Индустриалка - новости Запорожья

Главные, Запорожье, ЭКОПОСТ
Иловые площадки: как не дать Запорожью утонуть в собственных отходах
Поделиться

Европейские компании помогут Запорожью решить проблему с наполненностью иловых полей и реконструкцией центральных очистных сооружений

Проблема, которую нужно решить: в Запорожье переполнены накопители (ими занимается КП «Водоканал»), на которые попадает избыточный ил после очистки канализационных стоков. Ил в накопителях (их еще называют площадки или карты) гниет, выделяет резкий запах и создает неудобства для жителей поселка Балабино, рядом с которым находится этот объект. К тому же территория, на которой можно продолжать складировать ил, стремительно сокращается. Скоро отходы будет девать попросту некуда. Вопрос требует безотлагательного решения.

Суть процесса

В Запорожье очистка воды из канализационных стоков проводится на двух центральных очистных сооружениях (ЦОС-1 и ЦОС-2). Любая технология очистки сточных вод биологическим методом предполагает образование избыточного ила (прирост активного ила в процессе его жизнедеятельности). Этот ил по трубопроводам отправляют на иловые площадки, где его осушают и складируют.

— Хочу подчеркнуть, что на карты приходит только избыточный ил, а не, например, очищенные и неочищенные стоки города. Все канализационные стоки перерабатываются на очистных сооружениях, — отмечает генеральный директор запорожского КП «Водоканал» Алексей Никифоров. – Образующийся избыточный ил мы постоянно перекачиваем на 57 площадок, в объёме 400-500 м3 в сутки. На площадках ил отстаивается, расслаивается на уплотненный ил и воду. Вода направляется назад на очистные сооружения на очистку, а ил высыхает. Чтоб обеспечить высыхание — глубина площадок небольшая.

Что нам грозит?

Если не обеспечить своевременную очистку площадок (из-за отсутствия свободных площадей для отвалов), площадки не будут успевать сохнуть. Они переполнятся, откачивать их будет некуда и не будет возможности своевременно выводить лишний ил из системы биологической очистки. При этом концентрация ила повысится, а концентрация кислорода снизится. Вплоть до его отсутствия. И нарушится процесс очистки стоков города. Неочищенные стоки будут поступать в реку Днепр.

С чего все началось?

В 2007 году в Запорожье закончилась реконструкция центральных очистных сооружений №1 (ЦОС-1). На то время в Запорожье была впервые внедрена технология нитри- и денитрификации, которая позволяет более качественно очищать сточную воду, после чего сбрасывать ее в Днепр. Реконструкция очистных сооружений позволила очищать все стоки города (до реконструкции часть стоков не очищалась). Соответственно, количество ила на весь объем стоков увеличилось. Также, новой технологией исключено появление так называемого «сырого осадка», который образуется в отстойниках до блока биологической очистки. Эти отстойники из технологии исключены. Хотя «сырой осадок» гораздо более опасный в эпидемическом отношении, чем ил, но ил в смеси с «сырым» осадком имел другую консистенцию, которая позволяла более эффективно отдавать воду на иловых площадках. Ил мог быстрее сохнуть и таким образом меньше подвергаться процессам гниения.

Как все происходит?

Избыточный ил подается из ЦОС-1 по трубам (протяженность 4 км) на иловые карты. На площадках ил сохнет, потому что изначально он поступает на карты влажным. После осушки вода из ила по другим трубопроводам подается обратно в канализационную насосную станцию. То есть вода возвращается назад. А осадок убирается с иловых карт и вывозится на свободную площадь, которая находится вблизи иловых площадок. Однако со временем площадки полностью заполнились илом.

Водоканал: борьба с илом своими силами

— В 2012-2015 гг. предприятие работало нестабильно. ГСМ для техники, которая чистит иловые площадки, выделялись по остаточному принципу. То есть они должным образом не чистились. В высушенных площадках понижался уровень осадка и поверх сухого наливался жидкий. Таким образом, площадка долго сохла и загнивала.

Ситуация усугублялась еще и тем, что на площадках до настоящего времени работают драглайны (одноковшовый экскаватор. Они слой высушенного ила не сгребают, а удаляют ковшом, одновременно удаляя и верхние части днищ площадок.

Соответственно их глубина увеличилась с необходимой 0,7 м до 1,5-2,5 м. Влажный ил стал опускаться глубже, но водоотводные трубы остались на глубине 0,7 метров. И получается, что вода из ила, который находится ниже труб, не может уйти. Ил начинает гнить, что также создает неприятный запах.

