iz.com.ua

Главные, Запорожье
Работа водителя запорожской маршрутки: взгляд изнутри
Поделиться

Работа водителя запорожской маршрутки: взгляд изнутриПо мнению пассажиров, водители маршруток — зло во плоти. Молва разошлась такая, что когда представляешь себе водителя, в голове сразу всплывает образ вечно курящего, щелкающего семечки, говорящего по мобильному телефону, хамящего и слушающего шансон неприятного мужлана, который сидит за рулем пыльной и разваливающейся маршрутки и ненавидит пассажиров, особенно льготников.

В преддверии Дня автомобилиста, который отмечается 25 октября, «Индустриалка» провела рабочий день с водителем, работающим на одном из самых длинных маршрутов города, и на себе прочувствовала все «прелести» его профессии.

Встречаем рассвет за рулем

Чтобы вовремя выйти на смену с водителем 92-го маршрута, который обслуживает Хортицкий автопарк, мне пришлось встать в 5.30. В 6.30 я вышла из дома, чтобы в 7.00 быть возле диспетчерской автопарка. На улице в это время очень темно и тихо, большинство людей только просыпаются, а некоторые водители маршруток, кстати, уже работают на линиях.

Водитель с 20-летним стажем Денис Бондаренко забрал меня у диспетчерской в 6.55, и мы в чистой и теплой маршрутке поехали на конечную на Никопольском повороте (окраина Хортицкого района). Кстати, 92-й маршрут ездит по графику с интервалом между машинами в 12-15 минут. На маршруте работает 12 автобусов «Богдан» и две смены водителей — по 12 человек в каждой. Водители работают два дня через два дня, ежедневно совершая по 5-6 оборотов и проводя за рулем по 12 часов!

— Мы приходим на работу, получаем путевку у диспетчера, проходим осмотр врача, получаем билеты в кассе, идем к машине, проверяем ее, заправляемся, проходим проверку у механика и выезжаем на линию, — делится Денис. — 12 часов отсидеть на одном месте тяжеловато, но это уже вошло в привычку. У нас гонок нет, все спокойно, потому что есть график. Я четко знаю, что в определенное время мне надо быть на такой-то остановке.
Друг за другом ездим, поэтому гонки ни к чему. Некоторые пассажиры, наоборот, жалуются, что мы медленно ездим. Если бы все ездили по графику, может, было бы спокойнее.

График может сбиваться, только если на мостах проблема или кто-то сломался, тогда интервал больше.
Когда пробки на мостах, бывает, приезжаешь на конечную и сразу едешь. Получается, три часа из-за руля не встаешь. Но работа и руль уже вошли в привычку. В отпуске этого даже не хватает. Неделька-две – и уже не находишь, чем себя занять.

Четко по графику, в 7.20, подъезжаем к остановке, где уже стоит внушительная очередь, хотя всего 12 минут назад отъехал предыдущий 92-й. Свои услуги кондуктора я даже предлагать не стала, ведь я гуманитарий и переживала, что Денис больше потеряет, чем заработает. Час пик ощущается все больше, и уже на пятой остановке Денис просит пассажиров проходить по салону. Кстати, жители Хортицкого района садятся даже на двигатель. Поместиться там может три-четыре человека, в зависимости от комплекции.

И вот представьте. 7.30, мы едем себе спокойно, и тут на двигатель усаживаются две женщины, которые говорили без умолку всю дорогу. За полчаса поездки я узнала о ремонте дорог, работе ЖЭКов, бывшем муже, детях-инвалидах и так далее. Трещали пассажирки так, что я даже гороскоп по радио не услышала. К слову, Денис не слушает шансон — у него играет «Хит ФМ».

— Пассажиры постоянно разговаривают возле водителя, — спокойно говорит Денис. — К любому человеку можно привыкнуть. Но бывают неадекватные. Мне не нравятся те, кому наплевать на то, что кроме них в салоне есть другие люди, а за рулем — водитель. Даже вот табличка «Возле водителя по телефону не разговаривать» не действует. Человек заходит и начинает говорить. Не просто скажет два слова и все, а сидит и рассказывает от конечной до конечной. А, бывает, еще и так громко, что на весь салон слышно. Сейчас люди все обозленные. Но клиент всегда прав. Нужно подстраиваться к каждому пассажиру.
Нам Борисыч (директор автопарка Валерий Глухенький. — Д. С.) всегда говорил, что мы должны быть психологами — увидеть пассажира и уже знать, как с ним общаться. Иногда надо промолчать, иногда помочь, подсказать. Есть люди, которые ездят с нами постоянно, заходят, здороваются, спрашивают, как дела.

