iz.com.ua

День за днем, Запорожье
Раиса Козак 40 лет возглавляла Запорожскую детскую железную дорогу — крупнейшую в Европе
Поделиться

Раиса Алексеевна Козак — Почетный гражданин Запорожья. Сколько ее помню, она все время была главной на детской железной дороге. И дорога эта котировалась не только в Советском Союзе — а их тогда было больше трех десятков, но и за рубежом запорожцев знали. И даже за опытом к нам приезжали.

Раиса Козак 40 лет возглавляла Запорожскую детскую железную дорогу — крупнейшую в Европе

Раиса Алексеевна Козак всю свою жизнь посвятила железной дороге

В детстве Раиса хотела стать хирургом. Может быть, и стала бы. Но отец ей сказал, что всех детей не поднимет — то есть не даст всем нормальное высшее образование. В «меде» сколько лет надо учиться? Почти все семь. Поэтому надо выбирать что-то более приземленное. Она выбрала железнодорожный институт. Там математика нужна, а с ней у Раисы были лады, и стипендия, к тому же, высокая.

В 1957 году Раиса Козак окончила, вместе со своим к тому времени мужем, один из самых престижных железнодорожных вузов Советского Союза — Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта. И по направлению они приехали в Запорожье.

— Вначале я работала дежурной, инженером станции Запорожье-Левое, — вспоминает Раиса Алексеевна. — А в 1960 году меня перевели инженером на Запорожье-I. Станция жуткая, в смысле сложности — 270 стрелочников, интенсивное круглосуточное движение поездов.

Проработала я там 12 лет — за это время сменилось четыре начальника станции. И я со всеми ими проводила реконструкцию. Пропускная способность станции была немыслимая. Поэтому на пять минут если кто опоздал — пробка. А летом вообще нескончаемый поток поездов. Откуда только ни везли детей к морю — со всей страны!

В то время по приказу министра путей сообщения Запорожье-I стало второй станцией в Советском Союзе, после станции Бологое, которая была оснащена МРЦ — маршрутно-релейной централизацией стрелок и сигналов. Это означало, что сократили всех стрелочников, и нажатием двух кнопок, входной и выходной, — за секунду! — готовился к эксплуатации маршрут. Это нововведение колоссально увеличило пропускную способность станции.
— За эти десять лет, — говорит Раиса Козак, — мы построили пригородный парк железнодорожного состава, удлинили пути, полностью электрифицировали станцию, перегоны. Уже пошли электровозы, уже стрелочников нет, проблем нет. А в тот период какие были стрелочники? Все вдовы — мужья погибли на войне…

Раиса Козак 40 лет возглавляла Запорожскую детскую железную дорогу — крупнейшую в Европе
Раиса Козак принимает очередных высоких гостей на детской железной дороге

По итогам этой работы Раису Алексеевну наградили орденом Трудового Красного Знамени. Она до сих пор не знает, как выдержала ту десятилетку. Работа была напряжённейшая. Бывало, что на планерки в управление железной дороги вызывали и в два часа ночи — приезжала «летучка».
А еще в эти годы железнодорожники пережили два колоссальных кризиса. Карибский — в октябре 1962 года, когда советские ракеты были доставлены на Кубу, и мир оказался в секундах от начала ядерной войны. И Чехословацкий кризис в августе 1968 года, когда войска пяти государств — участников Организации Варшавского Договора были введены на территорию Чехословакии. Железнодорожники во время этих кризисов тоже были в полной «боевой готовности». Но все обошлось.

Детскую железную дорогу в Запорожье в конце 60-х решил строить начальник нашей Приднепровской железной дороги Ломоносов — он сам был выпускником детской железной дороги в Ростове-на-Дону. Идею Ломоносова подхватил, и даже перехватил, тогдашний первый секретарь Запорожского горкома партии Пьянков.

— Новатор страшный! То есть на лету хорошие идеи схватывал. Как и покойный мэр Запорожья Александр Поляк, — улыбается Раиса Алексеевна. — Ломоносов зашел ко мне посоветоваться, где детскую дорогу лучше строить. В «Дубовке», говорю, у нас много народа отдыхает. В общем, Ломоносов с начальником Запорожского отделения Приднепровской дороги Палаткиным, с первым секретарем горкома Пьянковым поездили, посмотрели. И выбрали все-таки плавни в районе Гребного канала. Ломоносову понравилось, что там есть простор. Моя задача была — подготовить документацию. Зимой 1971 года уже началось строительство детской железной дороги.

