Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье, ЭКОПОСТ
Когда в Запорожье появится новый полигон?
Поделиться

Когда в Запорожье появится новый полигон?Проблема вывоза бытового мусора уже не первый год беспокоит запорожцев, нанося существенный вред городской экологии. Из года в год местные власти анонсируют все новые и новые программы, направленные на решение существующих проблем и поддержание экологической безопасности. Но есть ли результат? Или громкие проекты забываются, как только дело доходит до финансирования?

Эти вопросы мы адресовали начальнику департамента экологии и природных ресурсов Запорожской облгосадминистрации Сергею Карпиюи заместителю председателя общественного совета при департаменте экологии и природных ресурсов облгосадминистрации Сергею Козодавову.

Вопрос чиновнику….

— Экологическая ситуация в сфере обращения с отходами в Запорожской области остается острой и, в первую очередь, из-за больших объемов их ежегодного образования, размещения и накопления в течение длительного времени.
Одной из наиболее острых хозяйственных и природоохранных проблем в Запорожской области остается проблема твердых бытовых отходов (ТБО).
Так, в 2014 году всего на полигонах было собрано и размещено 280163,4 тонны ТБО.
Несмотря на существование норм, захоронение отходов в подавляющем большинстве случаев осуществляется на полигонах, а также свалках, которые образованы стихийным образом без надлежащего проекта, перегружены и неправильно эксплуатируются. На сегодняшний день большая часть полигонов ТБО не соответствует современным санитарно-экологическим требованиям, создают проблемы, связанные с образованием фильтрата, загрязнением воздуха, поверхностных и подземных вод, развитием опасных инженерно-геологических процессов и явлений.

— Реализация каких экологических проектов и программ запланирована областной властью в этом году? Какие есть положительные результаты?

Когда в Запорожье появится новый полигон?

Сергей Карпий

— Решением Запорожского облсовета утверждена областная комп-лексная программа охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности на 2013 — 2020 годы, в которую вошли мероприятия, связанные с региональной системой мониторинга окружающей среды.
На данный момент в области завершается процесс разработки этой стратегии.
Масштабность ресурсоиспользования и энергетически-сырьевая специализация экономики региона способствуют значительному образованию и накоплению отходов производства и потребления. Поэтому достижение стратегической цели возможно путем минимизация негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения.

Минимизация негативного воздействия отходов возможна при создании эффективной системы управления отходами, реализации мероприятий по развитию новых мощностей по переработке и утилизации отходов, строительству современных полигонов твердых бытовых отходов. Приоритетным при внедрении Директив ЕС, в данном случае, является преобразование отходов в ресурсы и снижение объемов их образования.
В ходе реализации стратегического направления, к 2020 году планируется увеличить удельный вес утилизированных отходов (процент от общего количества образованных отходов) до 33,9 % (2014 год – 31,5), что предусмотрено Государственной стратегией регионального развития на период до 2020 года.

— Осуществляется ли сегодня экомониторинг, о котором говорят уже не первый год? Если да, то какие результаты? Есть ли трудности — в частности, с финансированием?
— В связи с отсутствием законодательного акта Украины, которым регулируется государственный мониторинг обращения с отходами, в настоящее время мониторинг бытовых и промышленных отходов не осуществляется или осуществляется на недостаточном уровне. С целью решения этой проблемы подготовлены мероприятия по организации ведения государственного учета, мониторинга и государственного регулирования в сфере обращения с отходами на территории Запорожской области, утвержденные председателем облгосадминистрации. Согласно утвержденным мероприятиям, составляется реестр субъектов хозяйствования, деятельность которых связана с образованием отходов. В свою очередь эти субъекты подают отчет об инвентаризации источников образования отходов и отходов производства и потребления в департамент.

— Сколько полигонов ТБО сегодня существует в области? Хватит ли этого количества для удовлетворения нужд населения по вывозу и утилизации мусора?
— Согласно реестру мест удаления отходов, на территории области расположено 96 полигонов, из них 61 полигон твердых бытовых отходов.
По результатам анализа установлено, что в западной части области почти отсутствуют полигоны ТБО. С целью решения этой проблемы в Херсонскую облгосадминистрацию направлено письмо с просьбой предоставить перечень мест удаления отходов, находящихся в восточной части Херсонской области. Согласно реестру мест удаления отходов, предоставленному Херсонской ОГА, полигоны ТБО, имеющиеся в Верхнерогачинском, Нижнесерогозском и Ивановском районах соседней области, имеют небольшую площадь (примерно 6,5 га ) и расположены географически неудобно.

— На ваш взгляд, вернется ли в ближайшее время городская и областная власть к вопросу строительства нового полигона в Запорожье? Если говорить о реальных перспективах, как скоро город увидит новый полигон?
— Сегодня на территории Солнечного поселкового совета Запорожского района строится полигон твердых бытовых отходов №3 с сортировочным комплексом.
Строительство нового современного полигона с устройством на его территории сортировочного комплекса позволит обеспечить защиту от загрязнений атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых (подземных) вод, эксплуатировать его с соблюдением всех требований природоохранного законодательства, внедрить контроль за складированием твердых бытовых отходов и предотвратить возникновение несанкционированных свалок на территории области.

