Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Видео, Запорожье
Комбинат «Запорожсталь» для перевозки грузов активно использует Днепр — а что себе думает правительство?
Поделиться

Правительство безуспешно вкладывает миллиарды в ремонт дорог и совсем не использует главную речную дорогу Украины — Днепр

Комбинат «Запорожсталь» для перевозки грузов активно использует Днепр — а что себе думает правительство?

Четыре года назад комбинат «Запорожсталь» для транспортировки своей металлопродукции активно начал использовать речные перевозки по Днепру. Оказалось, что это очень выгодно. Отправляя грузы через Запорожский речной порт, можно значительно сокращать сроки транспортировки и вообще снижать затраты на логистику.

Есть уникальная дорога — Днепр!

О преимуществах использования водного пути рассказал «Индустриалке» директор по сбыту комбината «Запорожсталь» Владимир Коломиец:

— Украина имеет уникальный транспортный потенциал — это река Днепр, протекающая через 8 областей Украины, в которых производится 60 процентов ВВП страны. На всей протяженности водного пути длиной в 1000 километров расположены 10 речных портов. Вывод очевиден — развивай и используй речные перевозки. Это будет дешевая транспортировка десятков миллионов тонн грузов.

Комбинат «Запорожсталь» для перевозки грузов активно использует Днепр — а что себе думает правительство?

— И как этот транспортный потенциал используется?

— Практически никак. Например, объем перевозок по Днепру за 2015 год составил около 5 миллионов тонн. Это составило всего лишь… 0,5 процента(!) общего объема грузопотока в Украине. В то же время 74 процента приходится на автоперевозки, остальное на железнодорожные. Мы не берем в расчеты трубопроводы и авиаперевозки.

А вот в странах Евросоюза грузопоток речным транспортом составляет в среднем 7 процентов. В отдельных странах и того больше, например, в Германии — 12, а в Болгарии — 16 процентов.

— Владимир Анатольевич, но Днепр ничем не хуже, чем Рейн или Дунай — великая тоже река.

— Если взять реку Днепр, то объем грузоперевозок по нему может составить порядка 70 миллионов тонн в год – это огромный потенциал. Речные перевозки это самый экологический вид транспорта. И самый конкурентный — по отношению к той же железной дороге. Например, доставка тонны проката по железной дороге в порт Одессы обходится нам в 15 долларов, а по Днепру — на 15 процентов дешевле. И еще один плюс. Нам нет смысла в речпорт, который практически рядом с заводом, везти прокат по железной дороге — автомобильным транспортом получается в три раза дешевле и намного быстрее.

На сегодня немаловажным фактором остается еще и вопрос длительности навигации. В 2015 году навигация на реке Днепр составила 302 дня. С учетом того, что в этом году навигация открылась в феврале — рекорд для Украины, то ее планируемый срок составит порядка 315 дней.

— С какими бюрократическими проблемами при прохождении реки сталкиваются перевозчики?

— На сегодня есть масса сборов для перевозчика, который работает на реке Днепр. И самое главное это то, что все сборы привязаны к валюте. Хотя, если мы говорим о каботажных перевозках, они должны быть гривневые. Мы не можем внутри Украины привязываться к валюте.

Если Верховная Рада примет закон о внутреннем водном транспорте, проект которого есть в Верховной Раде, он полностью упростит нам процедуры работы на Днепре. В частности, речные перевозчики не будут платить отдельно за шлюзование, отдельно за разведение мостов и множество других сборов — заплатят один сбор, который полностью будет покрывать всю затратную часть на реке. То есть с принятием такого будут понятные и прозрачные правила на внутреннем водном транспорте.

К тому же, на сегодня инфраструктура, созданная на реке Днепр, работает свыше 50 лет. Если на нее и дальше не обращать внимание, не вкладывать средства, она со временем просто прекратит свое существование.

Принятие закона о внутреннем водном транспорте позволит Украине создать конкурентные условия на реке Днепр — допустив к ним суда под иностранным флагом. Это будет конкурентное поле и толчок к развитию как самого речного флота, так и его береговой инфраструктуры.

Комбинат «Запорожсталь» для перевозки грузов активно использует Днепр — а что себе думает правительство?

Комбинат «Запорожсталь» для перевозки грузов активно использует Днепр — а что себе думает правительство?

Комбинат «Запорожсталь» для перевозки грузов активно использует Днепр — а что себе думает правительство?

Почему сотни миллионов тонн грузов
с украинских дорог не перемещаются на Днепр?

Как сообщал ранее генеральный директор ПАО «Запорожсталь» Ростислав Шурма, в связи с ранним началом навигации по реке Днепр в текущем году предприятие сократит затраты на логистику и ускорит доставку металлопродукции потребителям.

При этом он отмечал, что если, например, продукция китайских производителей доставляется клиентам в черноморском регионе за 60-90 дней, то металл «Запорожстали» поступает водным транспортом за 20 дней. Таким образом, комбинат сокращает затраты на логистику, что повышает конкурентоспособность металла на европейских рынках.

— Это стало возможным благодаря тому, что в 2015 году мы совместно с директором Запорожского речпорта Александром Зыскиндом смогли убедить Министерство инфраструктуры устанавливать периоды навигации не в привязке к конкретной дате, а в зависимости от погодных условий. В результате этой зимой навигация закрывалась не на четыре месяца, как обычно, а всего на полтора, — сказал Ростислав Шурма.

В то же время он указывал на низкий уровень использования транспортного потенциала Днепра:

— Почему ни одно министерство и ведомство ничего не делает, чтобы переместить сотни миллионов тонн грузов с украинских дорог на Днепр. Ведь это дешевле, чище и потенциально может создать тысячи новых рабочих мест в экономике.

Напомним, что ПАО «Запорожсталь» возобновил стратегическое партнерство с Запорожским речпортом в октябре 2012 года. С 2012-го по 2015 гг. комбинат отправил потребителям из разных стран мира через Запорожский речпорт около 2 млн тонн металлопродукции. В 2015 году экспортные грузы комбината направлялись водным транспортом в страны Европы, в том числе в Грецию, Румынию, Болгарию и Турцию. В 2016 году комбинат начал поставки металлопродукции водным транспортом по реке Днепр с 17 февраля.

В 2016 году комбинат планирует поставить через Запорожский речпорт около 700 тыс. тонн металлопродукции — на уровне 2015 года.

ВИДЕО

Директор по сбыту комбината «Запорожсталь» Владимир Коломиец: «Только полпроцента грузов в Украине перевозятся водным путем»

Директор Запорожского речного порта Александр Зыскинд: «Порт может перерабатывать значительно больше грузов»