Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье
Маленькая запорожская школа перенимает европейский опыт
Поделиться

В период с 3 по 6 августа 2015 в столице Финляндии Хельсинки прошел 12-й мировой съезд конфедерации руководителей школ «ICP». В этом году съезд проходил именно в Финляндии, потому что по результатам международных рейтингов среди европейских стран Финляндия заняла первое место, и по качеству образования показала самый лучший результат. Сам же рейтинг проводился среди 86 стран мира.
Побывала на съезде и украинская делегация, в состав которой вошли 22 директора школ из 10 областей Украины. Запорожскую область в составе этой делегации представляла директор маленькой общеобразовательный школы — учебно-воспитательного комплекса из села Червоне, что в Гуляйпольском районе Ирина Артюх.

О том, как директору обычной сельской школы удалось пробиться на столь высокий уровень, мы попросили рассказать Ирину Викторовну лично.

Маленькая запорожская школа перенимает европейский опыт

— В 2011 году район откомандировал в Киев для участия в научно-практической конференции Всеукраинской ассоциации руководителей школ нового типа «ВГУ» (Возрожденные гимназии Украины). Она образовалась в 1992 году и с тех пор работает, довольно продуктивно, — рассказала Ирина Артюх. — Конференция проходила в Доме учителя, и у меня появилось ощущение, что это очень перспективно, интересно и мне захотелось обязательно в этом поучаствовать.

Во время конференции я написала заявление на имя ассоциации Ярослава Турянского и общим открытым голосованием меня и нашу школу приняли в члены ассоциации. С тех пор ежегодно в разных регионах Украины ВГУ проводит научно-практичные конференции разного направления и тематики. Во всех конференциях лично мне участвовать не удалось, потому что это довольно накладно финансово, но за этот период мне удалось побывать в Хмельницком, Тернополе, Львове, Черновцах, Черкассах, Ивано-Франковске, Киеве и областях. Это была прекрасная возможность общения с директорами школ других регионов, побывать в школах как областных центров, так и небольших городков и сел. Все они гостеприимно открывали перед нами свои двери и давали уникальную возможность познакомиться с жизнью той или иной школы.

В 2013 году ВГУ приняли в члены европейской ассоциации директоров школ, это дало возможность в декабре 2013 года совершить образовательный тур по Европе. Нас было тогда 49 человек с разных регионов Украины, несколько человек было из Запорожья и области. Возглавляет запорожское отделение ВГУ директор «Сечевого коллегиума» Валентина Ершова.

Маленькая запорожская школа перенимает европейский опыт

— Где удалось побывать в рамках этого тура?

— Этот образовательный тур охватил 5 стран – Словению, Венгрию, Австрию, Германию и Италию. Бонусом для участников стало посещение Венеции. За время поездки мы посетили многие учебные заведения, посетили центры современных информационных технологий и ознакомились с их внедрением в школах Европы.

В 2015 году наша украинская ассоциация приняла приглашение от президента всемирной конфедерации директоров Ари Пока принять участие в 12-м всемирном съезде в Финляндии.

Возможность была предоставлена всем желающим, я приняла решение буквально сразу. Меня поддержала семья, потому что расходы на эту поездку осуществлялись исключительно за свой счет.

Маленькая запорожская школа перенимает европейский опыт

4-дневный съезд проходил в огромном и очень красивом центре «Финляндия-холл». Поразило то, что на съезде зарегистрировано было порядка 1,5 тысячи делегатов из 38 стран мира. Каждый день были лекции известных в сфере образования мирового уровня ученых, практиков, исследователей.
Тема съезда – «Современный образовательный дизайн» сначала для нас была не совсем понятной, потому что само слово «дизайн» обычно ассоциируется с ландшафтом, компьютером, архитектурой. Как оказалось — это новый мировой опыт в сфере педагогики, новая современная технология, в которой все сводится к тому, что дизайн-технологии можно использовать во время проведения различных уроков – родного языка, математики, то есть перед ребенком открываются уникальные возможности. Он получает шанс максимально проявить себя удобными для него способами и средствами. Это может происходить не только словесно, но и через какую-то деятельность, например, вырезание с картона, лепки, рисования. То есть создаются уникальные условия для того, чтобы ребенок себя проявил.

