iz.com.ua

Запорожье, Здоровье
Запорожцам на заметку: Как правильно наказывать ребенка
Поделиться

Молодые родители из-за нехватки времени, отсутствия знаний и желания быстрее закончить истерики ребенка очень часто идут на поводу у крохи – разрешают ему смотреть мультфильмы в неограниченном количестве, есть только то, что он хочет, дергать бабушку за волосы или бить сверстников лопаткой. Все это мамы и папы гордо именуют свободным методом воспитания, после которого ребенок, не ограниченный правилами, наверняка станет свободной и сильной личностью.

Запорожцам на заметку: Как правильно наказывать ребенка

«Индустриалка» выясняла у детского психолога, заведующей кафедрой дошкольного образования областного Института последипломного педагогического образования Ольги Байер, так ли это на самом деле и почему возникают детские истерики. А главное, как на это реагировать родителям?

Нужно помогать, а не делать все за малыша

Запорожцам на заметку: Как правильно наказывать ребенка

Ольга Байер

— Есть закономерные этапы развития ребенка. До двух с половиной лет он еще не ощущает себя личностью. У него сначала формируется мироощущение, а только потом самоощущение, — отметила Ольга Николаевна. — Вот почему дети до двух с половиной лет не говорят о себе в первом лице, они редко «якают» и говорят о себе в третьем лице, как их обычно называют родители.
В это время ребенок познает окружающий мир, изучает предметы и вещи вокруг себя. А потом происходит накопление информации и вызревает самоощущение. Как только ребенок начинает осознавать себя, свое «Я» — он заявляет о своих правах. Родители к этому часто не готовы.
Конфликты бывают из-за неравномерности развития у маленьких детей – психика доросла до личностного развития, а навыков и умений еще нет. В возрасте 2-3 лет он хочет все делать сам – одеваться, рисовать, лепить. При этом его моторика, как правило, еще отстает. Он хочет, но не может. Из-за этого может злиться и нервничать.

— Как на это реагировать родителям, что делать?
— Это время идеально для развития малыша. Очень важно не сломать личность и при этом настоять на своем. Главное, чтобы ребенок не выбрал модель поведения, направленную на манипулирование другими (мамой, бабушкой, папой), которые все будут делать за него. Особенно это важно помнить при воспитании мальчика, потому что у них кризис более выражен, чем у девочек. Часто девочки быстрее развиваются в речи, мелкой моторике. Когда эти процессы у деток затягиваются, родители начинают слишком переживать, опекать и помогать крохе во всем. А нужно не делать за него, а помочь ему освоить новые навыки и дать толчок к развитию. Тогда «истерические» проявления в поведении постепенно исчезнут.

— Почему малыши во время истерики могут падать на пол, кричать в общественном месте?
— Во-первых, это может происходить, когда у ребенка что-то не получается. Во-вторых, когда он видит, что именно в этот момент мама не будет с ним общаться и помогать ему, а ему это очень нужно. Он хочет привлечь ее внимание, сражается за него любыми методами – может и упасть в магазине, и в гостях что-то швырнуть о стену.
В общественных местах ребенок проверяет реакцию мамы, мол, что она будет делать сейчас, у всех на глазах. Он как бы хочет сказать, «раз ты не обращала на меня внимания раньше — теперь ты точно не оставишь меня и уделишь мне время».
А бывает, ребенок расстраивается из-за того, что ему что-то запрещают сделать или взять. Истерики могут стать ловушкой для родителей. Нельзя во всем уступать малышу. Если родитель тверд в намерениях, он должен настоять на своем, спокойно и мягко, любя при этом своего малыша. Известно, что истерики будут продолжаться до тех пор, пока родитель будет уступать.

Читайте и играйте больше

Важно разделять типы истерик — когда это демонстрация, а когда есть основания для беспокойства. Как узнать, показная это истерика или настоящий срыв? Показная, демонстративная, истерика протекает так: например, ребенку отказали в исполнении его желания, он кричит, падает на пол. Маме нужно как бы сходить за водичкой в другую комнату, немного там задержаться и послушать: если ребенок, не видя ее, затихает, а при ее появлении крик опять усиливает – это показная истерика, чтобы добиться своего с помощью манипуляции.

Запорожцам на заметку: Как правильно наказывать ребенка

Если истерика – это состояние, в которое ребенок вошел и выйти сам не может, он как бы заходится в рыданиях, задыхается, его нужно долго успокаивать – скорее всего, это нервный срыв. Если такие истерики случаются часто – можно обратиться за консультацией к детскому психоневрологу.
В любом случае, родители должны проявить участие, пожалеть малыша, если этого требует ситуация, но если он продолжает настаивать на своем, взрослые должны спокойно, но твердо объяснить малышу, что то, чего он просит таким способом, ему не дадут, или этого делать нельзя.
Эту «стену» нужно достойно и с любовью к ребенку выстоять столько раз, сколько раз будут совершаться попытки ее преодолеть с помощью истерики. В остальное время наполняйте жизнь малыша развитием, общением, любовью. И тогда он перестанет манипулировать.

