Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье
В Запорожье малый и средний бизнес абсолютно не волнует местную власть
Поделиться

Если муниципальной и региональной власти не болит сегодняшний уровень безработицы: в Запорожье — больше 9 тысяч (на одно вакантное место претендует минимум 25 человек), по области — больше 80 тысяч (на одно вакантное место в январе претендовало 86 человек), тогда можно и дальше ожидать ухудшения социально-экономической ситуации.

В Запорожье малый и средний бизнес абсолютно не волнует местную властьМелкие продуктовые магазинчики, кафе, парикмахерские и киоски с газетами… Если подумать, все, чем мы пользуемся ежедневно, что покупаем и к каким услугам прибегаем,– это плод чьего-то труда. Покупая товары и услуги, мы вливаем в этот бизнес капитал, давая ему возможность быть и развиваться. А уже эти предприятия ежедневно приводят в движение огромный механизм под названием «экономика Украины».

Уже не первый год эксперты твердят о необходимости поддерживать и развивать малый и средний бизнес. Однако пока дальше слов дело не идет. Сегодня же ситуация обострилась военным кризисом на востоке страны, девальвацией гривни, растущей инфляцией и скачущим долларом. Положение у частных предпринимателей, мягко говоря, не завидное. «Состояние их катастрофическое, – говорит председатель ОО «Бизнес-Союз» Порада» Елена Еременко. – Помимо курса доллара, «оперилась» налоговая. Приведу пример: у одного из членов «Бизнес-Союза» проводится плановая проверка налоговой. Проверка состоялась за определенный срок. За это время никаких нарушений не нашли, они продлевают проверки. Какая цель? На сегодняшний день на малый и средний бизнес оказывается давление. Плюс к этому падает покупательская способность, люди приобретают только самое необходимое. Все очень непросто. Местную власть абсолютно не волнует, что происходит, они не вникают в эти проблемы. Что касается государственной власти, я, как руководитель общественной организации, ощущаю отсутствие государственной вертикали. То есть проблемы в регионе никого не интересуют, нас особо никто не спрашивает и нас не слышат».

Государственный помощник

Малый и средний бизнес – это подвижная структура. Такой бизнес может легко маневрировать в океане государственной экономики, быстро подстраиваясь под новые тенденции и требования покупателя. К примеру, на предприятии, где работает 50-100 человек, легче провести реструктуризацию, развернуть рекламную кампанию или внедрить имиджевые технологии. А если понадобится, то в сжатые сроки перейти на выпуск абсолютно новой продукции, отвечающей запросам общества в конкретный, отдельно взятый период времени. Благодаря этому малый и средний бизнес может быть эффективным методом в борьбе с монополией. Благодаря своей подвижности он может за короткое время сформировать такой сегмент товаров и услуг, который бы отвечал населению с разным уровнем достатка. Сюда же добавим, что таким образом в предпринимательской среде формируется принцип честной конкуренции.

Сделать все вышеперечисленное с крупными предприятиями сложнее, дороже и затратно во времени. Это связано с бюрократическими процедурами и солидными материальными вливаниями. Нередко само существование крупных предприятий и корпораций зависит от участия третьей стороны. Будь то государство, олигархический клан или иностранный инвестор.

Возьмем, к примеру, крупный хлебозавод и мелкую пекарню. Объемы производства у этих предприятий разные, но если складывается ситуация, под которую нужно быстро подстроиться, и, к примеру, выпустить новый сорт хлеба, крупное предприятие, скорее всего, погрязнет в бюрократических проволочках и ожидании финансирования, тогда как мелкая пекарня уже начнет обслуживать население.

Таким образом, разрозненная сеть предприятий мелкого и среднего бизнеса способна «разгрузить» крупные предприятия в объемах производства и вместе с тем снизить нагрузку на государственный бюджет. С этим согласны эксперты. «Малый и средний бизнес находится под давлением проверок и всевозможных поборов. Хотя его нужно обязательно развивать, – уверен профессор кафедры международной экономики и экономической теории Запорожского национального университета Владимир Вишняков. – Во многих развитых странах за основу берут заказы мелких предприятий. Как, например, автомобилестроение в Японии, где мелкие предприятия выполняют заказы крупных концернов и автомобильных корпораций. Не всегда крупному предприятию рентабельно выполнять какие-то функции, которые можно отдать мелким предприятиям, например, производство каких-то деталей».

Что касается представителей малого и среднего бизнеса, то в вопросах модернизации и реструктуризации производства они надеются исключительно на себя. Подключают собственный, ранее накопленный капитал, не дожидаясь финансовых вливаний со стороны.

Отсюда еще одно преимущество малого и среднего бизнеса – возможность начать с относительно небольшого стартового капитала. Если же речь идет об открытии нового крупного промышленного предприятия по производству обуви, бумаги или стекла, то стартовый капитал будет исчисляться шести-значными цифрами.

