Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье
Чего ждать запорожцам от электронных трудовых книжек
Поделиться

Электронная трудовая книжка: плюсы и минусы

Верховная Рада приняла законопроект №3623 «О внесении изменений к некоторым законодательным актам об учете трудовой деятельности работника в электронной форме». Он предусматривает постепенный переход от бумажных к электронным трудовым книжкам. На переход украинцам дали пять лет.

О преимуществах электронных трудовых книжек, а также сложностях, которые могут с ними возникнуть, «Индустриалке» рассказала бизнес-тренер, HR-консультант Оксана Гринь.

Оксана Гринь

— Согласно законопроекту, ведение учета трудовой деятельности будет полностью проходить в электронной форме с 2025 года. До этого времени действует переходной период, когда параллельно будут использоваться как бумажные, так и электронные варианты трудовой книжки.

Один из главных плюсов электронной трудовой книжки — это удобство для самого работника, которому потом будет назначаться пенсия. Электронная трудовая книжка уже интегрирована через портал ПФУ и вся информация будет храниться там. Это облегчает оформление пенсии для застрахованных лиц. Не нужно будет стоять в очередях, чтобы подать документы. Пенсия будет назначаться автоматически, — рассказала Оксана Гринь.

Полная прозрачность

Многие с недоверием относятся к идее электронной трудовой книжки: люди считают, что бумажная версия надежнее. Чаще всего это происходит от того, что у людей нет полной информации.

— Люди ментально не совсем готовы к переходу на электронные трудовые книжки, нет достаточной информации на предприятиях, разъяснительной работы.

Но я думаю, если людям помочь, провести коммуникационные встречи, рассказать все, они будут лучше реагировать. Я бы посоветовала сделать определенные выдержки из закона, составить четкие и понятные памятки. Распечатать инструкции. Разъяснить людям, как будет работать эта система, что это очень удобно — не нужно будет заполнять теперь трудовую книгу, ведь все данные хранятся на портале ПФУ.

Можно показать, например, видеообзор как устроен личный кабинет в ПФУ где будет храниться информация об их трудовой деятельности.

Такие коммуникационные встречи дадут возможность людям задать вопросы, и на них сможет ответить работник кадровой службы. Люди, получив ответы, не будут бояться. Нужно людям показать, что это будет лучше для них, что это облегчит оформление пенсии и сделает процесс более прозрачным и контролируемым в любой момент.

Преимущество электронной трудовой книжки состоит в полной прозрачности системы: работник сам может зайти в свой личный кабинет и проверить все. Информация о трудовой деятельности будет сразу поступать в пенсионный фонд и не нужно будет собирать справки. Потому что иногда бывает так, предприятия не больше существует, архивы сгорели и так далее. А это создает дополнительные сложности с оформлением пенсии, — рассказала Оксана Гринь.

На плечи кадровой службы ляжет дополнительный груз

Переход на электронные трудовые книжки создаст определенные сложности. В первую очередь для сотрудников кадровых служб предприятий, которым нужно будет вносить все данные о работниках на портал ПФУ.

— Дополнительный груз ложится на плечи кадровой службы организаций и предприятий, которые хранят эти трудовые книжки.

Переходный период будет занимать 5 лет. В течение этого времени работодатель должен отсканировать все трудовые книжки, которые хранятся у него на предприятии, и загрузить эту информацию на сайт ПФУ.

Есть предприятия, на которых работают тысячи людей. Это очень большой объем работы. Для работодателя это определенные дополнительные ресурсы, которые будут нужны, чтобы выполнить эту работу качественно и в срок.

Также в законе предусматривается, что если человек хочет, чтобы ему сделали запись не только в электронную, но еще и в бумажную трудовую книжку, то работник кадровой службы обязан это сделать. То есть, получается двойная работа: внести данные на портал ПФУ и заполнить человеку его трудовую книжку, которую человек потом будет хранить у себя дома. Отказать ему мы согласно законодательству не можем, — поделилась Оксана Гринь.

Трудовая книжка больше не будет служить подтверждением увольнения человека с предыдущего места работы. Если сейчас работник считается уволенным, когда работодатель возвращает ему трудовую книжку, то по новым правилам в день увольнения он должен будет получить экземпляр приказа об увольнении. Мало того, если такой приказ запоздает, зарплату должны будут начислять до дня вручения приказа на руки.

Читайте также: Как не провалить собеседование и получить работу мечты: советы запорожцам


Комментарии читателей