Индустриалка - новости Запорожья

Жизнь, Запорожье, Общество, Ретро, Фото ретро, Фоторепортаж
День автомобилиста: на чем ездили в Запорожье в середине ХХ века - фото
Поделиться

Ретро-фото: на каких машинах ездили запорожцы в середине прошлого века

В День автомобилистов и дорожников мы подготовили подарок всем причастным и тем, кто любит машины, Запорожье и «Запорожцы».  Смотрите и удивляйтесь: фотографии из тех времен, когда у нас не было «Мерседесов», «Фордов», «Тойот» и «Ланосов». Но люди, тем не менее, по дорогам передвигались.

2

В 1950-е годы существовал вечно переполненный маршрут «площадь Ленина – Правый берег (Полукруг)». На этом фото, видимо, и есть остановка на площади Ленина.

Фото предоставила Лидия Кнырик

полукруг

Автобус уже приехал на конечную «Полукруг». Дальше – пешком на ЗТЗ, поселок трансформаторостроителей, Рабочий поселок.

Фото предоставил А. Дьяченко

4_result

С тогдашней улицы Дзержинского (теперь Александровская) ходили междугородние автобусы. На переднем плане Икарус-55 (помните, с характерной выступающей задней частью), за «Победой» виднеется ЗИС-155, еще дальше – ЗИС-127. 1958(59) год.

Фото предоставила Людмила Шульгина

5_result60 лет назад, а как круто! Междугородный «Икарус» перед отправлением из Запорожья в Харьков.

Фото предоставила Людмила Шульгина

6_resultКто только не проезжал перед Глинкой за все эти годы (а задумчивый композитор сидит здесь с 1955 года)! На этом фото середины 1950-х перед ним сейчас проследует легендарная «Победа»

Фото из архива «Индустриалки»

7_resultА здесь взору Михаила Ивановича предстала тогдашняя «маршрутка».

Фото предоставил Николай Хилов

12_resultНа этом снимке – 1950 год, субботник на 8-й автобазе треста «Запорожгражданстрой».

Фото предоставил Леонид Косько

Очень вероятно, что самосвал именно с этой автобазы попал в знаменитую «Весну на Заречной улице» (см. 3 фото дальше).

Помните диалог из фильма?

— Ты симфонию Чайковского слыхал?

— Чего?

— А знаешь, кто Васнецов?

— С автобазы, что ли?

— Эх ты, с автобазы.

15 16 18

Номер у грузовика в этом кадре из «Весны на Заречной улице» виден неважно, но мы проверили – он запорожский.

19_resultВ начале 1960-х годов здесь располагался исполком областного совета депутатов трудящихся. Но не это главное в данном снимке. И даже не роскошное такси на переднем плане. А – присмотритесь – посреди проспекта есть место для бульвара. Можете представить такое сейчас?!

Фото из архива «Индустриалки»

23_resultВ 1960 году – кроме характерных таксомоторов ГАЗ-12 (ЗИМ) (поворачивает) уже появились и «Волги» (на переднем плане).

Фото Юрия Коваленко

24_result..Но и «Победы» с «Москвичами» не сдают позиций и оживляют скудный дорожный пейзаж. Снимок 1961 года сделан на проспекте возле Института титана

Фото из архива «Индустриалки»

25_resultДля такси тогда были определены специальные стоянки, и формально таксист должен был брать пассажиров на такой стоянке, а не «с бордюра».

Фото из архива «Индустриалки»

26_result

А вот и запорожские таксисты 1959 года. М-да, и форма одежды, и выражение лиц как-то не внушают уверенности в почтенном подходе к пассажиру и соблюдниии принципа «клиент всегда прав».

Фото предоставил Василий Васильченко

27_resultГАЗ-12 возле пединститута. Любили тогда фотографы украсить кадр этим советским представительским автомобилем.

Фото предоставил Николай Хилов

28_resultТеперь ГАЗ-12 уже на фоне театра имени Щорса. Можно подумать, что эти 6-местные и 6-оконные седаны сплошь и рядом разъезжали по городу. На самом деле, такая машина хоть и продавалась, но стоила вдвое дороже вполне престижной «Победы», так что, по большей части, на этих черных авто передвигались номенклатурные работники.

Фото предоставил Николай Хилов

29_resultЧиновники попроще довольствовались «Москвичом». На этом фото 1957 года в центре – областной архитектор Николай Король, крайний слева – главный архитектор Запорожья Сергей Василевский с водителями.