Когда в Запорожье появится новый полигон?

Строительство полигона с сортировочным комплексом и вспомогательными сооружениями на площади 27,002 га обеспечит потребность правобережной части города Запорожья и поселков Запорожского района в размещении твердых бытовых отходов. Общая стоимость мероприятия — 99 816,736 тыс. грн. С начала года освоено 19 312,067 тыс. грн., или 19,3%.
В 2015 году подготовлен бюджетный запрос для выделения средств из Государственного фонда охраны окружающей природной среды для выполнения природоохранного мероприятия в сумме 80 504,669 тыс. грн. Запрос находится на рассмотрении у Минприроды Украины.

— Кто сегодня отвечает за санитарное состояние полигонов в Запорожье и области? Какие функции в этом вопросе берет на себя санэпидстанция?
— Согласно п. 3 Государственных санитарных правил и норм ГСПиН 2.2.7.029-99, систематический государственный санитарный надзор за благоустройством и соблюдением правил эксплуатации полигонов осуществляет санэпидстанция.

… Из нашего общения с запорожскими чиновниками становится понятно, что власть имущие хорошо знают о «мусорной» проблеме города, но говорить о ней не любят. Найти ответственного, а главное, компетентного человека в органах местного самоуправления не так уж просто.
Открытость чиновников и информации – проблема, заслуживающая отдельной статьи. Даже когда наши журналисты отыскали человека, готового дать комментарии, ответа пришлось ждать неделю. Ведь чиновник попросту… укатил в отпуск (во всяком случае, именно так нам сказали в приемной). Да и суть излагаемой информации вряд ли можно назвать исчерпывающей.

…и вопрос общественнику

Когда в Запорожье появится новый полигон?

Сергей Козодавов

Своим взглядом на проблему с нашими журналистами поделился и заместитель председателя общественного совета при департаменте экологии и природных ресурсов облгосадминистрации Сергей Козодавов.

— Как бы вы могли оценить ситуацию с вывозом и утилизацией твердых бытовых отходов в городе на сегодняшний день?
— Ситуация напряженная. Относительно вывоза – ООО «Ремондис» явно не может обеспечить качественное обслуживание того количества клиентов, которое имеет. Считаю недопустимой монополию одного предприятия по обслуживанию жилого фонда. Должна быть здоровая конкуренция – это приведет к улучшению сервиса, снижению тарифов.
Относительно утилизации – на сегодняшний день нетоксичные бытовые отходы утилизируются на два полигона. По сути, идет накопление мусора. Это самый тупиковый путь.

— Видите ли вы практическую реализацию экологических проектов и программ, обещанных областной или городской властью? Если да, то каких? Какие есть положительные результаты?
— Я не вижу эффективной реализации ни одной из действующих экологических программ. Это обусловлено, на мой взгляд, с одной стороны, декларативным принципом их написания – они не обеспечены финансированием. В итоге по многим программам финансирование составляет 10-20 % от необходимого, выполнение программы срывается. Но по окончании ее действия разрабатывается очередная невыполнимая программа.

С другой стороны, у нас сроки стратегического планирования подстраиваются под сроки полномочий правящих политических элит. Как можно принимать стратегическую программу на пять лет? И как можно со сменой политических сил, имеющих большинство в органах власти, как на центральном, так и на региональном уровне, менять полностью векторы стратегического развития? Это абсурд – но именно так у нас и происходит все годы нашей независимости. В итоге имеем неэффективное распределение даже тех ресурсов, которые есть, и полное отсутствие видения стратегических целей развития во многих сферах хотя бы на 20 лет вперед.

Ну и, в-третьих, никто не несет ответственности за нарушение или невыполнение программ, неэффективное использование средств и т.д. Очень часто у нас «зарываются» деньги в капиталоемкие объекты, которые доводятся до степени готовности 70-80%, а потом бросаются. Общественность не имеет никаких реальных механизмов контроля и влияния на принятие решений депутатским корпусом даже на областном уровне.

— Как вы думаете, внедрение каких экологических программ сегодня нужно городу в первую очередь?
— Крайне важно принятие таких реальных работающих программ:
— программа раздельного сбора и утилизации твердых бытовых отходов;
— программа повышения энергоэффективности зданий всех форм собственности;
— программа развития энерго-сбережения и альтернативной энергетики;
— программа развития экологически чистых и энергоэффективных видов общественного транспорта.

— Какие, на ваш взгляд, программы (проекты, технологии) можно применить для решения «мусорной» проблемы в городе?
— Весь мир давно понял, что отходы — очень прибыльный бизнес. Во всех цивилизованных странах внедряется сортировка отходов с последующей их переработкой как вторсырья. Это ведет к снижению количества отходов, поступающих на полигоны, на 50-80 %. Это единственный разумный путь, так как не только уменьшается количество мусора, но и экономятся невозобновляемые природные ресурсы.

