Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье, Культура, Фоторепортаж
На новой выставке в «Запорожской Сечи» зрителей погружают во временной туннель
Поделиться

Заходя в куринь историко-культурного комплекса «Запорожская Сечь», где открылась выставка «Казацкий лагерь», как будто попадаешь в гущу битвы призраков: ты стоишь за возами, а на тебя несутся доспехи, холодное и огнестрельное оружие (все подвешено на прочных лесках и парит в воздухе — людей и коней можно дофантазировать). За твоей спиной — большая (2,35 х 3,70 м) репродукция картины батальной сцены, подсвеченная изнутри. На противоположной стене — зеркало. Эффект получается очень интересный! Особенно, если заходишь в куринь один.

На новой выставке в «Запорожской Сечи» зрителей погружают во временной туннель
Фрагмент выставки «Казацкий лагерь» в курине комплекса «Запорожская Сечь»

Зрителя как будто погружают во временной туннель и, как рассказали сотрудники Национального заповедника «Хортица», показывают обобщенный образ битвы в степи, в которой запорожские казаки соорудили лагерь из возов, соединили цепями, поставили между возами пушки для отражения атаки противника.
Первым посетителем выставки «Казацкий лагерь» стал генеральный директор ПАО «Запорожсталь» Ростислав Шурма — ведь этот проект реализовали благодаря гранту конкурса социальных проектов «Мы — это город» комбината «Запорожсталь».

— На выставке мне понравился комплексный подход — то, что представлен не просто набор экспонатов, а воссоздано некое событие, реалии того времени, — поделился впечатлениями Ростислав Игоревич. — Чувствуется, что в выставку вложена душа, да, собственно, во всем комплексе «Запорожская Сечь» есть душа казачества.

На новой выставке в «Запорожской Сечи» зрителей погружают во временной туннель
Максим Остапенко показывает Ростиславу Шурме новую выставку

Комбинат «Запорожсталь» стремится поддерживать проекты, которые сохраняют наше национальное самосознание. Потому что только знание истории, традиций, культуры позволит сохранить нам настоящий патриотизм и передать его будущим поколениям. И мы с удовольствием профинансировали этот проект, воссоздающий казацкий лагерь, – подчеркнул Ростислав Шурма. – Это не первый проект, ставший результатом нашего сотрудничества с Национальным заповедником «Хортица», с историко-культурным комплексом «Запорожская Сечь». Если вернуться в 2004 год, то «Запорожсталь» была одним из основных спонсоров строительства этого комплекса. Два года назад мы вместе с Максимом Остапенко (генеральный директор Национального заповедника «Хортица». — С. О.) открывали пушкарню, которая тоже была профинансирована комбинатом «Запорожсталь». И вот теперь мы открываем эту замечательную уникальную экспозицию. Думаю, что впереди у нас много совместных проектов с историко-культурным комплексом «Запорожская Сечь».
Максим Остапенко поблагодарил за сотрудничество и отметил:
— Для меня главное, что эта выставка сможет стать основой для будущей экспозиции Музея истории запорожского казачества, реэкспозицию которого мы начали в этом году (она продлится как минимум три года). Думаю, формат такого образного показа некоторых экспонатов, параллельно с академическим стилем, очень важен, потому что создается определенное настроение, ощущение сопричастности. Это важно, потому что музей должен запоминаться на всю жизнь. И мне кажется, эта выставка не оставит равнодушным ни одного человека. Думаю, в ближайшие месяцы выставку «Казацкий лагерь» увидят больше 10-15 тыс. посетителей.

