Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье
Где деньги, шеф? Доведенные до отчаяния заводчане не знают, как добиться кровно заработанных
Поделиться

МЕЛИТОПОЛЬ

Где  деньги, шеф? Доведенные  до отчаяния  заводчане не знают, как добиться кровно заработанных11 декабря работники группы предприятий «Автоцветлит» ­ как бывшие, так и настоящие ­ пришли к проходной призвать руководство к ответу за невыплату зарплаты. А долг с 2008 года накопился перед людьми немаленький – 2,6 млн. гривен, но когда они их получат на руки ­ неизвестно, заказов на заводе мизер.

Непростые времена для ОАО «Мелитопольский завод «Авто­цветлит» (форма собственности– общегосударственная) – изготовителя литых заготовок для машиностроения – начались еще в конце 90­х. Связано это было с падением объемов производства потребителей продукции завода, основным из которых до сегодня является ЗАЗ.

Когда ситуация на «Автоцветлите» стала критической, на его базе было создано несколько мелких предприятий, в том числе «Литье» и «Товары народного потребления» (ТНП). Они не только использовали мощности гиганта, но и специалисты там работали те же самые. Правда, при переводе из одной фирмы в другую, а происходило это, как только размер долгов по всем статьям начинал зашкаливать, в полном объеме рассчитываться с людьми не успевали. Да и все больше ценных кадров постепенно оказывалось «за бортом».

На самом «Автоцветлите» с марта 2008­го введена процедура санации, хотя фактически вся его деятельность уже тогда сводилась к сдаче в аренду основных средств. После руководство делало несколько громких заявлений о крупных инвестициях и планах по возрождению завода, но все закончилось пшиком. В июне этого года комитет кредиторов во главе с ООО «Юридическая компания «ЮРРЕСУРС» (в свое время выкупила права требования долгов) добился в суде признания ОАО «Мелитопольский завод «Автоцветлит» банкротом и открытия ликвидационной процедуры.

При этом на его территории под маркой ООО «Товары народного потребления» продолжает функционировать два цеха – чугунного и стального литья. На производстве задействовано 300 человек (для сравнения: в лучшие годы на «Автоцветлите» работало в 5 раз больше).

 

«Обманули меня, обманул я вас»

­ Ситуация сложилась крайне неблагоприятная, – такими словами начал общение с работниками, которых пригласили в актовый зал завода, директор ООО «ТНП» Александр Щербина. – На начало года у нас были подписаны договоры на изготовление товарной продукции на сумму 80 миллионов гривен. Но обязательства корректировались, наши потребители значительно снизили свое производство, и мы получили только 35 миллионов гривен.

Обманули меня, обманул и я вас. Но это не значит, что не стоит вопрос выплаты зарплаты. На будущий год оговариваем заказы с железной дорогой, есть небольшие объемы по ЗАЗу. Так что сможем с вами рассчитываться, но поэтапно. Есть еще путь погашения долгов – реализации оборудования, но это не так просто, и помощь от инвестора.

Такое объяснение не удовлетворило заводчан, люди негодовали и требовали отчитаться: как были использованы деньги за выпушенную с начала года продукцию. В ответ Александр Владимирович вспомнил о высоких затратах на производство, наличии долгов по электроэнергии, налоговым и пенсионным отчислениям, а также общем кризисе в промышленности города, нарвавшись на волну негодования.

­ В зиму отправили людей на улицу, летом хоть можно пойти в сад, на поля, заработать и прокормить свои семьи, а сейчас что делать? – спрашивала у руководителя Лилия Чернявская, работавшая старшим диспетчером цеха магниевого литья. – Оставили без финансовой поддержки, на бирже 500 гривен получаем, как на них прожить? Многие уволенные, а это сто человек из двух цехов, уже в возрасте, на работу не хотят нас брать.

­ 40 лет проработал на предприятии, а пенсия минимальная, инвалид третьей группы, ушел в июле, расчетные до сих пор не отдали, – поддержал коллегу Василий Филоненко. – Звали: приходи, работай, специалистов не хватает, а что за это получил?! А есть же люди ­ с 2008 года зарплаты ждут! А что делать, если всей семьей на заводе трудились? Выгнали их, теперь не то что на коммунальные услуги, на пропитание ни копейки нет!