Подобные условия в школах я видела в США в 2002 году, когда была два месяца на стажировке. Тогда я удивлялась и считала, что просто невозможно создать для каждого ребенка создать индивидуальные условия. Например, каждая зона в группе детского сада ненавязчиво была оборудована под какую-то игровую обучающую деятельность. И ребенок сам выбирал, в какую зону ему сегодня идти, при этом за ним ненавязчиво, на определенном расстоянии, уважая зону личного пространства ребенка, находился воспитатель.

Маленькая запорожская школа перенимает европейский опыт

Таким образом через личную деятельность и ненавязчивое руководство со стороны учителя ребенок себя реализует, учится познавать мир, а наша классно-урочная система образования предусматривает звонок, после которого 45 минут ребенок просто сидит.
Красной нитью на съезде в Финляндии прозвучало то, что меня просто поразило, потому что я никогда об этом не думала, но потом согласилась на все 200% — ребенку неподвижно сидеть — это равносильно тому, если бы его заставляли курить.
Независимо от возраста ребенок не должен сидеть на месте. В финских школах отказались от парт, там нет привычной для нас школьной обстановки. Там дети могут на коврике вместе с учителем сидеть, или присесть на диванчик, прилечь на кушеточку.
Они отказались от тетрадок и письма, все делается на планшетах и других девайсах. Ручки с тетрадками канули в лету, и дети прекрасно справляются, ведь и по грамотности Финляндия впереди планеты всей.

— В чем еще отличия принципов образования в нашей стране и Финляндии?

— Существуют 7 базовых принципов финской школы. Первый – принцип равенства. Это значит, что все школы страны, в какой бы глубинке или мегаполисе они не размещались, находятся в равных условиях. В самой большой школе страны учатся 960 детей, а в самой маленькой в Лапландии – 4 ребенка.

Я лично беседовала с директором этой школы из Лапландии. Всем тем, что есть для детей в большой столичной школе, обеспечены и в малокомплектной школе, которые у нас в принципе не имеют право на жизнь.

Маленькая запорожская школа перенимает европейский опыт

У нас это называется оптимизацией, а там государство думает о будущем страны, которое подрастает как в крупных центрах, так и глубинке.
Тема образовательного дизайна в Украине не раскручена, это такое поле деятельности и в первую очередь, как всегда, должны к этому приступить ученые от образования.

До тех пор пока у нас образование будет финансироваться по остаточному принципу, никакие реформы не сдвинут с мертвой точки нашу образовательную систему, а просто доведут ее до полного краха и развала. Но ведь учителя у нас настолько классные, профессиональные и патриотичные! Они за мизерную зарплату готовы делать ту работу, за которую финский учитель получает достойное вознаграждение. Придя после вуза в школу там учитель получает зарплату порядка 3 тысяч евро, а учитель, который уже более опытный, имеет 5 тысяч евро.
В рамках этой поездки мы побывали также в в Таллине, Риге, где находится единственная в Латвии украинская школа.

В Европе уже давно работает контрактная форма приема на работу как директора, так и учителей. Директор набирает себе учителей на учебный год и заключает с ними контракт, для того, чтобы педагог смог себя проявить и результаты его работы были видны. Директору же для этой цели дается более длительный период – от трех до пяти лет.

Маленькая запорожская школа перенимает европейский опыт

В законах Финляндии есть четкие статьи, регламентирующие взаимоотношения родителей и школы. Там родители ни копейки не платят на содержание школы в качестве спонсорской добровольной помощи, там даже понятия такого нет. Поэтому учитель и директор честно смотрят в глаза родителями, нет унизительных взаимоотношений с просьбами о помощи.

— Как сложились отношения с коллегами из других стран?

— У нас есть определенный дресскод. На каких конференциях мы бы не побывали, куда бы не ехали, не важно, в пределах Украины или за рубеж, у нас всегда с собой вышиванки. При чем их носят и мужчины, и женщины. Мы представляем Украину и я на себе ощутила, что это играет очень большую роль, мы по особенному выделяемся из общей массы людей. Наше появление в вышиванках на этом съезде было воспринято просто на ура!

