Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Блог Шилина, День за днем, Запорожье
Рабочие кадры для запорожского АПК. В профессиональные училища поступают такие «кадры», которые... не умеют читать и писать
Поделиться

На заседании совета Запорожской областной федерации работодателей обсуждали вопрос подготовки рабочих кадров для агропромышленного комплекса в современных условиях

Рабочие кадры для запорожского АПК. В профессиональные училища поступают такие «кадры», которые... не умеют читать и писать

На такой современной сельхозтехнике должны уметь работать выпускники сельских профессиональных училищ. А есть ли для этого у них материальная база?

Рабочие кадры для запорожского АПК. В профессиональные училища поступают такие «кадры», которые... не умеют читать и писать

О проблемах сельских ПТУ рассказал Виктор Удовиченко, директор Михайловского высшего профучилища, депутат Запорожского областного совета:

— Главное назначение учебного заведения — учить. Но мы сегодня не просто учим, мы еще и занимаемся очень важной профориентационной работой и работой, которая называется — социальное партнерство. Не может руководитель учебного заведения гарантировать выпускнику рабочее место, заработную плату и другой социальный пакет, который может быть на селе — то ли помощь в лечении, то ли приобретение дома и т. д. Поэтому мы считаем, что работодатель должен принимать в этом участие, брать на себя обязательства, которые может только он выполнить. И отвечать на жизненно важные вопросы. Какую именно заработную плату будет человек после училища получать? Как его встретят во время производственной практики? Каково его будущее после того, как он будет трудоустроен, в том числе в зимнее время?

Что касается новой техники, в профессиональных училищах её просто нет. Говорят, что имеющаяся старая техника на 95 процентов изношена. Могу сказать, что она изношена — на 200 процентов! Я работаю в одном учебном заведении 40 лет и могу сказать, когда эта техника приобреталась и когда последний раз мы видели новую сельхозмашину. Очень давно. Этот вопрос сегодня государством не ре-ша-ет-ся! Хотя приобретение этой новой техники прописано в законах. Значит, или это надо убирать из закона — что государство гарантирует приобретение новой техники, или все-таки что-то сделать для того, чтобы хотя бы какие-то копейки на это выделялись.

Помнится, была принята программа создания учебно-практических центров на территории Украины. Она закончилась тем, что два таких центра — один в Винницкой области был создан, выделено на него 2,8 миллиона гривен, и один центр был создан в Черкасской области, где было выделено 3,2 миллиона гривен. И дальше на этом программа завершилась.

Учебно-практические центры в системе профтехобразования могли бы иметь всю необходимую технику — в них учащиеся из разных профучилищ получали бы необходимую практическую профессональную подготовку. Потому что сегодня приобрести комбайн за 4 миллиона, сельскохозяйственные комплексы за 5-6 миллионов, а у нас в области 14 училищ, — таких денег у государства нет. Поэтому нужно вернуться к выполнению программы правительства по созданию учебно-практических центров.

И еще предложение. Если ученик учится в сельской местности в школе, то ее подвозят туда до 11 класса. Как только этот же ученик вышел после 9 класса на учебу в сельское профтехучилище, никакой программы «Школьный автобус» для системы профобразования не существует. Но ведь учащиеся профтехучилища это же те, кто потом будет создавать материальные ценности! Местная власть будет и уже получает эти доходы, однако при том оплачивает подвоз учеников школ, воспитанников детских садиков. А те, кто в будущем будет создавать материальные ценности, кто по возрасту такие же, как старшеклассники школ, они не имеют права подъехать до своего учебного заведения — в ПТУ.

И так выходит, что мы покупаем автобусы — самостоятельно, горючее — самостоятельно, питание и все остальное тоже организовываем самостоятельно. А местная власть в этом никак не участвует, хотя, по логике, должна.

Мне грустно об этом говорить, но если уж поднят вопрос уровня и качества подготовки в ПТУ, то его нужно увязывать и с другим вопросом — а кто пришел на учебу? В прошлом году группа механизаторов, которая была зачислена к нам на учебу, показала средний балл успеваемости в школе — 2,9 балла, ниже «тройки»! Ну давайте же поднимать этот вопрос! А если я вам скажу, что двое наших учеников, поступивших в училище, не умеют читать и писать, про таблицу умножения и не спрашивайте, то что вы скажете?

Поэтому есть такой пласт проблем, который надо обсуждать. А у нас поступление — по заявлению. Ученик 9 классов окончил, получил свидетельство, в котором стоит: математика — 1, физика — 1 и все остальное — 1. И ему выдано это свидетельство об окончании 9 класса.

Сегодня, к сожалению, такое законодательство. Не умеет читать, не аттестован по отдельным предметам? Ну, это все норма. Все равно, по заявлению, такой ученик должен быть зачислен в училище, если нет конкурса. Уважаемые! Так законодательство говорит!

А с другой стороны, представим, что и мы еще его, этого выпускника школы, не возьмем… Но взяли. Это значит, что мы его накормим — раз, поселим в общежитие — два. А у его родителей работы нет… Когда сегодня говорят, что село умирает и нельзя закрывать учебные заведения, потому что оно умрет окончательно, это ошибка. Оно, село, умерло еще раньше — тогда, когда не стало работы. Нет работы — нет школы, церкви, больницы и так далее. В этом заключается проблема. Родители не могут дать своим детям то, что должны были бы дать. Вот поэтому село умирает. Вначале быть строительство, развитие села, а потом уже — больницы, школы, детские садики и т.д. Но не наоборот.

Областной федерации работодателей я благодарен за то, что она сегодня поднимает эти вопросы. Если на них не обращать внимания, то наше село будет тихо умирать. Но этого нельзя допустить!

Рабочие кадры для запорожского АПК. В профессиональные училища поступают такие «кадры», которые... не умеют читать и писать

Красиво и трогательно. Но сегодня на такой «сельхозтехнике», увы, далеко не уедешь