Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье
Как строили дороги в Запорожской области 70 лет назад
Поделиться

Машин почти не было, но дороги делали

Когда в Запорожской области вовсю кипит «Велике будівництво» дорог, любопытно вспомнить, как строили дороги лет семьдесят назад. Техника тогда была фантастическая: телеги, деревянные канавокопатели. Да и на такой, с позволения сказать, технике работать после войны особо было некому.

— Во многих районах дорожные бригады комплектуются не вполне трудоспособным составом (старики, подростки), — сетовала в 1948 году газета «Большевик Запорожья», — бригадам не придаются минимально необходимые транспортные средства (одна-две подводы на бригаду) и средства простейшей механизации(деревянные канавокопатели, утюги, катки и пр.).

Приведем еще пару теплых слов о качестве тех самых транспортных средств.

— Я работаю бригадиром полеводческой бригады и ежедневно слышу жалобы колхозников на недоброкачественную работу завода имени Лепсе, — писал в газету А. Зинченко из Больше-Токмакского района. — Колхоз… приобрел по наряду на этом заводе 5 ходов (ход — это часть телеги, ее, так сказать, ходовая часть. — iz). После первой же поездки на подводе в город за 25 километров хода пришли в негодность — болтаются куски ободьев, выпадают спицы, слетают шины. Разве это качественная работа!

Заметим, что «стратегический» обозостроительный завод имени Лепсе к тому времени не так давно возвратился из Оренбургской области, куда был эвакуирован из Молочанска в войну.

Строить и содержать дороги в ту пору зачастую вменялось в обязанность колхозам, а они, как утверждал тот же «Большевик Запорожья», «в осеннее и весенне время, когда необходимо особенно тщательно следить за состоянием дорог, снимают с дорожных работ постоянные колхозные дорожные бригады».

Транспортные артерии в конце 1940-х были явно не автобанами. Вы, может, слышали от пожилых людей слово «профиль» по отношению к дороге. Так вот, профилированная дорога — это грунтовка с выпуклым профилем и улучшенная добавлением гравия, шлака (или просто привозного грунта). Ездить по такому «профилю» после дождя проблематично, но и без дождей подправлять подобный шлях трудно.

Фото Обозостроительный завод

Вот и писала в 1948 году газета: «Отсутствие дождей в апреле — в период, когда производится ремонт профилированных дорог — отразилось на качестве ремонта: имеется много ухабов и выбоин». И далее: «В настоящий момент, в условиях проходящих дождей, необходимо тщательно провести утюжку дорог, ликвидировать ухабы и колеи».

Фото Дорога в Гуляйпольском районе

Вот так выглядел показательный «профиль» в 1949 году. Это фото напечатал тогда «Большевик Запорожья». Подпись к снимку гласила: «В образцовом порядке содержит свой участок межколхозной дороги артель «Коммунар» Гуляйпольского района. Она регулярно проводит ее ремонт, тщательно ухаживает за лесонасаждениями. На снимке: участок межколхозной дороги на пути из Гуляйполя в с. Верхнюю Терсу».

Между прочим, в уборочную страду 1947 года в эту артель в селе Верхняя Терса приезжал первый секретарь Запорожского обкома партии товарищ Брежнев. Очевидно, по этому пути.

А вот как выглядит в наше время дорога на Верхнюю Терсу при выезде из села Широкое Ореховского района (фото ниже, сделано в конце лета 2020 года).

Фото Асфальтовая дорога из села Широкое

И еще пару сравнений, хоть и при всей их условности: в 1948 году в Запорожской области было запланировано отремонтировать 811 километров дорог (в 2020 — 289 километров дорог государственного значения с учетом запорожских мостов). В 1948 году — построить 10,5 километров дорог (в 2020 году строительство не запланировано).

А завтра мы расскажем, как строили знаменитую «дорогу жизни» — трассу Запорожье — Мариуполь.

Читайте также: Пока главную трассу Запорожской области ремонтируют, фуры убивают объездные дороги

Автор: Владимир Фризько

Фото автора


Комментарии читателей