У нас же сортировка отходов практически не внедряется. ООО «Ремондис» потратило массу денег на контейнеры для раздельного сбора, но абсолютно не подготовило население к его реальному внедрению: отсутствовала информационная кампания, не внедрены экономические механизмы стимуляции населения, ведь отсортированные отходы –это товар, за который населению должны платить деньги (например, в форме компенсации стоимости вывоза несортированного мусора или других коммунальных услуг). Если бы «Ремондис» пошел по такому пути – система не сразу, но заработала бы. И этот бизнес стал бы рентабельным, так как были бы постоянные источники для загрузки линий по переработке вторсырья. Вместо этого населению подняли тарифы на вывоз мусора, чтобы окупить за их счет контейнеры для раздельного сбора.

Но высшей степенью абсурда, которая убила желание сортировать мусор даже у тех не многих, кто начал это делать, стала ситуация, когда приезжает мусоровоз и ссыпает в одну кучу отсортированные отходы! А именно так часто и происходило!
Я считаю, что за такое городу нужно не просто увольнять руководство компании – за бездарный менеджмент, но расторгать с ними договор и ставить на условия участия в открытом, прозрачном тендере, в котором побеждать должны те компании, которые предоставят наиболее привлекательные для населения условия по реальному внедрению раздельного сбора. Тем более, что есть даже у нас реальные примеры успешного внедрения этой системы. Например, в поселке Балабино, где уже больше года работает раздельный сбор пластика. Людям платят за вторсырье – в итоге все довольны и контейнеры регулярно наполняются.

Отдельно хочу сказать по поводу строительства мусоросжигающих заводов, так как в этом году появилась фирма, которая активно навязывает городу строительство такого завода. Безопасные для жителей и природы мусоросжигающие заводы стоят огромных денег (для примера: строительство одного такого завода в Германии стоит более 250 млн. евро). Привлечение таких инвестиций в Украину невозможно, так как они не окупятся, в частности, из-за несоизмеримых тарифов на утилизацию мусора у нас и в Европе. Соответственно, в Украине рентабельно строительство дешевых заводов с «грязными» технологиями, которые по высокотоксичным (особенно, канцерогенным) выбросам значительно превзойдут нашу промплощадку. Это суровая реальность, что бы ни «втирали» населению лоббисты таких заводов.

В связи с этим нельзя допустить строительство «грязных» мусоросжигающих заводов в нашем регионе. Это значительно более вредный и опасный шаг, чем даже строительство новых полигонов и продолжение существующей на сегодняшний день системы утилизации отходов. Нужно требовать от власти внедрения программы по уменьшению образования отходов:
— обязательное закрепление на законодательном уровне раздельного сбора отходов населением и бизнесом с опять же законодательным закреплением компенсации стоимости вторсырья по рыночным ценам, что обеспечит экономическое стимулирование и рентабельность сортировки;
— обеспечение открытого и прозрачного рынка услуг по организации и обслуживанию системы раздельного сбора отходов: обслуживать население, коммунальное хозяйство и бюджетный сектор должны компании, обеспечивающие наилучшее качество сервиса и наибольшую экономическую выгодность сортировки для клиентов;
— обеспечение льгот для бизнеса и частного сектора на создание парков контейнеров для раздельного сбора, парка спецтранспорта, производственных линий по переработке вторсырья;
— значительное повышение штрафов за несанкционированное складирование отходов, введение налогов на несортированные отходы – те, кто отказывается внедрять сортировку, должны платить за вывоз мусора существенно больше;
— обеспечение эффективного контроля за соблюдением законов в сфере обращения с отходами.

— На ваш взгляд, вернется ли в ближайшее время городская и областная власть к вопросу строительства нового полигона в Запорожье? Если говорить о реальных перспективах, как скоро город увидит новый полигон?
— При сохранении существующих объемов образования отходов вопрос нового полигона будет актуальным. Особенно для правобережной части города. Ведь после закрытия полигона возле Никопольского поворота все отходы с Правого берега возят через весь город на действующий полигон. Это, конечно, экономически невыгодно, особенно в свете современной стоимости горючего. Вопрос по строительству полигона в балке Партизанская поднимался уже не раз, но встречал активное и вполне обоснованное сопротивление общественности.
Как я понимаю, сейчас в кулуарах местной власти рассматривают два варианта: полигон или завод.
Если выбирать из этих зол, я бы выбрал полигон, но с обязательным развитием сортировки, о чем говорил выше. Но ближайшая перспектива строительства полигона будет зависеть от наличия реального инвестора.

Такси Киев (taxi Kiev) — одна из многочисленных составляющих жизни современного города. Для тех, кто отдает преимущество высококлассному сервису, лучшее решение — заказать такси Оптимальное. Наша компания оказывает следующие услуги в любом районе города, области и в других городах Украины


Комментарии читателей