iz.com.ua

Запорожье, Культура, Фоторепортаж
В Запорожском концертном зале «звучал» даже цвет
Поделиться

Необычный и, я бы даже сказала, уникальный концерт состоялся в Концертном зале имени Глинки — во втором отделении программы «Симфонія сяйва” в зале выключили свет и музыканты академического симфонического оркестра играли фактически в темноте, горели лишь небольшие огоньки на пюпитрах. Зато на экране симфонию №1 Александра Скрябина сопровождали различные свето-цветовые композиции. Светоживопись «RAYPAINTING” — это воплощение творческих фантазий Юрия Баранника. Зрелище, надо признать, было завораживающим!

В Запорожском концертном зале  «звучал» даже цвет

А в первом отделении не менее впечатляющим был концерт для фортепиано с оркестром, фа-диез минор этого же композитора в исполнении солистки — лауреата международных конкурсов Оксаны Шепетько (Киев) в сопровождении академического симфонического оркестра под управлением народного артиста Украины Вячеслава Реди.

Александр Скрябин считается одним из самых загадочных композиторов рубежа 19-20 века. Он считал, что пишет не мелодии, а «заклинание звука», считал, что с помощью музыки можно заколдовать время, остановить враждебный хаос и сделать мир лучше. Композитор представлял свои произведения как светящиеся сферы и хрустальные гирлянды.

Интересно, что Александр Скрябин придавал цветам и оттенкам огромное значение и глубокий смысл. Например, белый — символ воплощения полноты жизни, а черный — символ небытия.

…Звучавшую в тот вечер музыку, безусловно, сложно описать словами — ее нужно слушать, слышать и наслаждаться. Устроенные после окончания произведения овации говорят сами за себя — публике эмоциональная и экспрессивная игра столичной гостьи очень понравилась.

Оксана Шепетько — уже достаточно известный музыкант, она лауреат и дипломант многих международных конкурсов и фестивалей. Выступает как солистка, в составе камерных ансамблей, она также и концертмейстер. У нее высшее музыкальное образование — в 2005 году закончила Национальную музыкальную академию Украины имени П.И. Чайковского, а в 2011 году — ассистентуру-стажировку (класс профессора Валерия Козлова).

В Запорожском концертном зале  «звучал» даже цвет
В Запорожском концертном зале  «звучал» даже цвет
В Запорожском концертном зале  «звучал» даже цвет

— Оксана, ваши впечатления от выступления в Концертном зале имени Глинки?
— Прекрасный зал, мне очень понравился, замечательный рояль, очень отвечающий звучащий, было приятно играть. И публика очень приятная. И очень хотелось бы выступить еще!

В Запорожском концертном зале  «звучал» даже цвет

…Публики в Концертном зале имени Глинки в этот субботний вечер собралось немало. С особым удовольствием игру Оксаны слушали ее родители — Евгений Николаевич и Ирина Степановна, специально приехавшие в Запорожье на концерт дочери. Кстати, по профессии они оба врачи, но имеют музыкальное образование и по настроению могут порадовать друг друга исполнением произведений. Евгений Николаевич — профессор кафедры хирургии Национального медицинского университета им. Богомольца, Ирина Степановна — заведующая ревматологическим отделением 3-й городской больницы

— Мы очень растроганы, очень волновались, потому что вся душа и сердце наши — в ней, — признался «Индустриалке» Евгений Николаевич. — Звуки Скрябина рождали в нас и тревогу, и радость, и гордость, и чувство такой большой, я бы сказал, ответственности за Оксану. Звуки во второй части концерта — это как фатум, рок, событие. Оксана как-то «подкралась» к этим звукам — медленно, очень осторожно, очень нежно и очень волнительно. А финал был просто изумительный! Как она отдает свою душу музыке! Это очень знаменательно для нас, в первую очередь, для Оксаны, для нашей семьи.
— А вы часто бываете на концертах дочери?
— Мы стараемся.
— В Запорожье впервые?
— Мы бывали в городе. Я — хирург, в 2002 году здесь проходил съезд хирургов, я приезжал.

В Запорожском концертном зале  «звучал» даже цвет

— А как Оксана стала музыкантом?
— Мне приятно вспоминать и рассказывать эту историю. Когда Оксане было 2-3 годика, мы чувствовали, что, может быть, и слуха такого музыкального у нее нет. А в 5 лет я отвел ее в музыкальную школу. Она была девочка общительная, энергичная, у нее не было скованности. И когда нужно было сдавать экзамен, все ходят, волнуются, а Оксана говорит: «Папа, когда мне заходить?»
Ее учительницей была Людмила Борисовна Марочкина. Нам с женой по роду службы сложно было в том расписании — приходить на час дня, так вот мы пришли к Людмиле Борисовне и говорим: «Вы уж нас извините, но мы Оксаночку, наверное, переведем к другому преподавателю, потому что мы не можем приводить ее на это время». Людмила Борисовна сказала: «Нет! Нет!», все изменила, чтобы наша девочка у нее занималась. Она очень рада успехам Оксаны, что она так выросла.
Летом Оксана была на фортепианном конкурсе в Ирландии и очень была довольна фестивалем.
— Как вам наш оркестр?
— Впервые слушаем. Впечатления колоссальные! Очень большая энергия у нашего Маэстро. Говорю «нашего», потому что сердцем своим мы уже с вами. Очень энергетичный дирижер, и оркестр звучит прекрасно.

В Запорожском концертном зале  «звучал» даже цвет
В Запорожском концертном зале  «звучал» даже цвет
В Запорожском концертном зале  «звучал» даже цвет
В Запорожском концертном зале  «звучал» даже цвет
В Запорожском концертном зале  «звучал» даже цвет
В Запорожском концертном зале  «звучал» даже цвет
В Запорожском концертном зале  «звучал» даже цвет

…Областная филармония с приходом Ирины Конаревой на должность генерального директора не устает удивлять публику музыкальными экспериментами. И концерт «Симфонія сяйва” — один из них.
— Музыка вдохновляет. Но, оказывается, музыка не только вдохновляет, приносит состояние радости и удовлетворения, она может еще и лечить, — рассказывает Ирина Эдуардовна. — Мы обратились к прекрасному композитору Александру Скрябину, потому что это именно он внес в практику работу со светом и музыкой одновременно.

В Запорожском концертном зале  «звучал» даже цвет
В Запорожском концертном зале  «звучал» даже цвет
В Запорожском концертном зале  «звучал» даже цвет

Идея родилась у главного дирижера симфонического оркестра Вячеслава Реди.
Но, естественно, нам нужны были партнеры. И очень хорошо, что у нас в городе есть такие партнеры, которые понимают задачу музыки, партитуру света. И воплотили это в сегодняшнем концерте. Это первый наш, пилотный, проект.
Я думаю, он выполнен на 95%, потому что есть куда расти. Я думаю, это не последняя наша творческая работа, потому что она понравилась зрителям, нам самим. А оно дорогого стоит, когда получаешь удовлетворение от своей работы.

Фото предоставлено областной филармонией