Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Видео, Запорожье
Запорожского сталевара сам министр побаивался
Поделиться

Запорожского сталевара сам министр побаивался

1989 год. Виталий Калиш на съезде народных депутатов СССР

Поэтому 6 миллионов долларов для медсанчасти выделил без лишних слов

Виталий Николаевич Калиш — Герой Социалистического Труда (1982), сталевар «Днепроспецстали». В свое время был депутатом Верховного Совета УССР и депутатом Верховного Совета СССР, народным депутатом СССР.

В субботу, 21 мая, у Виталия Николаевича юбилей — 75 лет. Накануне по этому поводу он дал интервью «ИЗ-Панораме» — поделился воспоминаниями
о жизни и о себе.

Он родился в Запорожье за месяц до начала войны — в третьем роддоме, сейчас это третья горбольница. Отец был военным, ушел на фронт. Мать с месячным сыном уехала вначале в Славгород под Синельниково, потом в село Межевичи под Павлоградом Днепропетровской области. Там и вырос Виталий, окончил школу. Вспоминает — в 1953 году, когда умер Сталин, школьники три дня не учились и были очень этому рады.

После пятого класса Виталий зашвырнул школьный портфель подальше и на все лето пошел работать в колхоз. На лошадях мальчишки возили зерно от комбайнов. Однажды ночью так спать захотели, что уснули в посадке, а комбайн из-за этого почти до утра простоял. Спящих мальчишек нашел и разбудил бригадир. Хотел выругать как следует, но пожалел. Вперед, пацаны — за работу! Так и сказал.

К восьмому классу в школе получил Виталий водительские права. На машине работал с напарником. Но тот однажды загулял на свадьбе, и Виталию пришлось двое суток работать без подмены. В конце концов оставил машину возле своего двора и пошел поспать. А тут председатель колхоза — мол, почему машина простаивает? Не разобравшись, отчитал Виталия. А тот тоже обиду такую не стерпел, бросил ключи от машины на стол: «Ноги моей больше не будет в колхозе!». Завгар после уговаривал парня — вернись. Но он же слово дал. Так в колхоз и не вернулся.

Запорожского сталевара сам министр побаивалсяПосле школы работал на конопляном заводе, потом каменщиком в Шахтострое, три года отслужил в армии и приехал в Запорожье. Не без труда устроился на завод «Днепроспецсталь» — не хотели прописывать, а потому и на работу не принимали. В конце концов взяли каменщиком-огнеупорщиком. Потом стал он подручным сталевара, сталеваром. Первые места занимал, победителем соревнования становился. Но пока был молодым, затирали — тех, кто постарше, награждали. В 1976 году и его наградили — орденом Трудового Красного Знамени. А в 1982 году, было 50-летие завода, Виталию Калишу присвоили звание Героя Социалистического Труда.

А еще в это время он шел вверх по части общественно-политической работы. Членом обкома партии был, делегатом съезда. Депутатом стал — и пользовался этим, решая вопросы «на миллионы» для своего родного Запорожья.

Так получилось с медицинским оборудованием для хирургического корпуса 7-й медсанчасти. Был на приеме у министра черной металлургии СССР Серафима Колпакова. Незадолго до того у Виталия Калиша была стычка на коллегии министерства с министром — запорожец резко выступил, обвиняя министерство в том, что завод не выполняет план, потому что план доводится нереальный, завышенный. А тут снова этот запорожец пожаловал, уже в качестве делегата 19-й партийной конференции. Еще выступит с трибуны снова с критикой. Поэтому министр был сговорчив — пообещал выделить на оборудование для медсанчасти 6 миллионов долларов.

Еще был случай, когда за Калишем «охотилась» запорожская госавтоинспекция. Он спешил на дачу и превысил скорость. Когда гаишники остановили, думал отделаться штрафом. А их командир, возникший внезапно, сказал: «Нет, Виталий Николаевич, штрафовать мы вас и не думали. Второй месяц за вами охотимся — помощь нужна. Совсем плохо с транспортом в дорожно-патрульной службе». Виталий Калиш помог гаишникам — в Москве выбил для них 50 «Таврий» и 6 автомобилей «ВАЗ».

На бюро обкома партии самый главный областной милицейский начальник попытался его «поставить на место» — мол, вы бы со мной посоветовались, куда одному батальону столько машин! Но Калиш сам его поставил на место — мол, вы же ко мне не обращались, а если много машин для одного подразделения, так потрудитесь уже без меня их и по другим службам распределить.

ДОСАДНО!

Запорожского сталевара сам министр побаивался

2016 год. Виталий Николаевич Калиш

Любуемся не мостами, а безобразием

О запорожских мостах Виталий Николаевич Калиш говорит с горечью:
— Сейчас стоит этот памятник безобразию, по-другому никак его не назову. И дело в том, что я этими мостами в свое время занимался. Когда в 1984 году утвердили проект мостов, я был членом бюро обкома и сталеваром. Мост планировали проложить по эстакаде через всю Хортицу. Но экологи воспротивились — там кабаны гуляют.

Начали на трубах висеть — протестовать.
Потом собрались Герои Соцтруда Виктор Жиловский с титано-магниевого, Володя Орлов с «Запорожстали» и я — поехали в Киев к Титаренко, второму секретарю ЦК КПУ. Я был депутатом Верховного Совета Украины, пришел к Масолу, председателю Совета Министров Украины. Он говорит: «Слушай, ну когда вы там решите с мостом проблему — где его строить? У меня уже время выходит. Мосты же не строят каждый год. Есть специально Мостоотряд, люди обучены. Заканчиваем мост в Киеве.

А после этого, если Запорожье не надумает, отправлю мостостроителей в другое место». Так и случилось. А мы сейчас любуемся не мостами, а памятником бесхозяйственности и воровства.

ВИДЕО

Виталий Калиш: «Надо думать о своей стране и не бегать по закордонам с протянутой рукой»

Фото и видео автора