Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье, Интервью, Украина
Как не провалить собеседование и получить работу мечты: советы запорожцам
Поделиться

Запорожский HR-консультант рассказала, как вести себя на собеседовании

Эпидемия коронавируса повлияла на работу миллионов людей во всем мире, и Украина — не исключение. Многие еще весной, во время первой волны коронавируса, потеряли работу из-за жестких ограничений. В первую очередь это коснулось тех, кто работал неофициально. Задумываются о поиске новой работы и те, кому в период карантина сократили зарплату.

Многие считают, что сейчас — не лучшее время для поиска работы. Тем не менее, вакансии есть, и работу найти вполне реально.

Как не провалить собеседование, и к чему стоит готовиться, «Индустриалке» рассказала бизнес-тренер, HR-консультант Оксана Гринь.

В период карантина вам могут предложить пройти собеседование в онлайн-режиме, однако советы актуальны как для личной встречи, так и для собеседования по видеосвязи.

Оксана Гринь

— Самый главный совет — не бояться. Часто очень видела на собеседованиях, что люди боятся. Как правило, все беседуют либо с собственником бизнеса, либо с начальником кадровой службы. И у людей есть две крайности: они либо боятся, либо слишком себя вольготно ведут в силу того, что у них, возможно, есть какой-то крутой опыт, — рассказала Оксана Гринь. — Мы все это видим и первое впечатление о человеке смазывается. И ты пытаешься полчаса потом понять, действительно ли человек такой робкий, наглый, или он какой то другой. Поэтому нужно вести себя естественно.

— Как произвести хорошее впечатление?

— Во-вторых, иметь аккуратный, опрятный внешний вид. Ведь по нему складывается первое впечатление. Когда ты видишь человека, ты видишь в целом картинку. Как ни странно, некоторые этому не уделяют внимания.

Воспринимать собеседование нужно как партнерские переговоры, в которых вы друг другу можете что-то предложить. Важно быть в хорошем настроении, даже если вам кто-то уже успел его испортить. Для того, чтобы разговор был легким и комфортным, нужно быть открытым, добродушным.

Желательно не перебивать работодателя. Бывает такое, что человек хочет очень много о себе рассказать, и это хорошо, что есть что рассказывать. Но вы общаетесь с человеком, вам задают вопросы. В рамках любого вопроса вы можете что-то о себе рассказать, дополнить ответ. Для этого не нужно перебивать собеседника. Это такие простые вещи, но им многие не предают значения.

К собеседованию нужно готовиться. Вы должны хотя бы что-то почитать о той компании, куда устраиваетесь, работодатель на это обращает внимание. Иногда спрашиваешь человека, почему он решил к нам прийти, что его привлекло, а он даже не может назвать название организации, куда он пришел. Тут задумываешься, а твой ли это человек и нужно ли это ему вообще.

Я бы еще посоветовала во время собеседования больше говорить активных глаголов: «я запишу, сделаю, начну». Тогда впечатление о вас складывается как об активном человеке, который готов брать на себя ответственность.

— К каким каверзным вопросам стоит быть готовым?

— Вопросы могут быть самые разные. Есть такой вариант, когда собеседование проходит на конкурсной основе, и кроме вас еще есть кандидаты. Нужно не думать, лучше вы или хуже других, а просто понимать, что вы можете предложить и четко транслировать свой профессионализм. Через свою уверенность, внешний вид, через то, как вы говорите.

Если должность, на которую вы претендуете — специалист или руководитель, вы должны владеть терминологией. Если это техническая специальность, как правило, задают вопросы по технологии. И очень странно, когда задаешь простые вопросы, которые учат на первом курсе, а человек не знает на них ответ.

Мы когда-то задавали на собеседовании такой вопрос: что вы будете делать, если на вас орет руководитель? Очень многие теряются, мол как это. А вот так, люди разные бывают.

У меня вообще есть отдельный чек-лист вопросов, которые сложились методом проб, ошибок на опыте. Сначала мы использовали стандартные вопросы, которые можно найти в интернете. Но потом поняли, что люди по ним реально готовятся и могут где-то лукавить. А нам важно было узнать правду.

Очень люблю, когда люди в резюме указывают своей сильной стороной стрессоустойчивость. И тут я говорю: представьте, что у вас в минуту 38 задач, звонит мобильный телефон, рабочий, все летит в почту и несколько руководителей сразу говорят, что вы должны выполнить их задачи срочно. Что вы будете делать? И тут человек говорит: «А я так не привык работать». Тогда возникает вопрос, какая же это стрессоустойчивость.

Первый необычный вопрос, который люди от меня слышали и который раскрывал очень много о человеке: с какой целью вы ищете работу. Сначала люди впадают в ступор, потом начинают задумываться. Оказывается, некоторые люди ищут работу потому что мама сказала: хватит дома сидеть, пора работать. У меня есть такая знакомая, которая ходит на работу потому, что ей нужно куда-то платья свои носить, ее финансовая сторона вопроса мало волнует.

Этот вопрос кажется странным. В тоже время он очень важный. По одной простой причине: ты понимаешь, что человека будет мотивировать дальше. Если это студент, который пришел на работу, чтобы набраться опыта, стать крутым профессионалом и карьерно расти, ты понимаешь, что его будут мотивировать интересные проекты, обучение, общение с различного уровня должностями. Если человек говорит — да, мне важны деньги, ты ему рассказываешь про финансовую составляющую.

Следующий вопрос: чего бы вам не хотелось точно на этой работе. На вопрос «Почему вы ушли с предыдущей работы?» люди не всегда честно отвечают. А вот когда человек говорит: «Мне бы не хотелось, чтобы на меня кричали», ты понимаешь, что возможно с этим было что-то не так. Для эйчара это сигналы, по которым можно понимать, насколько человек подходит той или иной команде, и сможет ли работать.