Работа водителя запорожской маршрутки: взгляд изнутри
Табличка о том, что возле водителя нельзя говорить по телефону, на некоторых пассажиров не действует

Неблагодарная это работа…

На ж/д вокзале Запорожье-2, где у 92-го вторая конечная, мы с Денисом пьем кофе и я, утомленная разговорчивыми дамами уже после первого рейса, спрашиваю, чем же ему нравится работа.
— Я сразу после армии пришел работать в этот автопарк, — вспоминает Денис. — У меня и дед, и отец тоже водители. Отец работал в этом же автопарке, я фактически тут вырос, приходил сюда с отцом. В следующем году будет 20 лет, как работаю. Двух одинаковых дней не бывает, даже двух одинаковых оборотов.

— Сын будет продолжать семейную династию?
— Ему 20 лет, у него есть права, но душа больше к кулинарии лежит. Да я бы и не пустил его сюда работать. Неблагодарная это работа. Если раньше это было престижно, то сейчас…

— А почему так?
— У нас молодежи не так и много. Можно сказать, что благодаря «Спринтерам» профессию забили непонятно куда. Раньше, чтобы сесть на автобус, надо было три года стажа, год, чтобы открыть категорию «Д». Я работал на снабжении, потом отучился на автобус, еще и с боями сел, потому что места не было. И это при том, что в парке было больше ста машин, на каждой из которых работали два человека. Ремзона работала круглосуточно. Да и работать было поинтереснее.

— Помните свой первый выезд?
— Работал сначала на 91-м маршруте. Водил желтый «пазик». Первый день был просто мрак. Пока стажировался и наставник был рядом, я был спокоен. А как вышел на маршрут сам, особенно во время первого рейса, руки трясутся, не знаешь, как за эти деньги хвататься. Сейчас уже привык.
— Вы на 92-м работаете уже больше 10 лет. Всегда ездили на этом «Богдане»? А то он у вас внутри практически как новый выглядит.
— У меня был другой «Богдан», шесть лет назад Борисыч мне новый подогнал, из последних, что парк покупал.

— А имя у него есть?
— Как-то «Богдан» да «Богдан». Можно сказать, что у него есть имя с момента выпуска.

— В ДТП вы попадали?
— В начале карьеры бывало. Там тогда вина была 50 на 50. У нас на 92-м серьезных аварий никогда не было. Если случались мелкие, то, в основном, не по нашей вине.

— Как вам наши дороги?
— Нам, честно говоря, повезло с маршрутом — большая часть участка дороги отремонтирована — на Победе, да и на Бабурке дороги терпимые.

Работа водителя запорожской маршрутки: взгляд изнутри

— Хочу отметить, что у вас очень чисто в салоне. Кто убирает?
— Мойщики убирают в салоне и моют машину снаружи, когда мы приезжаем с линии.

— А там шторочки постирать, пыль протереть?
— Это все инициатива водителя. Сам заходишь и тебе приятно – все чистенько и аккуратно.

— Есть у водителей какие-то ритуалы перед выездом?
— Так и знал, что спросишь об этом (смеется). У меня нет какого-то ритуала. Есть старое поверье, что нельзя из кабины и салона выбрасывать мусор, пока не выехал на линию. Если начнешь убирать, то день не задастся. Поэтому стараемся с вечера все поубирать, чтобы было чистенько и утром к этому не касаться.

— Давно заметила, что у водителей всегда что-то висит на лобовом стекле. Вот у вас сувенирная денежка, смайлик-казак. Это украшения или талисманы?
— У каждого что-то свое. Это чтобы отвлечься от монотонности. Я не любитель увешивать все.

