Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье
Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука: Пост - это самоограничение, это жертва Богу
Поделиться

Высокопреосвященнейшей Лука, Архиепископ Запорожский и Мелитопольский обратился с посланием к началу Великого Поста.

Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука:  Пост - это самоограничение, это жертва Богу

«Снова и снова, возлюбленные о Господе братья и сестры, мы с вами вступаем в скорбное время Великого поста. Всещедрый Господь в очередной раз даёт нам возможность приблизиться к Нему, стать лучше и чище. Святая и Великая Четыредесятница ставит нас на новую, высшую ступень общения с нашим Творцом. Соблюдая духовный и телесный пост, сердцем и умом переживая события Страстной Седмицы, каждый из нас совершенно по-иному, не так, как в другие посты, может приблизиться к Господу. Сам же Господь, видя наши усилия, наши, пусть и маленькие, но всё же подвиги, сторицей воздаст нам Своей благодатью и совершенно особой, ни с чем не сравнимой пасхальной радостью.
Состояние поста — естественное для человека, потому что Бог, создав первых людей — Адама и Еву — дал им заповедь поста — не вкушать плодов от дерева познания добра и зла (Быт. 2:17). Именно соблюдая пост, воздерживая своё тело и душу, мы словно возвращаемся в рай, откуда были изгнаны наши прародители.
После грехопадения человеческое естество помрачилось, именно грех разрушил созданную Самим Богом гармонию мироздания. В настоящей земной жизни каждый из нас носит бренное и грешное тело, которое рано или поздно вернётся в землю, хотя Бог нас такими не создавал. Глубоко назидательные по своему содержанию богослужения Великого поста учат нас больше обращать внимание на вечное, духовное, не отвлекаясь на временное, материальное.
«Постимся постом приятным, угодным Господеви» — учит нас Церковь. Некоторые люди, ставящие телесный пост во главу угла, понимают эти слова буквально и применительно к себе, изо всех сил стараясь, чтобы их постный стол был просто приятными, но даже изысканным. Однако суть этих слов заключается в том, что не нам, а прежде всего Богу должен быть угоден наш пост, и славянское слово «приятный» в этом случае означает не «нравящийся» или «вкусный», а такой, который Бог принимает.
Пост — это самоограничение, это жертва Богу. Псалмопевец Давид учит нас тому, что «жертва Богу — дух сокрушенный» (Пс. 50:19). Вспомним другой ветхозаветный пример — жертвы Каина и Авеля. В повседневной жизни мы, не особо задумываясь, говорим: «это моя жизнь», «это моё время», «это мои деньги» и т.д. — список можно продолжать до беско­нечности. Однако, что бы мы не назвали в этом же ряду — всё будет нашим лишь относительно, временно. Нашу жизнь нам дал Господь, и Он же заберёт её тогда, когда сочтёт нужным. Над нашим личным временем мы властны лишь отчасти — то нам хочется, чтобы оно замедлилось, то чтобы наоборот — ускорило свой бег, однако в любом случае оно идёт так, как идёт, независимо от наших желаний. Что говорить о материальных благах — человек стремится их заработать, тратит на них массу времени, но бывает так, что ничем из собранного ни разу не воспользуется.
Будем же в наступающий период Великого поста уподобляться крот­кому и боголюбивому Авелю — с чистым сердцем принося Богу лучшее, из того что имеем в этой жизни. Давайте будем стремиться прожить свою жизнь не так, лишь бы прожить кое-как и уйти в небытие, а с максимальной пользой использовать каждую минуту, не откладывая своё покаяние и исправление на потом, на завтра (которое может для нас и не наступить). Не будем как Каин, приносить жертву Богу с холодным и неискренним сердцем, а постараемся хоть на мгновение почувствовать себя по отно­шению к Небесному Отцу не рабом, не наёмником, но горячо любящим сыном или дочерью. Великопостные богослужения бывают довольно продолжительными, и стоя в храме, ощущая физическую усталость, постараемся отдать Богу если не сердце, то хотя бы ноги.
Давайте постараемся в наступающий Великий пост стать настоящими, сознательными христианами, именно участвуя в богослужении, вслушиваясь в каждое слово, а не просто присутствуя как зритель в театре. Ведь всё, что мы слышим в храме, подобно зерну, которое упав на добрую почву нашего сокрушенного сердца, рано или поздно принесёт добрый и обильный плод.
Великий пост — особенно благодатное время для размышлений о своей духовной жизни, для молитвы, для брани со всем тем, что есть в нас плохого и греховного. Пусть Господь Бог Своей благодатью и человеколюбием поможет каждому из вас, дорогие мои, освободиться от греховного бремени, от всего того, что отделяет нас от Него, и пусть в наступающие святые дни мы все как никогда ранее приблизимся не только к грозному Судии, но и любящему Отцу.
Лука, Архиепископ Запорожский и Мелитопольский»


Комментарии читателей