Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье, Полезности
Запорожские дети растут вундеркиндами или зависимыми от гаджетов?
Поделиться

Двухлетний малыш, играющий с планшетом, уже никого не удивит, но психологи и педагоги уверяют, что такие привычки плохо отражаются на развитии и психике ребенка.

Запорожские дети растут вундеркиндами или зависимыми от гаджетов?
Конечно, гаджет интереснее любой куклы! Дочь автора статьи Анастасии Каратеевой Полина «щупает» экран планшета первый раз в жизни. Но мама не понаслышке знает, сколько стоит его ремонт, поэтому постарается, чтобы такая «радость» выпадала дочке пореже

Давать или нет — вот в чем вопрос

Мама троих детей Светлана Таруба прекрасно понимает, что давать ребенку поиграть планшетом в два года — не самый лучший метод его занять, но выхода у нее нет.
— Разница между детками у меня маленькая – старшей дочери семь лет, средней – шесть, а сыну – два с половиной, — рассказывает «Индустриалке» Света. – Внимание нужно уделить всем, но Игорек очень ко мне привязан и не дает позаниматься уроками с Олей. Вот в этом случае я даю ему планшет – он играет, а я спокойно занимаюсь с дочерью. Я даже не помню, как сын научился включать и находить игры на планшете – как-то все само собой у него получилось. Никто его не учил.
И правда, современные дети знают, как «передвигать экран» на планшете и пользоваться меню, но часто не способны построить конструкцию из кубиков. «Дети глупеют из-за современных технологий», — бьют тревогу учителя.
— А я думаю, что прогресс пришел к нам не зря – раз планшеты и смартфоны появились, значит, нужно пользоваться и с их помощью развивать ребенка, — поделилась молодая мама Ирина Белая. – Я когда увидела, как моя дочь в год сама «роется» в планшете, подумала: а может, у меня вундеркинд растет? Не буду отбивать интерес, а вдруг из нее вырастет гениальный программист.
Специалисты же утверждают, что такой интерес к гаджетам необходимо «отбивать» у детей или, как минимум, контролировать.
— Умение пользоваться планшетом — это еще не признак одаренного ребенка, но родители продолжают восхищаться «продвинутостью» своих малышей, — рассказала «Индустриалке» заведующая детским садом «Солнышко» Ольга Лещенко. – А это должно настораживать. Ведь из-за чрезмерного использования гаджетов страдает нервная система ребенка – они становятся раздражительными и даже агрессивными. Вы попробуйте отобрать планшет у играющего ребенка. Будет столько криков и слез, что не каждый родитель решится!
Ольга Ивановна настаивает: родители должны заниматься с ребенком, а не освобождать себе руки за счет технологий, добавляя, что в разумных пределах использовать компьютеры все же необходимо даже в детских садах.
— У нас на занятиях иногда используются компьютерные программы и разные элементы игр, — рассказала Ольга Лещенко. — Это помогает привлечь внимание детей к занятию. Главное — подходить к использованию таких программ разумно.
При этом в детских садах, как и раньше, дети большую часть времени лепят, рисуют, играют. Воспитатели говорят: главное, чтобы дома родители уделяли своим чадам достаточно времени, а лучше – пошли бы с малышами в специальные центры, которые дают незаменимую платформу для развития ребенка.

Манка, лепка и танцы – лучшее развитие

В Запорожье развивающих детских центров в каждом районе по десятку, и все группы там заполнены под завязку. Несмотря на сложную ситуацию в стране, родители стремятся развивать своих детей.
— У нас есть группы, где набор стартует с семи месяцев, если ребенок может сидеть, значит, и заниматься тоже, — рассказала «Индустриалке» педагог в частном центре развития Ольга Малецкая. – Я занимаюсь с такими маленькими детками уже пять лет и могу сказать, что занятия в коллективе им идут на пользу. С первого взгляда может показаться, что мы ничего особенного не делаем – перебираем гречку, рисуем по манке, поем песенки или танцуем, но это и есть лучшее развитие!

Запорожские дети растут вундеркиндами или зависимыми от гаджетов?

Сегодня известно так много методик раннего развития, что мамы могут и самостоятельно заниматься со своими малышами. Можно купить развивающие карточки или наполнить тазик пшеном и представить, что это песочница, а можно купить пальчиковые краски и начать рисовать. Такой подход значительно лучше, чем дать ребенку в руки планшет и заняться своими делами.
Бывает, к нам приводят на занятия 2-3-летних малышей, которые умеют пользоваться сложными для своего возраста приборами, но при этом задание собрать пазл или построить дом из кубиков вызывает сложности. В таком случае у ребенка нарушается развитие мелкой моторики и, как следствие — развитие речи и письма. Все просто: хотите, чтобы ребенок развивался – заберите из его рук взрослую игрушку.
Сегодня в арсенале современной мамы немало детских игрушек, развивающих мелкую моторику рук. К ним относят шнуровки, матрешки, кубики, пазлы, рамки-вкладыши, сортировщики, специальные панели и разно-образные конструкторы.