У меня когда-то была ситуация, когда мы собеседовали парня, и руководитель спрашивает: «Как ты проводишь свое свободное время?». Он говорит: «Отдыхаю с друзьями». И она у него спрашивает: «А ты много пьешь?». Он говорит: Нет. Не много. Ну бутылку коньяка могу выпить». И мы уже понимаем, что после каких-то затяжных праздников или выходных с этим человеком могут быть проблемы.

Вопрос: «Кем вы себя видите через 5 лет?» — я его давно не использую в своей практике. На сегодняшний день мир очень динамичен. Это задача компании — создать такие условия, чтобы человек захотел остаться тут 5, 10 лет и больше.

Поэтому я скорее этот вопрос задаю иначе: о чем вы мечтаете, чего хотите от жизни. И люди тоже теряются. Мечта может быть не связана с работой. Была ситуация, когда парень говорил, что хочет быть барменом, хотя он хороший технолог. Это сигнал для эйчара: если человек хочет быть барменом, как надолго он сюда пришел?

К вопросу: «Как вы себя видите через 5 лет?» люди готовятся. Они могут ответить: ну конечно, я себя вижу здесь, в вашей компании, профессионалом или руководителем. На самом деле, когда человек только зашел на собеседование, ему трудно ответить, кем он себя видит здесь через 5 лет. Он не то, что будет врать, но будет лукавить, потому что ему важно произвести впечатление на руководителя, рекрутера.

Еще я спрашиваю, сколько денег нужно для счастья. Когда человека спрашиваешь какой он хочет оклад, это уже заезженный вопрос. А понятие, сколько нужно денег для счастья, сильно разнятся даже у людей одного и того же возраста, категории. У меня был ситуация, когда мы собеседовали студентов. Ребята из одной группы, одной специальности. И мне один говорит, что ему нужно для счастья 5 тысяч гривен, а второй — что 20. Очень большой разрыв. Поэтому прежде чем говорить человеку, что мы ему можем предложить, мы должны понять его ожидания.

Бывают и стрессовые собеседования, поэтому нужно быть морально готовым ко всему.

— Что такое стрессовое собеседование?

— Это когда говоришь человеку: вот вы профессионал, а вы готовы пойти сейчас и провести собрание с людьми, что-то им рассказать новое в вашей сфере? И тут люди начинают теряться. Кто-то говорит: «Да как так, я не могу». А бывают такие дерзкие, которые соглашаются, идут, и очень круто это делают. Не факт, что если вам предложат тут же решить задачу, вам действительно придется это делать. Но реакция человека в тот момент очень важна.

Иногда руководитель честно говорит: «Я могу повышать голос и требовать от вас выполнения 38 задач в минуту». Не все к этому готовы. Но я за то, чтобы на собеседовании эйчар говорил человеку все по-честному. Когда не совпадают ожидания с реальной жизнью, происходит текучесть кадров. Человек не понимает, что произошло: с ним вроде бы так хорошо мило беседовали на собеседовании, и все было прекрасно, а тут он начал работать, и стиль общения отличается.

— Как реагировать на вопросы о личной жизни, если они поступают?

— К личным вопросам я отношусь двойственно. Например, вопрос, что для человека важнее: карьера или семья, я лично никогда не задаю. Для меня все должно быть в балансе и странно, если человек не уделяет времени своему личному времени и пространству. Если бы мне поступил такой вопрос, я бы ответила, что для меня должно быть все в балансе, и мое личное время для меня тоже важно. Я готова инвестировать все свое время рабочее для того, чтобы давать результат компании. И тем не менее, для того чтобы давать этот результат, мне нужна семья, друзья и так далее.

Девушкам еще бывает задают вопрос, не собираются ли они в декрет. Мне и самой такой вопрос задавали. Я обычно улыбаюсь и говорю, что да, этот момент неизбежен он обязательно когда-нибудь настанет, и я вас предупрежу об этом заранее. И даже если это произойдет сегодня, то еще 9 месяцев я могу активно инвестировать в вашу компанию свое время. Не нужно пугаться таких вопросов — нужно просто выходить из таких ситуаций легко и непринужденно. До конца себя показывать как профессионала.

Да, такие вопросы некорректны. Но если начать говорить: «А зачем вы это спрашиваете?», как минимум это невежливо и считается агрессивной техникой ведения переговоров. Поэтому нужно улыбнуться и красиво выйти из положения.

Я периодически хожу ради интереса по собеседованиям, смотрю, какие лайфхаки используют другие люди. И это очень сильно отличается от того, что было несколько лет назад. Раньше работодатель выбирал из большого количества людей. Теперь выбирает кандидат из большого количества предложений.

Работодатель понимает, что у него не будет возможности второй раз посмотреть на человека, и его задача — как можно больше узнать за период собеседования. Сейчас работодателей интересует человек как личность, а не только его опыт и ценность, которую он может принести компании.

И тут соискателю нужно быть готовым к разным неожиданностям: неожиданные вопросы, предложение сделать что-то прямо сейчас, проект, решение которого нужно придумать за три дня. И даже если у тебя нет опыта, но ты претендуешь на то, что ты молодец и разбираешься, будь готов к этому. Тогда все получится.

Ранее «Инустриалка» рассказывала, о секретах хорошего резюме: что именно писать, чтобы тебя заметили, что писать, если кажется, что писать нечего, и как должна выглядеть идеальная «визитная карточка».

Читайте также: Как работать удаленно и не сойти с ума: советы запорожцам

 


Комментарии читателей