Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье
Запорожцы могут остаться без местной прессы?
Поделиться

Запорожцы могут остаться без местной прессы?КП «Пресса» мечтает о новой оснастке: будущие, не понятно кому принадлежащие павильоны, в которых только третья часть площади будет отведена под печатные издания, вызывают большие вопросы.

Недавно в муниципальном пресс-центре состоялась пресс-конференция, на которой новый (в должности с апреля 2015 года) руководитель КП «Пресса» Артур Гарслян изложил грандиозные планы развития вверенного ему предприятия путем замены существующих 127 киосков площадью по девять квадратных метров
на павильоны площадью по 30 квадратов, в которых, кроме печатной продукции, будут продаваться напитки, шоколад, полуфабрикаты.Стоимость одного павильона колеблется от 150 до 250 тысяч гривен. Возводить их собираются за счет инвесторов.

Опыт Винницы бывает не только положительный

Казалось бы, красиво и по-европейски. И опыт подобного симбиоза в Украине имеется. В цитируемых на каждом шагу достижениях Винницы значатся и довольно симпатичные павильоны благородного коричневого цвета, где с раннего утра до десяти вечера торгуют газетами, журналами, книгами, путеводителями, канцелярией, а попутно – сигаретами и горячим кофе из автоматов.
Но вот незадача: автору этих строк во время прошлогоднего визита в славный город Винницу, поразивший бесперебойной работой городского электротранспорта, чистотой на улицах и нормальным состоянием коммунального хозяйства, разжиться в красивых павильонах местной (винницкой) прессой с трудом удалось. На «нет» и суда нет, но в памяти отложилось.

Теперь же, видя явные признаки освоения винницкого опыта уже в вопросах газетного распространения, захотелось узнать о состоянии дел в «первоисточнике». Результат превзошел все ожидания. На сайте «Телекритика», который объективно освещает все процессы в СМИ, обнаружилась статья 2010 года главреда винницкой независимой газеты «Свобода слова» Елены Павловой, которая изложила все «преимущества» союза ума и желудка, а также городских властей и инвесторов.

Среди «вкусняшек» значились:

✔ банальный недопуск неугодных власти СМИ на прилавки пресс-павильонов;

✔ впечатляющая плата за «вход» в эти торговые точки, которую потянуть могут далеко не все газеты;

✔ милостивое разрешение на присутствие – но в единичных экземплярах и в самых труднодоступных местах павильона (типа под потолком в дальнем углу, куда продавец лезет весьма неохотно).

Стоит появиться порошку с мылом – прощайте, газеты и журналы. И какое, спросите вы, дело до этого запорожцам? Дело есть, и довольно серьезное.
Сегодня в любом киоске «Пресса» все многочисленные запорожские издания продаются на равных условиях. В случае применения вышеупомянутых схем часть изданий не сможет свидеться с читателями (например, из-за оппозиционности к власти), условные «нейтралы» вынуждены будут заложить плату за «вход» в себестоимость, то есть любимые газеты для читателя станут дороже. Ну а лояльным к властям «счастливчикам» может быть предложена «конфетка» в виде освобождения или значительного снижения «входной платы».

Но даже и без этих винницких «творческих находок» есть о чем призадуматься. Запорожские издатели имеют собственный, не очень приятный, опыт, когда традиционные государственные реализаторы печатной продукции принимались повышать свое благосостояние путем продажи «сопутствующих товаров»: как только к конвертам и открыткам присовокупились стиральные порошки и мыло, так спрос на газеты с журналами тут же упал, а несущие убытки возвраты газет взлетели до небес.

Пока альтернативой было демократичное по отношению ко всем запорожским газетам КП «Пресса», ситуация с розничной торговлей постепенно выровнялась (90 процентов продаж КП «Пресса» в данный момент составляют именно печатные издания, а сопутствующие товары в виде невинной канцелярии – только десять), а цены в киосках относительно приемлемые. Теперь все может измениться.

Чем чревата монополия

«Ну, и Бог с ними, со старыми киосками или новыми павильонами! Всегда можно купить газету на раскладах у распространителей. У них-то газеты не подорожают, и ассортимент сохранится!» – опять может сказать читатель. Это правда, но есть нюансы. Во-первых, пожилые люди, привыкшие покупать газету в киоске «Пресса» возле дома, вряд ли пойдут специально за ней к реализаторам за тридевять земель. А во-вторых, ни один монополист, почуяв свое исключительное положение, не станет терпеть даже мелких конкурентов. Сегодня торговля печатной продукцией дает приработок немалому количеству тех же пенсионеров. Но если кому-то захочется на этом рынке стать «владычицей морскою»…
Конечно, есть еще супермаркеты и бензозаправки, но в первых уже применяется система «входа» (запорожцы могут сравнить цены там и в КП «Пресса»), а вторые не состоят в «маршрутном листе» большинства покупателей газет.
Так что будущие, не понятно кому принадлежащие павильоны, в которых только третья часть площади будет отведена под печатные издания, вызывают большие вопросы. На прошлой неделе руководители большинства запорожских печатных медиа пригласили на встречу в пресс-центр «Журналист» директора КП «Пресса» Артура Гарсляна. Его сопровождал руководитель отдела маркетинга Алексей Зизюлин.