— Часто дети капризничают во время одевания или отказываются кушать. Что делать в этих случаях?
— Важно предоставлять ребенку выбор. Он уже считает себя личностью и хочет сам все решать. Важно не предлагать ему другой свитер, если он отказывается надеть первый, а сразу положить перед ним два и спросить – в каком ты пойдешь в садик? Дети так устроены, что если они уже выбирают какой-то вариант, то не отказываются потом от него.

В плане еды выбор должен предоставляться не из вариантов блюд – так формируется неправильное отношение к пище. Предложите ему на выбор тарелочки с разным рисунком или приборы, которыми он ест, место за столом возле мамы или папы, салфетку двух разных цветов и тому подобное.
Яркие капризы бывают у детей, которые недополучили эмоционально окрашенного внимания от родителей в связи с занятостью. Часто мамы думают: если ребенок в квартире рядом с ними (когда они заняты домашними делами), значит, он уже получает общение.
Быть рядом и быть вместе – два разных процесса. Вместе – это значит смотреть картинки, складывать кубики, играть с посудкой, конструктором и читать книжки. В этом случае внутренний мир ребенка наполняется положительными эмоциями. А если взрослый просто рядом, но не занимается ребенком — малыш начинает капризничать, дергать, проситься на ручки, спрашивать, любит ли его мама. Это показатель «недолюбленности», нехватки эмоционально окрашенного взаимодействия.
Кстати, если родители с малышом проводят много времени – играют, читают и занимаются – ребенок легче расстается с мамой и идет в детский сад, радостнее он встречается с ней вечером.

После наказания простите ребенка

— Родители переживают, когда ребенок не хочет делиться, агрессивно реагирует, когда у него просят игрушки. Как относиться к такому поведению?
— Безусловно, учить делиться и показывать это своим примером нужно. Но учитывайте и еще один момент – формирование чувства собственности говорит о развитии интеллекта. Если ребенок не реагирует, что у него в 2,5-3 года кто-то берет игрушку и уносит и он не требует ее вернуть – это сигнал, который нельзя пропускать. Многие родители считают, что у них растет добрый ребенок, но это показатель того, что, возможно, не развивается интеллект.

Запорожцам на заметку: Как правильно наказывать ребенка

— В последние годы бытует мнение, что ребенку до трех лет не нужно ничего запрещать, что именно в этом возрасте малыш должен почувствовать безусловную любовь родителей. Как вы относитесь к такому принципу воспитания?
— Это не совсем верное утверждение. Есть вопросы безопасности жизни ребенка и безопасности других, которые нельзя пускать на самотек. Я считаю, не запрещать можно положительные моменты, влияющие на развитие крохи – разные виды творчества, игры, чтение книг. Но когда ребенок ведет себя неправильно — что-то портит, кого-то бьет или обижает — это нужно пресекать, объяснять, что так поступать нельзя.
Есть даже анекдот на эту тему. Едет в автобусе женщина в белых брюках, напротив сидит мама с ребенком трех лет. Малыш ритмично перебирает ногами и пачкает одежду женщины. Она делает маме замечание и просит ребенка не стучать ей по ногам. На что мать отвечает, что она не может это запретить ребенку – она воспитывает его по методике без ограничений. За этой картиной наблюдает парень, который стоит в автобусе. На следующей остановке перед выходом он достает изо рта жвачку и приклеивает ее ко лбу матери со словами: «Меня вот тоже по такому принципу воспитывали».
Это, конечно, смешно, но и грустно. Дело в том, что родители в последнее время стали слабее детей – им проще сказать, что это принцип воспитания, чем что-то ему объяснять.

— В воспитании существует и такое понятие как наказание. Как лучше наказывать ребенка?
— Нужно уметь доступно объяснить, что тот поступок, который совершил ребенок — неправильный. Важно отделять самого малыша от его поступка. Обязательно скажите, что ребенок хороший, и вы его по-прежнему любите, но вот его поступок – плохой, и вы из-за этого расстроены.
На первых порах нужно говорить, что хороший ребенок не повторит такого поступка. Если он продолжает это делать, нужно удивиться этому и сказать, что в следующий раз он будет наказан. Учите малыша исправлять его неправильные проступки. Например, ремонтировать поломанную игрушки или заклеивать порванную книгу.

В виде наказания использовать битье малыша недопустимо. Очень полезно завести дома стульчик раздумий. Когда он что-то натворил, вы говорите ему, что нужно посидеть на стульчике, подумать о своем поведении 5 минут. Пусть подумает, осмыслит свое поведение, решит, как можно все исправить, придет к вам и расскажет.

До пяти лет можно использовать в виде наказания ограничение на просмотр мультфильма или прочтение любимой книги. После того как ребенок уже пережил наказание, его надо простить, вернуться к хорошим отношениям и не помнить на следующий день того, что он сделал.
Есть мамы, которые не могут, удержаться от колких замечаний, и тогда малыш остается один на один с чувством вины, со своими проблемами. Он не может себя занять, жаждет внимания, но не получает его, и таким способом родители провоцируют его на новое нарушение. А нужно просто сказать, что вы рады, что он все понял и любите его по-прежнему. Пока ребенок верит, что он хороший – он стесняется делать дурные поступки.