На новой выставке в «Запорожской Сечи» зрителей погружают во временной туннель

«Атака гусарии» — картина Александра Орловского. Такими крыльями польские гусары когда-то устрашали врага. А теперь эти доспехи можно увидеть на Хортице

Изюминки «Казацкого лагеря»

Интересные подробности об экспонатах «Индустриалка» выясняла у сотрудников, занимавшихся созданием оригинальной выставки.
— Представлено около 200 экспонатов 16-19-го века, — рассказывает заведующий отделом «Запорожская Сечь» Национального заповедника «Хортица» Михаил Левченко. — Кроме того, есть несколько новоделов — возы, авторская реконструкция казацких хоругв и татарского знамени, мастерски выполненная главным художником Театра молодежи Татьяной Власенко, репродукция картины запорожского художника-аматора Мирослава Добрянского «Битва под Пилявцами». (Битва под Пилявцами — это разгром польско-шляхетского войска восставшими запорожскими казаками и крестьянами в 1648 году возле села Пилявцы на Подолье, ныне село Пилява Хмельницкой области).

Репродукцию, с помощью цифровых технологий, увеличили по сравнению с оригиналом в 25 раз, разместили не на холсте,
а на современном материале и подсветили изнутри 704 светодиодами. Картину надо разглядывать не вблизи, а стоять к ней спиной и рассматривать в зеркале на противоположной стене — и увидите, что вы в гуще боя.

— Какие самые древние экспонаты?
— Каменные ядра с острова Байда середины 16-го века, — говорит старший научный сотрудник отдела «Запорожская Сечь» Светлана Копылова.

— Какой самый уникальный экспонат выставки?
— Все экспонаты уникальны. Мы очень гордимся своим сотрудничеством с Львовским историческим музеем, который передал нам на временное хранение доспехи крылатого польского гусара второй половины 18-го столетия прямо с крыльями того времени! Михаил Павлович Левченко лично за ним ездил, перевозил. Это, в принципе, редкость, не каждый музей позволит себе такую роскошь — делиться даже временно такими экспонатами, но нам повезло, коллеги пошли навстречу. Дали на год, но надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Есть также предметы из частных коллекций. Но большая часть экспонатов — из коллекции Национального заповедника «Хортица».

— А зачем гусару крылья?
— Как зачем? Для красоты. Их использовали в бою как психологическое давление на противника. Вот, представьте, — скачут гусары, строем, на высоких конях, сзади развеваются крылья. Каждый гусар, во всяком случае, в первой шеренге, облачен в шкуру дикого зверя. Это производило необычайное впечатление на противника.

— Из чего сделаны крылья и какого размера?
— В высоту — до 1 м 10 см. Их делали из деревянных реек и вставляли несколько десятков перьев желательно какой-нибудь хищной птицы — орла, ястреба, иногда это были перья фазана. А если таких не хватало, то вставляли просто гусиные перья и красили их под орлиные. На выставке — крылья из орлиных перьев, есть немного гусиных еще тех времен, второй половины 18-го столетия.

…Теперь в комплексе «Запорожская Сечь» шесть куриней (хат) с выставками, в церкви размещена выставка икон и старопечатных книг «Духовный мир запорожского казачества». Приходите!

Вот это да!

На новой выставке в «Запорожской Сечи» зрителей погружают во временной туннель

Один из уникальных экспонатов – польская затынная пищаль (с большой головой орла) 16-го века, переданная Львовским историческим музеем, когда формировалась коллекция Музея истории запорожского казачества. Тогда были переданы предметы из Московского Кремля, из музеев Днепропетровска, Львова. Вес этой рушницы — больше 9 кг и держать в руках ее было неудобно. Ее ставили на специальную треногу или на ограду, тын.

На новой выставке в «Запорожской Сечи» зрителей погружают во временной туннель

На новой выставке в «Запорожской Сечи» зрителей погружают во временной туннель

На новой выставке в «Запорожской Сечи» зрителей погружают во временной туннель

Приглашаем!

Историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь» работает с 9.30 до 17.00 (касса – до 16.30). Выходной – понедельник. Билет – 18 грн., льготный – 9 грн. Сайт заповедника «Хортица: ostriv.org. Тел. 224-88-58.
Фото Александра Прилепы

Все предпосылки ведут к тому, что скоро начнется третья мировая война в 2016 году. Подробнее на сайте http://www.3world-war.su.


Комментарии читателей