Раиса Козак 40 лет возглавляла Запорожскую детскую железную дорогу — крупнейшую в Европе

19 мая 1972 года. Открытие Запорожской детской железной дороги. Станция «Жовтневая»

Дальше был клич — комсомолу и запорожским предприятиям — включиться в это дело. К маю 1972 года было построено три с половиной километра дороги. И шесть платформ с навесами, которые строили предприятия — ЗЭРЗ, «Мотор», «Запорожсталь». За каждым из шести районов города было закреплено это строительство. В 1972 году Запорожская детская железная дорога была торжественно открыта.

И, конечно же, встал вопрос — кто будет начальником детской дороги? Тогда было очень много всевозможных перипетий. Пьянков, первый секретарь Запорожского горкома партии, хотел видеть на этом посту, во-первых, мужчину, во-вторых, представителя ЗЭРЗа — Запорожского электровозоремонтного завода. Но руководство Приднепровской железной дороги настояло на своем — Раиса Козак, на плечи которой свалилась вся тяжесть реконструкции на Запорожье-I и с которой она отлично справилась, должна стать руководителем детской железной дороги. Тут предстояло еще столько работы — и начальство видело, что недавний инженер железнодорожной станции, проявившая себя в деле, с этой работой справится.

Раиса Алексеевна, конечно, не хотела идти на эту новую должность — вымоталась за предыдущие десять лет. Тут бы уже спокойную жизнь обрести — все отлажено, все накатано. А ее снова бросают на прорыв — новое дело, новые заботы и проблемы. Она еще немного посопротивлялась, а на-
утро пришла на работу — уже подписан приказ: перевести с должности инженера станции Запорожье-I на начальника Запорожской детской железной дороги.

— Три с половиной километра железнодорожного пути, а вокруг — камыши и болота, — вспоминает свой приход на детскую железную дорогу Раиса Алексеевна. — Была только одна первая платформа и конечная остановка. Маленький вокзальчик — ни мебели, ничего. С Запорожья-I мне погрузили на машину стол, три стула. И всё. Да, ещё и диванчик вокзальный, дерматином обтянутый. И больше ничего. И никого!

И началось — формирование штата, штатного расписания. Но главное, что я сделала — хорошо, что у меня были умные учителя — поехала посмотреть на ведущие детские железные дороги Советского Союза. В России тода уже было 26 детских железных дорог. В Украине шесть — в Днепропетровске, Львове, Ужгороде, Ровно, Харькове и Запорожье.

Я поехала в Горький (Нижний Новгород) — там была ведущая детская железная дорога — такие красивые станции! И все из камня и из дерева. И все так красиво. Посмотрела я у них проектную документацию, разобралась со всеми нюансами. От них поехала на детскую железную дорогу под Москвой, потом заехала в Харьков. В общем, вернулась в Запорожье уже с четким представлением, какую детскую железную дорогу мы должны у нас построить.
Об этом можно долго рассказывать. Но итог всей многолетней напряженной работы был таков. В конце 70-х годов при помощи горкома партии, горкома комсомола, предприятий и их молодежных организаций мы нашу детскую железную дорогу «закольцевали» вокруг Гребного канала. И со своей протяженностью, более 11 километров, она стала крупнейшей не только в Советском Союзе, но и в Европе. Немцы приезжали к нам и восторгались!
А в 1982 году за отличную учебно-воспитательную работу и работу по патриотическому воспитанию молодежи Запорожская детская железная дорога была награждена премией Ленинского комсомола — 5000 рублей. Мы всем коллективом сели подумать — патриоты до мозга костей! — и решили, что нам нужен учебный корпус. Все детские дороги на то время имели учебные корпуса, а у нас был, можно сказать, сарай.

В письме министру путей сообщения СССР мы написали, что хотим построить учебный корпус для своей детской железной дороги и жертвуем на это всю премию Ленинского комсомола — просим министра только немного добавить. Но наша премия, пять тысяч, это была только капля в море. Там сотни тысяч рублей, если не миллионы, нужны были. Но, наверное, министру понравились наша идея, наш энтузиазм и бескорыстие. В общем, учебный корпус в 80-х годах был построен. Великолепное здание! С зимним садом, с учебными аудиториями. А какой зооуголок у нас образовался на детской дороге — не уголок, а зоопарк. А скольких специалистов получила уже «взрослая» железная дорога из воспитанников нашей детской!

В общем, 40 лет моих на Запорожской детской железной дороге пролетели, как те поезда, когда стоишь «на полустаночке», — очень быстро мимо они пролетают.

Но из этих мгновений и складывается вся наша жизнь.

Комнатный пульт управления — Раут Автоматик вы можете купить на сайте raut-automatic.kiev.ua. Пульт AirEl может применяться в качестве сенсора, измеряющего температуру в помещении для контроллера вентиляционной установки или отопительной системы.