Маленькая запорожская школа перенимает европейский опыт

Лично для меня как учителя английского языка этот съезд был просто огромной удачей языковой практики, я просто упивалась общением с людьми из разных стран. Со всеми этими людьми и школами мы обязательно будем общаться, дружить и поддерживать отношения.

Я рассказывала коллегам, что мы в нашей школе организовываем сбор продуктов для бойцов на передовой, в спортивном зале вяжем маскировочные сети, уже штук шесть есть и еще две на подходе. Мы пишем письма и открыточки для бойцов АТО, делаем обереги, в общем, все, что только можем, мы делаем.

Маленькая запорожская школа перенимает европейский опыт

Об Украине знают о всем мире, даже африканские коллеги сопереживали нам, расспрашивали о войне, то же самое финны, французы, немцы, канадцы, все поддерживают, просят держаться. Настолько чувствовалась поддержка, было все искренне. К слову, российскую делегацию на этот конгресс даже не пригласили.

Маленькая запорожская школа перенимает европейский опыт

Нас так поддерживали, что если каждый члена съезда должен был заплатить организационный взнос в размере 660 евро, то с нас ввиду сложившихся обстоятельств, взяли только 15 евро на кофе-брейки, то есть чисто символически. За украинскую делегацию мировая конфедерация директоров средства внесла сама.

Во время проведения этого съезд нашу украинскую организацию приняли в состав мировой организации. Это открывает перед нашим учебными заведениями огромные возможности прямого общения. Обмена учителями. Учениками с любой из 38 стран-участников конфедерации.

— Собираетесь ли перенимать опыт европейских коллег в вашей школе?

— Да, обязательно. Мы начали меняться еще с 2011 года, но по своей бедности не можем так шикарно все обустроить. У нас изменились именно подходы, тактики образовательные, потому что работать по старинке мы уже не сможем.

Маленькая запорожская школа перенимает европейский опыт

Каждый раз я привожу какую-то идею и мы ее реализуем. Благодаря опыту Прилук в школе работает проект «Школьный милиционер», при чем этот уникальный опыт мы адаптировали для условий нашей школы. Так, согласно реализации этого проекта, заключен договор с нашим Гуляйпольским районным отделом внутренних дел, утвержден график, и каждую неделю участковый милиционер у нас в школе проводит профилактическую работу с нарушителями дисциплины в присутствии родителей или заместителя директора по воспитательной работе.

Раз в месяц приезжают специалисты из детской комнаты милиции и просто рассказывают о всяких случаях, это то же профилактическая работа. У нас дети изучают права ребенка, вместе с тем не забывают о своих обязанностях.

Маленькая запорожская школа перенимает европейский опыт

Количество детей, которые состояли на внутришкольном учете по нарушениям сократилось до одного ребенка, но я уверена, что к каждому можно найти подход и этот мальчик исправится.

Наша районное управление юстиции предложило нам рассказать об этом проекте на семинаре для директоров школ, участковых милиционеров и всего персонала отдела внутренних дел.

У нас также есть своя концепция национально-патриотического воспитания, мы давно работаем в этом направлении. Она образовалась после того, как я побывала в Бориспольском районе Киевской области в поселке Счастливое. Там совершенно уникальная школа по созданию системы национально-патриотического воспитания.

Маленькая запорожская школа перенимает европейский опыт

И результат уже есть! Если раньше я наблюдала во врем официальных праздников за детьми, когда звучал Гимн Украины, я готова была провалится под землю, потому что дети как дети – тот отвернулся, тот разговаривает или зевает. А теперь это трогательная картина. Когда смотришь как эти деточки, даже самые маленькие, подбородочек тянут, ручку на сердце положили и замерли на все время, пока звучит гимн Украины, слезы наворачиваются на глаза. Это все очень искренне, а значит мы смогли вложить в их головочки, что надо гордо стоять под Гимн и смотреть на развивающееся знамя. Это хоть и небольшие нюансы, но они дорогого стоят!

Маленькая запорожская школа перенимает европейский опыт

Фото: Из личного архива Ирины Артюх.


Комментарии читателей