Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье
Запорожское жилищно-коммунальное хозяйство требует безотлагательного реформирования
Поделиться

Это понимают и те, кто живет в многоэтажках, и те, кто сидит в высоких кабинетах. Но пока, как в той знаменитой басне, «воз и ныне там». Почему запорожским чиновникам не удается реформирование системы ЖКХ и почему внедряемые реформы заведомо провальные? А главное – есть ли свет в конце туннеля? В этом разбирались наши журналисты.

Запорожское жилищно-коммунальное хозяйство требует безотлагательного реформированияКаждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с работой коммунальных служб и, наверное, каждый из нас приходил к неутешительному выводу: лучше не связываться. Увы, система жилищно-коммунального хозяйства нашего города далека до идеала, а в большинстве случаев не в состоянии обеспечить элементарные запросы горожан.
В сентябре прошлого года мощный ураган, разбушевавшийся в области, повалил тысячи деревьев, обесточил целые районы и попортил имущество горожан. На утро запорожцы делились фотографиями ночного урагана, а чиновники принялись подсчитывать убытки. Александр Син рапортовал: все коммунальные службы города работали в усиленном режиме. Но все равно не справлялись. Город утонул во мраке и автомобильных пробках. Еще месяц Запорожье отходило от последствий урагана, который за одну только ночь нанес области убыток в размере 17 млн. гривен.
Да что там ураган! Каждый год первый серьезный снегопад оборачивается для коммунальщиков настоящим испытанием на прочность. И каждый год проваливают экзамен. А чиновники разводят руками, дескать, против природы не попрешь, да и денег в городской казне не ахти. Что показательно: ни одного увольнения, ни один чиновник не привлечен к ответственности.
Безнаказанность и вседозволенность руководителей ключевых департаментов рождает хаос на местах. Достучаться до высоких кабинетов и добиться правды в одиночку рядовому запорожцу практически невозможно. Более того, коллективные обращения горожан годами пылятся в кабинетах чиновников. В то время как крыши и трубы продолжают течь.
Когда же неравнодушные запорожцы пытаются добиться от чиновников ответа на простой вопрос «на что идут деньги?», те начинают играть в молчанку. А попытки выбить несколько тысяч на ремонт крыши или установку детской площадки превращаются в настоящие мытарства по различным инстанциям.
Разумеется, городская власть знает о проблемах горожан и даже ищет пути выхода из сложившейся ситуации, но чаще всего там, где замешана коррупция и личные финансовые интересы, о продуктивных реформах не может быть и речи.

«Ваша заявка принята»

Эту фразу слышал каждый запорожец, хотя бы раз звонивший в call-центр «15-80». Приняли? Спасибо. А дальше что? Хороший вопрос. Задавались ли им чиновники, когда создавали новое детище? Не уверены.
Запорожский call-центр «15-80» заработал в 2012 году и за это время успел обрасти слухами и скандалами. «Да, это один из первых шагов, но это шаг на пути к повышению качества оказания услуг горожанам. Теперь жители города в режиме обратной связи смогут заявить о своей проблеме и вовремя получить ответ в виде решения своей проблемы», — говорила на открытии call-центра одна из его инициаторов, депутат горсовета Елена Бондаренко.
По задумке чиновников запорожский call-центр должен был наладить обратную связь коммунальщиков и горожан, сделать их работу оперативной и качественной. Задумывалось, что проблема, с которой человек звонит на номер «15-80», берется на контроль и не снимается до полного ее решения.
«Есть несколько принципиальных отличий от той системы, которая ранее существовала, — говорил на открытии центра первый заместитель городского головы Дмитрий Свиркин. — Самое важное отличие — это обратная связь. В программе четко указаны поля времени приема заявки, отправления на отработку, а также плана завершения работ, то есть четких сроков. Если аварийные работы не выполняются в указанные сроки, то проблема отправляется на повторную доработку, а к людям, которые допустили невыполнение работ, не устранили аварию в сроки, применяются методы административного влияния, вплоть до выговоров». Но что делать, если заявка принята, а проблема не устраняется? Такой вариант развития событий почему-то не предусмотрели.
Инна Костова живет в спальном районе города в доме старой постройки. Рассказывает, что в call-центр звонила не раз, но однозначно оценить его работу не может. «Слышала разное, — говорит она. – Одни не могут дозвониться, другим хамят. Лично я с таким не сталкивалась. Со мной всегда разговаривали вежливо. Принимали заявку, когда прорвало трубу, прислали бригаду «Водоканала». Но когда я оставляла заявку на спил веток и ремонта аварийной трещины в доме, мне отвечали, что заявка принята и мы в очереди. Ну, вот уже два года ждем».
Со временем нареканий на оперативность работы хваленого call-центра стало больше. Горожане жалуются на несвоевременность устранения проблем или полное их игнорирование. Почему проект call-центра «15-80» оказался провальным? Этот вопрос мы задали Салавату Бибарсову, человеку, который не понаслышке знает о работе коммунальных служб города. Некоторое время он трудился в хорошо известном горожанам КП «Основание».
«Причина, по которой проект «15-80» оказался провальным, банальна — его создавали под одну компанию. Такое впечатление создается, если рассматривать его историю подробнее. КП «Основание» имеет ряд структур, которые должны принимать заявки и отслеживать их выполнение. Как вы понимаете, эти структуры находятся в подчинении у тех, кого они должны контролировать.

