Индустриалка - новости Запорожья

Главные, Запорожье, ЭКОПОСТ
Автобус с прибором: что даст Запорожью мобильная экололаборатория
Поделиться

Оправдает ли мобильная эколаборатория ожидания запорожцев

В Запорожье презентовали мобильную эколабораторию. Ее купили в конце прошлого года, за 11,5 миллионов гривен, в равных долях выделенных из бюджетов области и областного центра.

Микроавтобус, напичканный суперсовременным оборудованием ведущих мировых производителей, — был одним из самых ожидаемых общественностью приобретений. Дискуссии о том, какой именно должна быть лаборатория и где ее нужно применять, специалисты, представители власти и экоактивисты вели с весны 2016 года. Они вошли в состав рабочей группы, которая была создана по распоряжению городского головы Запорожья Владимира Буряка.

Эксплуатировать лабораторию будут специалисты областного Лабораторного центра Минздрава Украины (так сейчас называется Санеэпидслужба).

Теоретические возможности

По словам специалиста областного Лабораторного центра Евгения Тулушева, мобильная эколаборатория предназначена для того, чтоб определять концентрации загрязняющих веществ на границах санитарно-защитных зон промышленных предприятий; в зоне жилой застройки; вдоль транспортных магистралей, в рекреационной зоне. Лаборатория также может проводить анализ в водоемах и определять содержание вредных веществ в почве.

Предполагается, что лаборатория будет проводить замеры как в заранее определенных критических точках по всей области, так и в результате обращения граждан, которые могут пожаловаться на состояние окружающей среды.

Полезна лаборатория и в случае возникновения техногенных катастроф, когда оперативно нужно выяснить масштабы загрязнений и оперативно отселить людей из зоны поражения.

Практические невозможности

Полностью укомплектованная эколаборатория — пока без сотрудников. Они — в процессе обучения, осваивают теорию. Не решено еще и кто будет финансировать исследования окружающей среды. Поскольку деньги на автобус приборами выделили из двух бюджетов, то и использовать его предполагается как в Запорожье, так и по всей области.

«В бюджете нашей организации на эксплуатацию лаборатории предусмотрено 1,3 млн гривен на год, но необходимо еще 1,2 млн грн», — рассказал директор Лабораторного центра Роман Терехов.

В каких долях эти расходы будут финансировать эти расходы городской и областной бюджеты — пока неизвестно. Да и предполагаемая сумма вызывает скептический, но риторический вопрос: как можно предсказать объемы финансирования, если не известны еще масштабы исследований? Возьмем, к примеру, упомянутую возможность для граждан обращаться с просьбами сделать замеры. Эколаборатория — это же не «скорая помощь», которая с мигалками ринется по вызову бабушки, посчитавшей что в воздух дурно пахнет?

На это вопрос Роман Терехов ответил как-то уклончиво: «Будем реагировать, если жалобы будут массовыми».

Куда и когда можно жаловаться — пока не особо ясно, лаборатория еще не запущена в практическую эксплуатацию.

К тому же полученные после проб воздуха, воды или почвы результаты дадут представление об уровне загрязнения, но не о его источнике. К примеру, лаборатория не сможет проводить исследования на территории предприятий, которые могут быть загрязнителями.

На вопрос о том, как в таком случае установить источник выбросов, чтобы минимизировать его влияние на окружающую среду, Р. Терехов ответил: «Они и так известны».

Опять чисто риторический вопрос: если, к примеру, в курортной зоне на Азовском побережье будет превышен уровень СО2, то виноват кто?

Неизвестно точно, и когда начнет работу лаборатория. Приблизительные сроки — 2019 год. В лабораторном центре пообещали, что презентацию практической работы экоавтобуса проведут дополнительно.

На выхлопе

Ну, как говорится, что на выхлопе? Эколаборатория способна оперативно передавать данные анализа на удаленный сервер. Доступ к этим показателям, опять же теоретически, возможен в режиме онлайн через специальный сайт или мобильное приложение. Но их еще предстоит разработать. Впрочем, эти показатели будут давать понимание только о состоянии окружающей среды только в конкретное время и в конкретном месте — точечные исследования вряд ли покажут полную экологическую карту региона.

Работы впереди еще много. Важно — что она стартовала.

Комментарии экспертов

У экспертов мы спросили, можно ли определить, что именно влияет на загрязнения окружающей среды в зоне жилой застройки: автотранспорт или промышленные предприятия? И можно ли это определить с помощью мобильной лаборатории. И о значении этой лаборатории для Запорожья и области.

Геннадий Кожемякин, заведующий кафедрой прикладной экологии и охраны труда инженерного института Запорожского национального университета:

Влияние автотранспорта и промпредприятий при замерах в жилой зоне можно лишь при наличии специфических выбросов, которые присутствуют конкретно у предприятий и конкретно у автотранспорта. А однотипные выборосы, например углекислый газ, вряд ли можно разделить. Это не зависит от технических возможностей приборов. Это же самое, как определить в воздухе, что именно выдохнул тот или иной человек. Количественно объем выбросов определить можно, а вот происхождение… Только если это не специфическое вещество. Можно лишь определить группу источников. Если вещество присуще только одному предприятию или одному виду транспорта — тогда можно сказать, что скорее всего из этого источника (идет загрязнение — ред.). Вот, например, если замерить уровень пыли, то по ее химсоставу можно сделать вывод об источнике, но с определенной долей вероятности… К примеру, феросплавная пыль. Ее источником может быть феросплавный завод как производитель, «Днепроспецсталь» и «Запорожсталь» как потребители (феросплавов). Хром и никель может содержаться где угодно…

Начальник управления охраны окружающей среды ПАО «Запорожсталь» Инна Холина:

— Наверное, это важно для нашего города. Но, остается еще много вопросов с лабораторией. Мы все услышали (на презентации — ред.), как эта лаборатория важна для определения загрязнения. Но источник этого загрязнения не может быть определен. Есть очень много факторов, которые влияют на состояние атмосферного воздуха. Это и автотранспорт, это и промышленные предприятия. Лаборатория, к сожалению, не сможет разделить влияние. Это именно то, чего все ждали, но пока, к сожалению, есть еще много вопросов. Если есть один источник загрязнения, лаборатория сможет определить. Но если это именно один источник. А у нас в городе с этим сложно. У нас накладывается ряд санитарных зон предприятий друг на друга.

Нам всем еще нужно много работать. Предприятиям — в направлении сокращения воздействия на окружающую среду, а контролирующим органам — в своем направлении. А пугать кого-то какими-то страшными цифрами — я не знаю зачем.

Читайте также: Отключить газоочистку невозможно: как на «Запорожстали» следят за экологией


Комментарии читателей