Обращение к иностранным коллегам

— Для решения проблемы с иловыми площадками была создана контрольная депутатская комиссия. Однако ее деятельность не увенчалась успехом. Поэтому городской голова Запорожья Владимир Буряк создал рабочую группу по рассмотрению инвестиционных проектов, — поделился глава депутатской комиссии горсовета по вопросам экологии Алексей Басов. — Мы рассмотрели несколько предложений. К нам приезжали немцы, итальянцы, датчане. Все они предлагали свои технологии и решения проблемы по утилизации ила. Мы остановились на предложении из Дании, так как у них самые современные подходы. Кроме того, их предложение весьма выгодное по финансовой части, хотя и дороже, чем у других.

Что нужно сделать в Запорожье?

Как сообщил гендиректор КП «Водоканал» Алексей Никифоров, на повестке дня есть две задачи.

— Во-первых, нам нужно привести в соответствие технические характеристики карт, чтобы они работали эффективнее после их реконструкции и закупки фронтальных погрузчиков вместо драглайнов. Ведь чем быстрее будет идти водоотдача, тем быстрее пройдет осушка и утилизация ила. Это может даже позволить сократить количество карт или удобно распределять поступающий ил на все площадки, которые есть в Запорожье, — отметил Алексей Никифоров.

— Вторая задача — утилизация старого ила без вреда для окружающей среды. А также переработка поступающего избыточного ила в энергию, — добавил гендиректор «Водоканала».

Датский опыт

В Запорожье сформировали комиссию, которая побывала на 3 датских водоканалах. В состав группы вошли: председатель экологической депутатской комиссии Алексей Басов, заместитель городского головы Запорожья Алексей Бородай, генеральный директор запорожского КП «Водоканал» Алексей Никифоров и другие специалисты.

Запорожская комиссия увидела, как в Дании из ила получают биогаз и электроэнергию. А также технологии добычи из ила фосфора, стоимость которого весьма высока на мировом рынке. Отмечается, что и у запорожских отходов в составе есть фосфор, который тоже можно было бы добывать.

Пилотный проект в Запорожье

Датчане предложили реализовать в Запорожье пилотный проект на сумму примерно 10-12 млн евро. За эти деньги они планируют построить комплекс по переработке ила с возможностью добывать энергию из него.  И также реконструировать ЦОС-1, из которого сделают единое центральное сооружение по очистке воды, прекратив работу ЦОС-2.

Что получат запорожцы после реализации проекта?

  • Не будет больше неприятного запаха, который несетс с иловых площадок, за счет принудительного сбраживания ила в специальных сооружениях.
  • Исчезнет опасность разлива ила в сторону жилых домов, так как сброженный ил быстрее сохнет и не гниет.
  • КП «Водоканал» за счет полученной из ила энергии сможет сам себя обеспечивать электричеством. Это даст возможность экономить, направляя деньги на ремонт трубопроводов по всему городу.

Финансовый вопрос

Финансирование предоставят две всемирно известные компании «ДАНИДА» и «НЕФКО». Первая даст 35% от пилотной суммы в качестве безвозвратного гранта. А оставшуюся сумму выдаст экологическая финансовая корпорация «НЕФКО». Это будет кредит на 10 лет под 5-6% годовых, «тело» которого нужно возвращать уже после реализации проекта.

В связи с этим городской голова Владимир Буряк подписал с датчанами меморандум о сотрудничестве. Так, в августе 2018 года Запорожье посетили 3 специалиста из датских водоканалов, чтобы посмотреть, как обстоят дела на иловых полях, а также на центральных очистных сооружениях № 1 и 2.

— Наша общая и конечная цель — это написание совместного технического задания для проведения тендера на выбор консультанта для подготовки технико-экономическое обоснования (ТЭО), — объяснил Алексей Никифоров.

Нужна конкретика

По словам генерального директора «Водоканала», можно много говорить о планах, но пока не будет детального ТЭО данного проекта, то принимать решений никаких нельзя.

— Нам нужно видеть, сколько будет все это стоить, какие будут затратные части, какой планировать бюджет. Ведь у нас же не частная компания. Мы должны обсудить все нюансы с депутатами горсовета. Рассмотреть все варианты, которые предлагают, и что мы будем получать на выходе. Есть варианты и биогаза, и электричества. Как мы сможем экономить и так далее. Аспектов, которые нужно просчитать и уточнить — очень много. И все это детально должно быть изложено в ТЭО, — добавил Алексей Никифоров.

В конце сентября — начале октября должно пройти согласование технического задания между «ДАНИДА» и «НЕФКО». После этого КП «Водоканал» также внесет свои предложения. И только потом начнется подготовка к конкурсу на консультантов в экономических, технических и других сферах.

Условия сотрудничества

— Я хочу отметить, что условия датского сотрудничества — это проведение ими, без участия украинской стороны, тендеров на консультантов, а потом и проектировщиков. А также они сами выберут среди датских строительных компаний ту, которая займется реализацией проекта. Это их главное условие. Поэтому Украина и КП «Водоканал» никак не будут вмешиваться в процесс выбора тех, кто будет заниматься проектом на разных его этапах. От нашей стороны требуются только технические данные и характеристики объектов, — уточнил Алексей Никифоров. — Такой подход очень важен для нас, потому что связываться с тендерной документацией извне, участвовать в международных торгах и прочем — это весьма проблематично сейчас делать в Украине.

