Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье
Генеральный директор ПАО «Запорожогнеупор»: Очередное повышение железнодорожных тарифов сломает стержень украинской экономики
Поделиться

До 1 миллиарда гривен может потерять в этом году среднестатистическое металлургическое предприятие Украины, если «Укрзалізниця» в очередной раз поднимет тариф на грузовые перевозки железнодорожным транспортом.

Первую волну повышения тарифа в июле 2014 года на 12,5% производители, которые вынуждены пользоваться услугами монополиста, пережили. Вторая попытка залезть в карман выживающих в условиях кризиса предприятий в январе текущего года, когда тариф вырос на 30%, уже поставила предприятия на грань выживания. Анонсированный рост расценок на транспортировку грузов еще на 25% может стать последним вздохом перед трагической смертью десятков украинских заводов.

Генеральный директор ПАО «Запорожогнеупор»: Очередное повышение железнодорожных тарифов сломает стержень украинской экономики

Металлурги, горняки, строители, машиностроители собрались за «круглым столом», чтобы обсудить тему «Тарифная политика «Укр-залізниці»: поиск компромиссов в условиях кризиса».

Об итогах дискуссии «Индустриалке» рассказал генеральный директор ПАО «Запорожогнеупор» Виктор Бусько.

— Производители Украины и основные поставщики денег в бюджеты всех уровней больше не могут молчать, раз пошли на крайние меры и решили заявить о проблеме высоких тарифов на железнодорожные перевозки на всю страну. Кто из представителей официальной власти принял вызов и пришел на встречу с промышленниками?

— Никто. Ни один представитель официальной власти не захотел сесть за «круглый стол» с промышленниками и выслушать проблемы многотысячных трудовых коллективов. На встречу был делегирован заместитель директора одного из департаментов «Укрзалізниці». Но ни на один из наших вопросов он не дал ответа, не смог прокомментировать причину такого отношения солидной государственной компании к своим клиентам.

Это называется «игра в одни ворота». Позиция «Укрзалізниці» однозначная: мы поднимаем тарифы и не собираемся никому объяснять, почему. По-честному, это называется перекладывание своих затрат (зачастую, ничем не обоснованных) на плечи производителей.

Среди участников «круглого стола» были представители металлургических предприятий, горнодобывающего дивизиона, машиностроители, строители, производители цемента. Все они говорили об одном и том же: третье повышение железнодорожных тарифов за последние 9 месяцев окончательно добьет многие отрасли. Ведь каждое из подорожаний – это очередной удар под дых тем, кто держит на своих плечах экономику всей страны.

Сегодня – металл, завтра – хлеб

— Виктор Михайлович, почему промышленники бьют в набат по проблеме повышения тарифов на железнодорожные перевозки?
— Потому что проблема затрагивает основных доноров экономики Украины. Для Запорожской области, промышленно-аграрной, этот вопрос очень актуален. Именно Запорожье – один из тех регионов, который не словом, а делом поддерживает национальную экономику. Это – и металлургия, и ферросплавная промышленность, и машиностроение, и сельское хозяйство.

Давайте говорить откровенно: сегодня многие предприятия работают не просто с нулевой рентабельностью. Знаю десятки примеров предприятий, работающих в «минус». Очередное повышение железнодорожных тарифов окончательно похоронит заводы, которые еще пытаются выжить и помогают выживать другим, сохраняют рабочие места и выплачивают заработные платы, обеспечивают отчисления в государственный бюджет.
Нужно смотреть вперед и думать, как сегодняшнее решение отразится на экономике Украины и на состоянии бюджета, Пенсионного фонда и других социальных институтах государства.

— Однако есть аргументы «Укрзалізниці» о повышении цен на дизтопливо. Как им быть, если не повышать тарифы?
— Мы, как промышленники, говорим, что на любом предприятии есть система бережливого производства. Есть инструменты, которыми можно пользоваться для снижения своих затрат. Мы предлагаем создать Национальную комиссию по регулированию железнодорожных тарифов, которая была бы не зависимой и от «Укрзалізниці», и от Мининфраструктуры.

Мы хотим видеть обратную связь, чтобы понимать: если повышение тарифа неизбежно – как это отразится на качестве перевозки? Сколько мы получим новых вагонов? Как будет обновлен локомотивный парк? Как будут выполняться ремонты? Как будут решаться системные проблемы железной дороги? Этого механизма мы не увидели. Поэтому предложили поделиться своим опытом в сфере внедрения энергосберегающих программ, в сфере снижения затрат, в сфере проведения прозрачных закупок, аукционов и реализации товаров и услуг.

Хочет того «Укрзалізниця» или нет, это нужно делать. Даже если это предприятие – монополист.

— О каких убытках для производителей, которые вынуждены транспортировать сырье и готовую продукцию железной дорогой, идет речь?
— Из-за повышения тарифов среднее металлургическое предприятие в прошлом году потеряло от 300 до 500 миллионов гривен. Если третье повышение (или, как его деликатно называют, индексация) все-таки произойдет, эта сумма увеличится до одного миллиарда в год. Это средства, которые могли бы пойти на сохранение предприятия (а значит, его рабочих мест) и на его развитие, на повышение эффективности производства, на обновление оборудования.

Реформ «Укрзалізниці», объясняющих причины повышения тарифа, мы не увидели. Планируя получить дополнительную прибыль, «Укр-залізниця» не закладывает ни инвестиций, ни обновления вагонов и локомотивов.
«Укрзалізниця», судя по всему, в этом не заинтересована.

— Значит ли это, что до «Укр-залізниці» реформа так и не докатилась?
— Сегодня многие отрасли промышленности – на грани выживания, теряют свои объемы. Мы же знаем замкнутый производственный круг: чем меньше работают металлурги, тем меньше работы у ферросплавщиков, огнеупорщиков, машиностроителей и других взаимосвязанных отраслей. «Добивание» со стороны «Укрзалізниці» выглядит еще более кощунственно по отношению к миллионам тружеников нашей страны.

Приведу грустный, но понятный пример: металлургия и горнодобывающая промышленность – одна из не многих «дойных коров», которая дает стране «молоко» в виде многомиллиардных отчислений в бюджеты всех уровней, обеспечивает людей рабочими местами и зарплатами, делает задел на будущее. И сегодня ей хотят перебить хребет. Грамотный хозяин вряд ли стал бы это делать…


Комментарии читателей