Справа – водитель Андрей Мокроусов с сыном Володей.

Фото из архива «Индустриалки»

30_result«Москвич», преимущественно, мог позволить себе и простой гражданин, если он вообще мог позволить себе машину. Как, например, начальник котельного цеха ЗТЗ Николай Ветошкин, выехавщий на своем «Москвиче-401» на берег Днепра. 1961 год.

Фото предоставила Ида Ветошкина

33_resultНо какое же Запорожье без «Запорожцев»!

Фото из архива «Индустриалки»

34_resultНа первомайской демонстрации 1963 года – впечатляющий сюрприз — новый «Запорожец». Рядом с ним – фургон ЗАЗ-970, который в том году проходил госиспытания, но в серию так и не попал. Среди причин – недостаточные мощности  завода.

Фото Виктора Воробьева

35_result

1968(69) год. К продвижению «Запорожца» за рубежом (в частности, в Болгарии) привлечен даже смотритель Дуба Нечипор Дейкун.

Фото предоставил Анатолий Назаров

36_result«Запорожцы» испытывали и в пустыне Каракумы…

Фото предоставила Анна Пятина

37_result…и в горах Кавказа. Испытатели с завода «Коммунар» со своими «подопечными». 1972(73) год.

Фото предоставила Анна Пятина

38_resultНачало 1960-х годов. Перспективная модель «Запорожца»

Фото из архива «Индустриалки»

39_resultА вот еще одно перспективное дело – комсомольская свадьба в рабочем клубе имени Шевченко. Свадебный лимузин – последний писк (проба!). 1967 год.

Фото Гавриила Косика

41_result

1960 год. Стоянка такси у бывшего горсовета (улица Парковая – проспект). Любопытный момент: ГАЗ-12 используется в несколько необычной роли. И все дело в наличии в нем 3-диапазонного радиоприемника. Студенты металлургического техникума слушают репортаж из Киева с решающего матча между «Металлургом» и николаевским «Судостроителем». Здесь прекрасно все: и благородные авто, и стильные курточки студентов, и сами студенты, увлеченные прямым радиоэфиром.

А «Металлург» тогда, кстати, сыграв вничью (0:0), стал чемпионом Украины.

Фото предоставил Виктор Оголь

42_resultСлучалось запорожцам ездить (точнее, их возили) и в таких «скорых». 1955 год. Автомобиль «скорой» на базе незабвенной «полуторки» поликлиники станции Запорожье-2.

Фото предоставила Ольга Пилипенко

44_resultВ 1958 году Запорожье посетил президент Египта Гамаль Абдель Насер. Тут уже не ГАЗ-12, а ЗИС-110. Кортеж движется по проспекту Металлургов (на дальнем плане видна арка знаменитого запорожского туалета, которого уже нету).

Некоторые утверждают, что Насер приехал к нам посмотреть макет будущей плотины Асуанской ГЭС, но справедливости ради стоит сказать, что, кроме Запорожья, его турне по СССР включало и Москву, Ташкент, Баку, Сухуми, Сочи, Киев, Ленинград, Волгоград (тогда еще Сталинград).

Фото предоставила Ангелина Никольская

47_resultЕсли о визите президента Египта Насера наслышаны многие, то приезд в наш город шахиншаха Ирана Мохаммеда Реза Пехлеви в 1956 году менее известен, хотя о том визите в СССР даже снят документальный фильм.

Высокий гость в Запорожье посетил Днепрогэс и «Запорожсталь».

Фото Виктора Воробьева

48_result1962 год. Нонна Мордюкова на празднике на запорожском стадионе (видимо, ко Дню металлурга). А ЗИС-110, наверное, от президента Египта и шахиншаха Ирана остался.

Фото предоставила Людмила Елец

49_resultНа такой машинке катались, вернее, позировали фотографу дети у фонтана на Анголенко. 1960 год.

Фото из архива «Индустриалки»

51_resultВпрочем, бывало, ездили дети и «по-настоящему». Эту машину для сына Володи сам сделал Петр Гуменюк-Грицай. На фото он с сыном и женой Ниной. 1950 год.

Фото из архива «Индустриалки»

53_resultА это самоделка серьезная. Слесарь цеха жести «Запорожстали» П. Опрятов за рулем машины собственной конструкции.

Фото из архива «Индустриалки»

Автор: Владимир Фризько

Читайте также: По дорогам Беларуси разъезжает уникальный «Запорожец» — фото


Комментарии читателей