Запорожское жилищно-коммунальное хозяйство требует безотлагательного реформирования

После создания КП «Основание» началась усиленная разработка программных комплексов. Стоит отметить, что разработка происходила силами самих сотрудников. После чего весь программный комплекс по расчету платежей для населения, паспортный стол и ПО для «15-80» передали фирме «ГКС», связанной с Анисимом (скандальный запорожский бизнесмен. — Прим. авт). За их услуги из бюджета ежемесячно уходило от 1 млн. грн. Но в то время прием заявок, собственно, еще был возможен, так как был хороший программно-аппаратный комплекс, но он не решал основных проблем.
Основная проблема – это структура предприятия, которая зарекомендовала себя очень печально. Жители, несомненно, спокойно могли дозвониться, но вот получить решение своих проблем не могли. Все осталось на уровне того же ПРЭЖО.
Получилось следующее. Например, у вас есть знакомый дядя Вася, который знает всех мастеров города, которому вы можете позвонить, и он быстренько пришлет к вам нужного человека. Но что с этого толку, если у этих мастеров нет расходных материалов, инструментов, да еще и времени не хватает из-за большого объема работ на остальных объектах?
Поэтому, объединив все в одну кучу, в одном «15-80», люди не могут достучаться до своих мастеров, в территориальных отделениях их просто отправляют в «15-80», а там, в свою очередь, все и топится».
Сегодня вслух о проблемах жилищно-коммунального хозяйства Запорожья говорят разве что активисты. Чиновники уверяют, что все хорошо. Да, есть недочеты, ну а где их не бывает? Приблизительно такую же мысль озвучил городской голова Александр Син в прошлом году во время своего ежегодного отчета о проделанной работе: «У нас поменялся руководитель КП «Основание», изменилась организация работы на предприятии, стало больше порядка, — считает Александр Син. — К сожалению, ухудшились финансовые вопросы работы предприятия, потому что мы не смогли до сих пор решить вопрос повышения тарифа, который последний раз устанавливался в 2010 году. Я считаю, что КП «Основание» стало работать лучше, возможно, не абсолютно лучше, но то, что лучше, — это 100%».
На днях руководство города приняло решение: улучшить финансовое положение дел на коммунальном предприятии могут сами запорожцы. Как? А попросту начнут больше платить за содержание домов и придомовых территорий! Этот пункт в квитанциях на оплату всегда вызывает массу споров и возмущений у рядовых горожан. Ведь каждый месяц они платят за работы, которых нет.
Ирина Горбенко вот уже несколько месяцев не платит за содержание своего дома. Говорит, что это принципиальная позиция, ведь нога коммунальщика в ее двор не ступала уже очень давно. «Волнуюсь, конечно, долг растет. Я уже думаю с юристом проконсультироваться, как быть. Я не хочу платить за услуги, которых нет. Сначала хочу получить от коммунальщиков перечень работ, которые они якобы выполнили», — говорит девушка. Сделать это непросто, и наша собеседница это понимает.
Депутат горсовета Геннадий Рекалов уже не первый год занимается вопросами запорожской системы ЖКХ. Говорит, система абсолютно неработоспособна и принципиально не реформируемая. «И это не их вина, — говорит Геннадий Рекалов, – это следствие состояния экономики, отсутствия хозяев многоквартирных домов и  неумение городской исполнительной власти своевременно принимать необходимые управленческие решения.  Мы приходим на рынок и не ищем тариф на морковку, капусту, картофель и т. д. Находим лучшее и торгуемся. Чем рынок коммунальных услуг отличается от  продовольственного?  С принятием закона 1565 эта сфера демонополизируется, поэтому говорить о тарифах – нонсенс. Моя позиция: работники КП «Основание», если хотят сохранить свою работу, должны не требовать повышения тарифа, а идти в каждый дом и предлагать жильцам план  обслуживания дома. Предложить перечень работ, стоимость и сроки. Поторговаться. Тарифа быть не должно — только договорная цена. Если же исполком тупо повысит тариф – люди просто не станут платить. Насколько я знаю позицию депутатов – большинство согласны с таким подходом. Более того, в свое время городской совет делегировал исполкому право устанавливать тарифы на коммунальные услуги. Не исключаю, что мы просто вернем себе это право. Но нам нужно дождаться вступления закона в силу, выхода подзаконных актов, поэтому более тщательный анализ проведем позже».  
Будто не замечая очевидных проблем в структуре главного коммунального монополиста города, чиновники продолжают накачивать его бюджетными средствами. Впрочем, некоторые из них уже заговорили о необходимости демонополизации КП «Основание». Но поможет ли это?
В прошлом году мэр Запорожья Александр Син отметил, что коммунальные предприятия города претерпели кадровые перестановки, и это пошло им на пользу. Неужели? После прихода нового директора КП «Водоканал» Михаила Клюева на предприятии начались увольнения, а директор КП «Основание» Алексей Гавриков оскандалился, когда выяснилось, что пока его сотрудникам задерживали заработную плату, он спокойно делал ремонт в своем кабинете. Тут невольно вспоминается рыба, которая, как известно, гниет с головы.


Комментарии читателей