КП «Пресса» – газетчикам: «Вы нам нужны». Пока?

Представители КП заверили издателей, что разговоры о том, что запорожская пресса в Запорожье из-за нового «павильонного» проекта будет обречена, беспочвенны: «В перспективе все на что-то обречены. Но на данном этапе вы, газетчики, нам нужны. Потому что если общий объем валовой выручки коммунального предприятия от продажи печатных изданий будет меньше 50 процентов, то мы лишаемся определенных льгот, подпадаем под другие нормы налогообложения и необходимость обзаводиться кассовыми аппаратами. Так что заинтересованы дружить во всех проявлениях».

По словам Артура Гарсляна, сегодня из 126 киосков и одного магазина работают 80 точек, прибыльны из них лишь четыре. Чтобы оживить предприятие, планируется сперва не ликвидировать киоски, а разместить в других, но людных местах новые 15 павильонов, чтобы оценить идею на практике, получить доход вместо убытков и привлечь к запорожским изданиям новых читателей. Предполагается, что специально обученные продавцы в теплых зимой и прохладных летом помещениях смогут демонстрировать покупателям печатный товар лицом. Павильоны будут работать не по полдня, а полную смену (то есть появятся новые рабочие места).

Инвестор берет на себя все?

Разработан макет предполагаемых павильонов, которые изготовят, установят (с подведением нужных коммуникаций) инвесторы. Не секрет, что простому предпринимателю разместить торговый объект, допустим, на перенаселенном МАФами проспекте, крайне сложно. И вот КП собирается взять на себя получение всех разрешений и согласований, то есть предоставляет место. Инвестор же ставит павильон и торгует на двух третях площадей своей продукцией согласно заключенному с КП «Пресса» договору о сотрудничестве. По словам Артура Гарсляна, ни о каком долевом участии инвесторов в коммунальном предприятии речь не идет.

Кто собирается инвестировать в предполагаемый проект, пока не разглашается, так как идут переговоры, а проект вроде как заинтересовал уже ряд предпринимателей, в том числе киевских. Представители КП «Пресса» хотели бы, чтобы инвестором стала не одна фирма или компания, а несколько, чтобы в будущем не было повода для диктата. Хотя вообще-то все изменения в устав проходят через сессию горсовета, а потому тайком что-то предпринять, по меньшей мере, сложно.

Артур Гарслян и Алексей Зизюлин рассказали даже о возможности использовать павильоны в качестве подписных пунктов и одновременно места получения подписанной газеты. В целом представители КП «Пресса» пообещали показать всему Запорожью не «черные схемы», а «белую» и успешную работу коммунального предприятия.

Что осталось за кадром?

Все так чинно, благородно… И все же остается масса вопросов. Не получится ли так, что предполагаемые инвесторы, вложив нехилую сумму в павильоны, захотят побыстрее вернуть деньги и начать получать прибыль, «повесив» всю расходную часть в виде зарплат персоналу и так далее на КП, что вряд ли его «оздоровит»?
Чем таким уникальным во всех отношениях нужно торговать инвестору, чтобы и на бобах не остаться, и не превысить 50 процентов от валовой выручки коммунального предприятия?
Если это удастся, как в перспективе будут сосуществовать 15 авантажных павильонов со 127 маленькими киосками? Будут ли отличаться зарплаты старых «киосковых» и новых «павильонных» сотрудников?

И как вообще сложится судьба киосков, особенно находящихся в «спальных» районах? Крайне сомнительно, чтобы на их месте тоже выросли красивые павильоны. И не получится ли, что в перспективе в КП «Пресса» оставят лишь, скажем, 30-40 торговых точек вместо полутора сотен?
А ведь прелесть нынешнего КП «Пресса» – именно в массовости точек реализации печатной продукции и приближенности к читателям…

КАК ВЫГЛЯДЯТ ГАЗЕТНЫЕ КИОСКИ В РАЗНЫХ ГОРОДАХ

Запорожцы могут остаться без местной прессы?
Винница
Запорожцы могут остаться без местной прессы?
Лондон
Запорожцы могут остаться без местной прессы?
Париж
Запорожцы могут остаться без местной прессы?
Осло
Запорожцы могут остаться без местной прессы?
Запорожье
Запорожцы могут остаться без местной прессы?
Львов
Анна ГОРСКАЯ