Отметим также, что при своем небольшом бюджете предприятия малого и среднего бизнеса имеют высокую скорость товарооборота. Испеченные за ночь булочки можно продавать уже утром, отремонтированные окна и двери приносят своим владельцам «живые» деньги в тот же день. Отчисления в бюджет, пусть и не огромные, но все же текут постоянным потоком в закрома государственной казны. Но, пожалуй, главным козырем малого и среднего бизнеса является тот факт, что их предприятия решают проблему нехватки рабочих мест.

В Запорожье малый и средний бизнес абсолютно не волнует местную властьВсе мы понимаем, что госструктуры и коммунальные предприятия не резиновые и обеспечить в полном объеме работой население, естественно, не могут. А ведь именно хорошо оплачиваемая, стабильная работа – залог достойного уровня жизни населения, следовательно, его покупательской способности, что в свою очередь прямо отражается на состоянии малого и среднего бизнеса. Когда все эти звенья цепи удовлетворяют потребности сторон, в обществе формируется пресловутый средний класс, который, по мнению многих экспертов, выступает гарантом экономической стабильности.

При всей своей подвижности и эффективности малый и средний бизнес – самый ранимый и восприимчивый к негативным внешним факторам. Он наиболее остро реагирует на скачок доллара, непродуманные реформы правительства, падение спроса и прочие явления. Совершенно очевидно, что без государственной поддержки этот сегмент экономики придет в упадок и не сможет выполнять все возложенные функции, о которых мы писали ранее.
К сожалению, уже не первый год мы наблюдаем не просто непродуманную, а скорее деструктивную политику государства относительно представителей малого и среднего рынка. Этот сегмент экономики первым попадает под раздачу в виде увеличенных налогов и неэффективных реформ, тогда как именно государство имеет максимум рычагов для поддержки отечественного малого и среднего бизнеса.

Надежда есть?

Уже с этого года в Украине начинает внедряться программа поддержки малого и среднего бизнеса. Программа рассчитана на 3-5 лет и проходит при поддержке Европейского союза, и первые изменения коснутся украинского законодательства в сфере налогообложения.

Упрощенное налогообложение и налоговые «каникулы» для начинающих предпринимателей – это частая практика европейских государств, способная оказать существенную поддержку малому и среднему бизнесу. Кроме того, по мнению экспертов, даже военный конфликт внутри страны – не помеха для развития малого и среднего бизнеса. «Правительство должно не мешать бизнесу, а защищать его. И все пойдет само собой. Правительство должно взять на себя эту функцию, а война ни при чем. Наоборот, предприятия малого и среднего бизнеса сейчас могут взять себе заказы, необходимые для нужд АТО и которые сейчас выполняют волонтеры. Еще раз повторюсь, война ни при чем, наоборот, это толчок для развития производственных мощностей и других, необходимых для военных действий. Это на собственном примере доказала Грузия, которая развивалась, находясь под оккупацией России», – говорит профессор кафедры международной экономики и экономической теории ЗНУ Владимир Вишняков.

Отметим еще один любопытный факт. Принято считать, что товары и услуги малого и среднего бизнеса не идут на экспорт, а оседают внутри региона (или страны). Однако опыт Германии и Нидерландов, где 40% товаров, производимых предприятиями малого и среднего бизнеса, идет на экспорт, доказывает обратное. В Италии этот показатель составляет 25%, в США и Японии – 15%. Сегодня на высоком государственном уровне происходит переориентация с российского рынка сбыта в сторону европейских. Возможно, это шанс для отечественных представителей малого и среднего бизнеса. Но тут встает проблема конкурентоспособности наших товаров и услуг. Однако эта тема заслуживает отдельной статьи.

Каким образом государство может помочь малому и среднему бизнесу? Первое, что приходит на ум, – кредитование. Как правило, в основе малого и среднего бизнеса лежит собственный капитал, накапливаемый годами. Государственная поддержка, направленная на открытие собственного дела, выгодное кредитование, упрощенная система государственных проверок и налогообложения, помощь в закупке дорогостоящего оборудования для модернизации – все это смогло бы существенно поддержать развитие малого и среднего бизнеса. «Нужно активнее заниматься привлечением нашего бизнеса, особенно в западных областях, к трансграничному сотрудничеству. В свое время положительную роль сыграла программа Phare для стран Центральной Европы, когда они интегрировались в Евросоюз. Вот что-то такое — это то, что могло бы позволить развиваться именно малому и среднему бизнесу. Но система управления должна быть совершенно другой, она должна сконцентрироваться не на ограничениях и изъятиях у бизнеса и населения со стороны государства, а на предоставлении стимулов», – пишет в своей статье директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.

Однако все это требует глубоких реформ и прежде всего искоренения коррупции, с чем мы безуспешно боремся добрый десяток лет.

Автор Немирова Алина


Комментарии читателей