— Водители часто машут друг другу рукой. Это означает «привет»?
— Это мы делаем постоянно в течение дня. Означает приветствие, что все в порядке. Раньше показывали и предупреждали, где ГАИ стоит, например. Сейчас проще набрать по мобильному и все сказать, а раньше были свои условные знаки, а это осталось просто как приветствие.

— Как относитесь к женщинам за рулем?
— Честно говоря, есть ассоциация немного из-за шуток про женщин за рулем. Но у меня есть две знакомые девчонки, которые за рулем дадут фору любому мужику. Одна на своей «шестерке» вытворяет такое, что не каждая иномарка сможет. В свое время, помню, в Запорожье было всего две женщины-таксиста. И одну из них недавно видел, она продолжает работать.

У водителей «Богдана» правая рука длиннее левой

— Как вы обедаете?
— Обед некоторые приносят с собой, другие покупают что-то, тем, кто близко живет, может и жена принести с пылу с жару.

— А что делаете в перерыве между оборотами?
— У нас на конечных есть 5-20 минут. Когда есть чем заняться по машине, то это в первую очередь. Можно перекусить. В основном, стоим, общаемся, пьем кофе, что-то обсуждаем.

— А какая самая нелюбимая погода?
— Дождь. Особенно вечером — все слепит, потеет. Да и сама обстановка тяжелая и угнетает. В гололед тоже тяжело, особенно, если снег с дорог вовремя не успели убрать.

— Самое сложное что в работе?
— Хм… (задумался). Наверное, ответственность, потому что ты знаешь, что везешь за собой человек 50. Внимательным нужно быть, это само собой, баранка есть баранка.

— Водители не особо жалуют льготников, потому что государство не компенсирует деньги за их провоз.
— Мы берем по два человека за рейс. Но я всегда провезу АТОшников, потому что сам знаю, что такое служба. Пацаны разве виноваты? Нет, не виноваты.

— Сейчас сезон простуды, вы профилактику какую-то делаете?
— Да не особо, как все люди. Тяжело было, когда при Тимошенко заставляли всех ездить в масках из-за свиного гриппа. Попробуй только без маски быть! И ты как дурень 12 часов в этой маске катаешься. А еще заставляли менять ее два раз в день.

— Бывали на работе курьезные случаи?
— Вспоминаются только то, что рассказывать нельзя (смеется). Давным-давно было, еще большие автобусы ездили, мы мужика катали, забывали высадить на острове Хортица. Автобуса три-четыре поменяли. Он приезжает на конечную и спрашивает: «А где остров?». Еще есть такая шутка: «У кого правая рука длиннее левой? У водителя «Богдана», потому что он все время тянется за деньгами».

— В воскресенье – День автомобилиста. Праздновать будете?
— Наша смена что-то постоянно попадает на День автомобилиста, поэтому будем работать. В прошлом году работали и не отмечали, а до этого собирались сменой и шли в кафе.

Работа водителя запорожской маршрутки: взгляд изнутри
* * *

Последний рейс у нас с Денисом был с 18.20 до 19.20. Этот день я долго не забуду, потому что встретила рассвет и закат на работе.
— Ну как, удачный день?
— Да так, дождик немного распугал пассажиров.

— Усталость сильная?
— Да нет. Спина больше всего устала.

— А сколько топлива ушло?
— В день уходит литров 40-45 солярки.

— Что будете делать дома?
— Душ, поел и под телевизор (смеется). А что еще можно делать, когда приходишь домой часов в 9-10 вечера? Это на выходных – семья, заботы… Тяжело на работу вставать, когда футбол идет, матчи заканчиваются поздно, а в 5 утра уже надо просыпаться. Осенью тоже тяжеловато, потому что быстро темнеет, но чаще всего встаю без будильника, привык просыпаться в одно время.
Когда я попрощалась с Денисом и вышла из автобуса, у меня очень кружилась голова, затекли ноги, болела спина, а в памяти крутились разговоры пассажиров. А ведь это был только один рабочий день водителя маршрутки!

* * *

«Индустриалка» выражает благодарность директору Хортицкого автопарка Валерию Глухенькому за помощь в подготовке материала и поздравляет коллектив автопарка с Днем автомобилиста.

Читайте также: Запорожцы благодарят: Водители 92-го маршрута всегда работают по расписанию.