­ Нас через проходную не пропускают, дозвониться на завод нельзя, на письма вы не отвечаете, ­ добавила бывшая работница алюминиевого цеха Валентина Пшеничная. – А я травму уже на «ТНП» получила, теперь на инвалидности. Обещали дать деньги вместе с действующими цехами, и ничего.

­ Когда «ЮРРЕСУРС» появился, вы нам говорили, что это инвестор и мы будем как сыр в масле скоро кататься, ­ напомнил директору бывший начальник отдела охраны труда Владимир Плотников. – А получилось что? «Авто­цветлит» банкрот, «Литье» угробили, теперь то же с «ТНП» делаете. Наверное, ваш «ЮРРЕСУРС» хочет за бесценок завод получить, а потом перепродать?! А тем временем оборудование вывозится, но деньги от его реализации неизвестно где.

 

Прямых рычагов влияния нет

Выслушав претензии коллектива, Александр Щербина предложил людям создать инициативную группу и письменно зафиксировать вопросы, озвученные на встрече. По информации Сергея Федорова – одного из ее представителей, в список включено требование не только погасить долги по зарплате, но и рассчитаться с Пенсионным фондом, чтобы людям был учтен трудовой стаж. Бывшие заводчане настаивают и на изменении записей в трудовой книжке ­ с увольнения по собственному желанию или соглашению сторон на увольнение по сокращению. Будут ли выполнены эти и другие пункты и в какие сроки ­ станет ясно через неделю, когда автоцветлитовцы соберутся вновь.

Напоследок руководитель ТНП уточнил для журналистов, что текущая задолженность по зарплате на его предприятии составила 1,6 млн. гривен, а еще 1 млн. гривен – это сумма, не выплаченная ранее ООО «Литье». Люди же заявили, если им не озвучат конкретных сроков и гарантий на получение своих кровных, будут не только писать в вышестоящие инстанции, но и готовы отстаивать свои права под стенами Кабмина.

Местная власть соглашается, что группа предприятий «Авто­цветлит» самая проблемная в городе, и признает, что рычагов прямого влияния на руководство у нее нет.

­ Полномочия исполкома и комиссии по вопросам защиты социально­трудовых прав населения города ограничиваются тем, что мы контролируем ситуацию, фиксируем фактическую задолженность по зарплате и работаем с администрацией «ТНП», – отметил заместитель городского головы Алексей Козлов. – Так, мы способствовали вызову директора на областную комиссию, где он очередной раз обещал, что зарплата до конца года будет погашена или хотя бы не будет расти. Выполнить это, мы видим, не получилось, и можно сказать, что по объективным причинам. Тут уже наступает компетенция прокуратуры, инспекции по труду.

Считаю, Фонду госимущества пора занять более активную позицию и вмешаться в работу группы предприятий «Автоцветлит». Хотя только основной завод принадлежит государству, еще двумя ­ а «Литьем» и «ТНП», которые арендуют у него площади ­ фактически управляет главный кредитор – «Юридическая компания «ЮРРЕСУРС» (ему принадлежит право на 35 млн. гривен из общей суммы долговых обязательств завода 58 млн. грн. – Авт.).

Мы пытаемся найти инвестора, который бы заинтересовался «Автоцветлитом» и готов был бы его выкупить и вложить средства в энергосберегающие технологии, – продолжил Алексей Александрович. – Поскольку предприятие, по сути, остановилось в своем развитии 10­15 лет назад и не вкладывало ни копейки в модернизацию оборудования. А без этого, как и без поиска новых рынков сбыта, вряд ли удастся что­то изменить.

СПРАВКА ИЗ

Отсчет своей истории «Автоцветлит» начал
с 27 июня 1964 года, когда Совет министров
СССР принял постановление о выделении комплекса цветнолитейных цехов Мелитопольского моторного завода в самостоятельное предприятие.
Здесь производились десятки наименований отливок
из магниевых, алюминиевых и стальных сплавов
для производства автомобилей на ЗАЗе. «Автоцветлит» активно участвовал в строительстве городских
объектов ­ за средства предприятия были построены автомобильный мост по улице Крупской,
поликлиника, инфекционная больница,
три детских дошкольных комбината.