Не можете ограничивать – учитесь договариваться!

Планшеты и смартфоны по своей природе рассеивают внимание человека, а развитие ребенка происходит в первую очередь посредством сосредоточенности на конкретном занятии. Неумение сосредоточиться может стать одним из важнейших элементов дальнейших сложностей с учебой.
— Я считаю, что ребенка нужно ограничивать в пользовании гаджетами именно для того, чтобы у него зародился природный интерес к чтению, — поделилась директор департамента образования и науки, молодежи и спорта городского совета Раиса Чухрай. — А сегодня в школах уже видно, что детям это неинтересно. Школьники в лучшем случае читают художественные произведения в сокращенном виде.
Еще один момент – прогулки на свежем воздухе. Ведь если ребенок с двух лет играет на планшете, то в шесть он сядет за компьютер, и вы его никакими силами не вытянете с этого места.

Запорожские дети растут вундеркиндами или зависимыми от гаджетов?
Поколение Z (родившиеся в 1990-х и в 2000-х годах) появилось на свет с компьютерной мышкой в руках, а поколение Альфа (родившиеся после 2010-го) — уже с планшетом

Я могу сказать, что действительно сегодня это проблема и бороться с ней надо в первую очередь родителям, а начинать надо, когда ребенок еще в пеленках. Только ограждать нужно не детей, а себя — от желания дать ребенку эту игрушку.
Если же момент утерян, на-
учитесь договариваться с ребенком – какое-то время он с планшетом, а потом идет играть во двор. Потому что если потеряете момент, ваш ребенок может перерасти в закрытого подростка, который не будет готов встретиться с реальным миром.

Не позволяйте ребенку манипулировать собой

Гаджетами сегодня никого не удивишь, но хотелось бы, чтобы взрослые сами пользовались ими в пределах разумного и тому же учили своих детей. Замечательно, если во время просмотра развивающего мультфильма ребенок будет с мамой, а после просмотра они обсудят, что увидели.
Как рассказала «Индустриалке» кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного образования Запорожского областного института последип-ломного педагогического образования Ольга Байер, главное — не упустить момент и не позволить ребенку манипулировать родителями.
— Уже никого не удивляет картина, когда мама едет с ребенком в транспорте и, чтобы отвлечь его или успокоить, дает ему смартфон или планшет, — отметила Ольга Байер.- А там игры, фотографии или мультики. И хорошо, если пользование гаджетами на этом заканчивается, но зачастую такой спрос со стороны ребенка рождает предложение со стороны родителей.

Запорожские дети растут вундеркиндами или зависимыми от гаджетов?

Получается, если ребенок плачет или сердится — ему сразу предлагают планшет или смартфон, стараясь его успокоить и не пытаясь понять, какой сигнал подавал ребенок. В это время теряется взаимопонимание с ребенком. Так и начинается процесс манипулирования родителями. И часто встречаются случаи, когда ребенку уже лет пять, а родители так и не научились его слушать, слышать и понимать.
По словам психолога, интерес ребенка в пользовании гаджетами понять просто – ему нравится «листать» странички в планшете, яркие цвета, быстро сменяющаяся картинка не могут не привлекать внимания. Частое использование гаджетов, заменяющее непосредственное познание реального мира, способствует искажению картины мира – ребенок видит его плоским.
Например, безобидный на первый взгляд показ картинок с изображением предметов. Ребенок запоминает зрительный образ предмета, может назвать его, но значительно важнее в этом возрасте ребенку не просто показывать плоскую картинку, но и давать реальное представление о предмете. То есть показали на картинке яблоко, дайте потом ребенку его подержать, ощутить текстуру, запах, вес, объем, вкус.
К слову, ни дети создателя компании «Microsoft» Билла Гейтса, ни сооснователя компании «Apple» Стива Джобса не пользовались современными гаджетами бесконтрольно. Так что раз даже основатели и руководители крупных IT-компаний настолько осторожны с доступом своих детей к новым технологиям, возможно, и нам следует взять с них пример.

Запорожские дети растут вундеркиндами или зависимыми от гаджетов?

В ТЕМУ

Только если доктор прописал

— В случае, когда дальнозоркость ребенка носит высокий характер, мы рекомендуем нагружать глаза ребенка и пользоваться планшетами и мобильными телефонами, — отметил врач-офтальмолог Анабтави Башар Бассам. — Об ограничении по времени здесь речь не идет – пока ребенку это интересно, пусть играет, потом он сам устанет и отложит игрушку. Таким образом, глаза делают своеобразную гимнастику, и это в некоторой степени даже полезно. Во всех остальных случаях гаджетами детям лучше не пользоваться или ограничивать время таких игр.

Время пользования гаджетами

в 1-2 года15-20 минут в день,

в 3-5 лет30-50 минут в день


Комментарии читателей