не разрешалось.

Выход разрешался только через переднюю дверь.

Запрещалось провозить огнеопасные, взрывчатые материалы, к которым, кроме прочего, относились бензин, керосин и киноленты.

Курить, зажигать спички и зажигалки – все это тоже запрещалось.

За нарушение — штраф до 100 рублей или уголовная ответственность.

Прописали запрет на езду на буферах, лестницах и других наружных частях троллейбуса.

Запретили даже открывать и закрывать окна без разрешения кондуктора. Это кондуктор сам и должен был делать – открывать окна с правой стороны по движению.

У кондуктора, кстати, была куча обязанностей:

— громко объявлять название каждой следующей остановки;

— при получении от пассажира денег громко назвать полученную сумму

— не допускать проезда пассажиров на подножках, лестницах и буферах троллейбуса;

— в случае обнаружения керосина или бензина немедленно остановить троллейбус, высадить пассажира, везущего горючее, и передать его милиции (штраф 25 рублей на месте, налагаемый той же милицией).

Взыскания

Прейскурант взысканий за повреждения в троллейбусе

За безбилетный проезд полагался штраф 5 рублей, а за отказ его платить – в троекратном размере.

Стоимость проезда в «обязательном решении» не указывалась, но можно предположить, что она зависела от расстояния и стартовала, видимо, копеек с 15-ти.

Родителей, дети которых ездили на лестницах, буфере, подножках определили штрафовать «до 200 рублей». В реальности, правда, не дети, а взрослые мужики частенько ездили на крышах переполненных троллейбусов – опаздывали на смену.

Григорий Пинчук1949 год. Один из первых запорожских водителей троллейбуса Гриша Пинчук с кондуктором возле машины с бортовым номером 3. Троллейбус тоже из «первого набора»! Фото из архива Григория Пинчука

Газета

— Первый троллейбус запорожцы встретили, как дикари, — вспоминал много лет спустя Григорий Иванович Пинчук в интервью журналистке газеты «Панорама» Наталье Желновой. — Когда я подъезжал к остановке, они открывали рот и смотрели вслед. Некоторые приезжали трамваем на Металлургов, чтобы покататься на троллейбусе.

Касса

Фото: newsland.com

При Хрущеве, когда Первый секретарь ЦК КПСС решил вплотную заняться строительством коммунизма, кондукторов начали вытеснять кассы-копилки – то ли для механизации труда, то ли из-за предполагаемой сознательности пассажиров – строителей коммунизма. Хотя чуть ли не в каждом салоне написали напоминание: «Совесть – лучший контролер».

Гражданин, войдя в транспорт, должен был подойти к такой кассе-ящичку, бросить монетку в прорезь, покрутить ручку и оторвать билетик.

Вот радость привалила к пацанам-малолеткам! Когда в переполненном троллейбусе люди передавали мелочь, можно было пристроиться у кассы, принимать деньги, делать вид, что бросаешь монетку в ящичек (а, на самом деле, оставлять ее в руке), отрывать билеты и передавать их назад.

А теперь – фотогалерея запорожских троллейбусов разных лет, начиная с самого первого.

Не верите, что с самого первого? А вы почитайте, как назвала эту машину газета «Индустриальное Запорожье» в своей публикации в 1984 году (ниже).

Индустриальное ЗапорожьеПодпись

«Старожилы Запорожья, наверное, сразу узнали на фотоснимке свой первый троллейбус, пущенный 25 декабря 1949 года…». Видите, так и написали: первый троллейбус.

Впрочем, здесь же написано, что на линию вышли 5 машин марки МТБ-82Д, якобы, 25 декабря. А в «Большевике Запорожья» 1949 года, напомним — 6 машин МТБ-85, и вышли они 22 декабря.

Кому же верить? Будем изучать.

А пока — фотографии из редакционного архива «Индустриалки».

Монтаж1958 год. Монтаж троллейбусной линии по проспекту Ленина. Фото из архива «Индустриалки»

Троллейбус трамвай1960 год. Перекресток проспекта Ленина и Металлургов. Все такой же троллейбус марки МТБ-82 (выпускался с 1946 по 1961 год). Дальше видны трамваи (металлический низ, деревянный верх), называемые в народе «подарком питерских рабочих». Фото «Индустриалке» предоставила Ольга Кучина

На месте McDonald’sТот же год практически на том же месте, но в теплое время. На пятачке, где раньше кормили голубей, сейчас стоит McDonald’s. За спиной этого стильного парня – тогдашний запорожский троллейбус. Фото Григория Швеца

Дамба1966 год. На дамбе, кроме троллейбуса, никакого транспорта не видно. Фото «Индустриалке» предоставил Виктор Горбатов

Октябрьская1978 год. Площадь Октябрьская. Из транспорта на площади – три троллейбуса и только одна легковушка – уже тогда устаревший «Москвич-400». Фото Георгия Осиповича

Плотина1978 год. Первый троллейбус отправляется в путь после реконструкции проезжей части плотины. Фото из архива «Индустриалки»

Оксана

1982 год. Водитель троллейбуса Оксана Сосницкая. А еще, кроме красивой девушки, в глаза бросается «комсомольско-молодежный маршрут», «Запоріжжя» и «Щасливої дороги». Чувствуется, что комсомольцы оттюнинговали. Фото предоставила Галина Сосницкая

Любопытные совпадения

В нидерландском городе Арнем троллейбус появился в 1949 году. Как, кстати, и в Запорожье.

Троллейбус НидерландыФото: subbotazh.livejournal.com

В тамошнем музее есть даже самый первый троллейбус – именно тот, что открывал движение в Арнеме 70 лет назад. На ходу, между прочим.

ТроллейбусФото Александра Прилепы

Вернемся к совпадениям: мало того, что в Арнеме и в Запорожье троллейбусы появились в один и тот год, так еще спустя 70 лет в Запорожье прибыл первый троллейбус из Европы – именно из Арнема. Нет-нет, не тот, что из музея :), поновее (годы эксплуатации – 1997-2013).

За рулем – Аристотель

Столб 1Фото Александра Прилепы

Летом 2008 года в районе бывшего кинотеатра «Космос» упал столб с проводами контактной сети, придавив припаркованный рядом автомобиль. Упал ни с того ни с сего. «Время пришло», – философски объяснил причину падения водитель проезжавшего мимо троллейбуса маршрута №14.

Столб 2Фото Александра Прилепы

Кстати

В том же 1949 году в Запорожье появилось и такси. Так что у запорожских таксистов уходящий год тоже юбилейный.

Автор: Владимир Фризько

Читайте также: День автомобилиста: была ли автожизнь в Запорожье при Сталине — фото

 

 

 


Комментарии читателей