В будущем, после рассмотрения ТЭО, если все стороны придут к согласию, заключат контракт для дальнейшей работы с датскими партнерами.

Единая очистка для всего Запорожья

Помимо главной задачи — строительства в городе комплекса по утилизации ила, планируется крупная модернизация центральных очистных сооружений. А точнее, уход от нескольких ЦОС к одним центральным.

— Есть задумка, которую мы обсуждали и с мэром Владимиром Буряком, и с депутатским корпусом. Так, у нас есть ЦОС-2, которые не проходили ни одной стадии модернизации. Проект реконструкции второй центральной очистительной станции был сделан уже давно. И стоимость тогда доходила до 350 млн гривен. С пересчетом на сегодня — это 700 млн гривен, а может и больше. На данный момент на ЦОС-2 приходят малые объемы стоков. Кроме того, коллектор к ЦОС-2 имеет аварийное состояние, — отметил Алексей Никифоров.

— Поэтому мы хотим оставить только ЦОС-1, перехватив все стоки с правобережной части Запорожья, за которые отвечает ЦОС-2. Это можно сделать, проложив коллектор (часть городской канализационной системы), то ли по железнодорожному мосту через Днепр, то ли по дюкеру (напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки – ред.). Это нужно, чтобы выйти к Набережной магистрали и там соединится с другим коллектором, который идет к ЦОС-1. Таким образом, мы перебросим все стоки на одно очистное сооружение. Нам хватит мощностей принять дополнительные 20-30 тыс. м3 стоков. И в то же время нам не нужно будет вкладывать большие деньги в реконструкцию ЦОС-2. Кроме того, мы сможем избавиться от полей фильтрации в нашей заповедной зоне на острове Хортица, — рассказал гендиректор КП «Водоканал». — Разработку единого ЦОС мы также хотим видеть в техническом задании, которое подготовят датчане.

К слову, в год «Водоканал» тратит на ЦОС-2 около 20 млн гривен. Эти деньги можно сэкономить и пустить их на выплату кредита компании «НЕФКО». Это при условии, если будет решено, что заемщиком станет «Водоканал». Если же возврат кредита ляжет на плечи городского бюджета, то «Водоканал» сможет направить сэкономленные деньги с ЦОС-2 на реконструкцию основных трубопроводов города.

Что даст реализация этого крупного проекта в Запорожье?

  • Полностью разрешиться проблема с иловыми полями.
  • Более качественная очистка воды за счет модернизации ЦОС в единый комплекс очистки.
  • Сокращение числа аварийных трубопроводов в Запорожье за счет сэкономленных средств. Тех, которые сейчас «Водоканал» тратит на ЦОС-2

Времени все меньше и меньше

Пока ожидаются согласования по техническому заданию, на самих иловых полях КП «Водоканал» делает все возможное. На местах постоянно работают по 5-6 единиц техники. В холодные периоды года на грунте тяжело работать, потому работа по максимуму выполняется летом. По словам гендиректора «Водоканала», они хотят «уйти» от использования драглайнов. Для лучшей очистки площадок нужны фронтальные погрузчики. На данный момент запорожское предприятие подало заявку, чтобы из городского бюджета выделили деньги на закупку новой техники.

Как рассказал «Индустриалке» председатель экологической депутатской комиссии Алексей Басов, пока решаются вопросы по сотрудничеству с датчанами, городская власть однозначно будет контролировать проблему иловых полей. Будут проходить модернизации карт. А также выделяться деньги на новую технику для очистки заполненных иловых площадок.

— Прийти к реализации проекта нужно как можно быстрее. Ведь сама стройка комплекса по утилизации будет длиться 2-3 года. И если этим заняться, например, через 3 года, то в общей сложности — это будет уже 5-6 лет. И тогда может быть уже поздно. Мы не должны до этого дойти, — прокомментировал Алексей Никифоров.

В качестве подготовительных мер для реализации будущего проекта КП «Водоканал» реконструирует старые иловые карты. Так, в инвестиционную программу предприятия на 2018 год заложено 13 млн гривен на реконструкцию 3 из 57 карт.

— В прошлом году мы сделали одну. А в этом из трех больших карт, разделив их, мы получим пять новых. Эта реконструкция нужна для будущего проекта. Потому наше предприятие небольшими шагами будет реконструировать карты на будущее. Пока в проектном плане заложена модернизация 11 карт, — добавил гендиректор «Водоканала».

Читайте также: Когда, на сколько и почему в Запорожье вырастут тарифы на воду


Комментарии читателей