iz.com.ua

Запорожье, Культура, Фоторепортаж
Запорожская художница: «Старому туловищу — новое лицо»
Поделиться

17 авторских кукол ручной работы и будуарные кукольные платья представила запорожанка Ольга Гречуха на персональной выставке «Параллели» в галерее «ART L`».

Запорожская художница: «Старому туловищу — новое лицо»

— Я училась в инженерной академии на инженера-строителя, но в строительстве никогда не работала, — рассказывает «Индустриалке» Ольга Гречуха. — Занимаюсь любимым делом — куклами, созданием которых увлеклась почти шесть лет назад. Моя семья и помогает, и позволяет заниматься этим.

В Запорожье выставляюсь впервые. Участвовала в трех международных выставках и двух всеукраинских выставках в Киеве.

Запорожская художница: «Старому туловищу — новое лицо»

— Из чего сделаны ваши куклы?
— Часть кукол из полимерной глины (она запекается), часть — из холодного фарфора (его не нужно обжигать в печах, он просто высыхает на воздухе). Из этих материалов делают открытые части тела. Из полимерной глины, как из пластилина, лепят куклу и запекают в печи. Холодный фарфор — это жидкость. Чтобы создать из него куклу, надо сделать мастер-модель из пластилина, из которой потом делается гипсовая форма. Из них затем отливают детали, они выглядят, как необработанный кирпич, который потом приводится в порядок. Все лица расписаны вручную.

Запорожская художница: «Старому туловищу — новое лицо»

Есть тела набивные — шью туловище и набиваю синтепоном, можно и опилками, но я не пробовала; есть — на металлическом каркасе в технике сухого валяния из гипергенной синтетики.

Запорожская художница: «Старому туловищу — новое лицо»

Есть у меня и текстильные куклы — из ткани.

Запорожская художница: «Старому туловищу — новое лицо»

— Как вы увлеклись созданием кукол?
— Сначала я увлеклась коллекционированием антикварных кукол. Часто попадались такие, у которых сильно повреждено лицо. Тяжело было подбирать композитные материалы того времени, сейчас они уже более современные. Поэтому начала делать старому туловищу новое лицо. И подумала — а может, если есть лицо, сделать полностью свою куклу?

Запорожская художница: «Старому туловищу — новое лицо»

— А коллекционированием как увлеклись?
— Это была случайность. Лет двенадцать назад муж принес будуарную куклу с лицом, обтянутым шелком, она ему попалась на каком-то блошином рынке. Кукла была на подушке, и, по задумке авторов, у нее не было ног. Будуарные куклы ставили в спальнях у барышень. Девушки показывали престиж наличием таких укол, потому что они были очень дорогие, их обшивали кутюрье того времени.

Я ее очистила, отмыла, начала читать об истории кукол, и заинтересовалась. Сегодня в моей коллекции восемь антикварных будуарных кукол.

Запорожская художница: «Старому туловищу — новое лицо»

Есть у меня изюминка коллекции — композитная пятиликая кукла. Она в композитном чехле, проворачивается пять разных лиц. Она в плохом состоянии. На ножке стоит клеймо — 1920 год. Я вынашиваю идею ее реставрации, пыталась получить консультацию у зарубежных мастеров по реставрации, но за нее браться страшновато.

— Что значит — композитный?
— Композит — это материал, из которого после 1900 года делали кукол, которые пришли на смену фарфоровым, они были дешевле. Композит — это мелкие опилки, больше похож на папье-маше. Сверху его покрывали для сохранности глазурью, так как материал боится воды.

Запорожская художница: «Старому туловищу — новое лицо»

— Сколько времени уходит на создание куклы?
— На куклу — от двух месяцев и больше. Аксессуары — это все ручная работа. Иногда тяжело подобрать пуговичку или шнурочек. Тогда работа затягивается.

Запорожская художница: «Старому туловищу — новое лицо»

— Расскажите, пожалуйста, о представленных на выставке кукольных платьях.
— Практически все платья сшила из винтажных тканей, многие из них восстановленные. А есть экземпляры, сшитые буквально из кусочков. Ткани остались от бабушки, которая была известной в Никополе, откуда я родом, белошвейкой. Передает ткани и свекровь моей родной сестры, она большая мастерица в швейном деле, ей передали ткани бабушка и мама. А она — мне.

Запорожская художница: «Старому туловищу — новое лицо»
Запорожская художница: «Старому туловищу — новое лицо»

Платья для кукол не предназначены. Шила их на текстильных манекенах. Некоторые кусочки ткани пришивала к манекенам.

Пошив платья занимает от трех месяцев. Долго, потому что нет специальных пялец, а некоторые винтажные ткани такие ветхие, что расползаются в руках. Например, на платье куклы Золушки — антикварные кружева. Я имела неосторожность их постирать — и они просто растворились в воде.

Запорожская художница: «Старому туловищу — новое лицо»
Запорожская художница: «Старому туловищу — новое лицо»

— Какая самая любимая кукла?
— Виктория. Внешне она, возможно, выглядит и просто. Но в ней я смогла гармонично собрать все мои знания, умения, техники. Это моя профессиональная победа!

Запорожская художница: «Старому туловищу — новое лицо»
Запорожская художница: «Старому туловищу — новое лицо»

Выставка «Параллели» открыта в галерее «ART L`» по 27 февраля. Адрес: ул. Сталеваров, 30 (ост. «Улица Сталеваров», «6–я больница»). Время работы: с 11.00 до 17.00. Выходной – воскресенье. Телефон 067-707-36-73. Вход бесплатный.

Фото автора