Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье
Перевозка грузов для запорожцев стала дороже
Поделиться

Как удар по металлургам можно расценить январское повышение железнодорожных тарифов на тридцать процентов

Перевозка грузов для запорожцев стала дороже

По понятным причинам ситуация с доставкой сырья и отправкой продукции на «Запорожсталь», что называется, на грани. Но комбинат остается единственным стабильно работающим предприятием в отрасли

Уже год металлургия страны несет большие потери.

Кризис в экономике и энергетике, военные действия на востоке, разрушение транспортной инфраструктуры Донбасса и, как следствие этого, – нестабильность поставок сырья, снижение объемов производства.

И все это на фоне падения цен на мировом рынке металла. Теперь еще железнодорожные перевозки в стране подорожали на 30 процентов. О том, как работает сегодня транспортная служба комбината, какие сложности преодолевает, – наше интервью с директором по транспорту и логистике МК «Запорожсталь» Олегом Адамановым.

— Олег Федорович, сегодня логистическая составляющая производства вышла на передний план. Доставка сырья, отправка продукции –
как со всем этим обстоит дело сегодня?

— Ситуация очень тяжелая, на грани. География поставок сырья на комбинат всегда была очень обширной, мы были связаны тесными нитями со многими регионами. Прежде всего, это был Донецкий регион, с его углем, коксом, известняком, прочим. Сегодня он охвачен боевыми действиями. Железнодорожная инфраструктура разрушена, и ее пока невозможно восстановить.

Перевозка грузов для запорожцев стала дорожеВ итоге комбинат столкнулся с дефицитом углей и кокса. Авдеевский коксохим – наш традиционный партнер — постоянно подвергается обстрелам, и речь уже идет просто о спасении предприятия.

Составы идут в обход разрушенных станций, но таковых
в Донецкой области остается все меньше.

— Насколько нам известно, проблема с поставками не только коксохимической продукции, но и известняка, добываемого предприятиями из Донецкого региона.

— Еще летом прошлого года, после потери Крыма, мы переориентировались на поставки известняка из Донецкой области. Это Докучаевский комбинат и Комсомольское рудоуправление.

К сожалению, уже вторую неделю у нас нет связи с Докучаевском, отгрузка там практически остановлена.
Еще один поставщик известняка для нас — Комсомольское рудо-управление. Но и там уже несколько дней идут серьезные боевые действия, в результате чего несколько груженых маршрутов стоят на станциях в Донецкой области – Ясиноватой, Иловайске, Каракубе, Еленовке.
Транспортная инфраструктура там практически разрушена, люди не выходят на восстановление из-за постоянных артобстрелов.

Перевозка грузов для запорожцев стала дороже

Ко всем транспортным проблемам добавился невозврат вагонов – составы застряли в зоне АТО

Буквально первого февраля в Ясиноватую пытались заехать путейцы с восстановительным поездом, но их туда не пропустили, так как идут бои.
Плюс ко всему это и вопрос невозврата вагонов. Потому что не только наши составы застряли в зоне АТО, но и вагоны наших партнеров – «Металлургтранса», «Укр-энерготранса», «Трансгаранта» – стоят на различных станциях, а порой просто брошены на путях.

— В относительно спокойных областях тоже неожиданно возникают транспортные коллапсы – как некоторое время назад на Одесской железной дороге.

— Да, в конце прошлого года в связи с отсутствием дизельного топлива на Одесской железной дороге у комбината были большие сложности с доставкой металлопродукции в южные порты. Тогда стояли не только наши составы, но и с продукцией «АрселорМиттала», «Интерпайпа», других украинских предприятий. Было очень много брошенных поездов, которые шли в адрес Херсонского, Николаевского, Одесского портов.

И вот сегодня ситуация может повториться. На этой неделе поступила информация о том, что на Одесской дороге снова возникают проблемы с топливом. И возможно, сегодня-завтра будут введены очередные квоты на отгрузку в адрес портов. А это означает — кризис еще усугубляется, цены опять бьют по металлургам, которым сейчас и так крайне тяжело.

— В конце января «Укрзалiзницею» были резко, на 30%, повышены тарифы на железнодорожные перевозки грузов. Насколько сильно это отразится на работе промышленных предприятий?

— О планах по повышению тарифов Министерство инфраструктуры Украины заявило еще в конце декабря. Но тогда это повышение анонсировалось с февраля — на 30% на все группы грузов, кроме каменного угля, тарифы на который росли бы поэтапно, в феврале и в апреле.
Повышение тарифов произошло в ночь с 30 на 31 января.

Аргументы Министерства просты: указанное повышение будет способствовать частичной стабилизации финансового положения украинских железных дорог, вызванного, в свою очередь, падением объема перевозок, повышением цен на продукцию для потребностей отрасли, увеличением долговой нагрузки из-за повышения курса валют и т.п.

Что получит после этого повышения промышленность Украины? Очень сильно пострадает при этом горнодобывающая отрасль, цены на ее продукцию в прошлом году снизились вдвое. И сейчас ее добыча балансирует на грани убыточности. До рубежа, за которым выгоднее будет остановить работу горнорудных предприятий, осталось совсем ничего, и повышение тарифов – это еще один шаг к нему.

Повышение тарифов стало тяжелым ударом для металлургов, испытывающих сегодня большие трудности.
Грузоперевозки – один из важнейших факторов рентабельности для любого предприятия. До 90% отечественного грузооборота приходится на железную дорогу. Промышленность просто не может пересесть на автотранспорт, как это может в любой момент про-изойти с пассажиропотоком. По-
этому повышение ударит по рентабельности не только металлургов, работающих с экспортом и импортом, но и перевозчиков продукции внутри страны. Это никак не будет способствовать конкурентоспособности национального производителя в целом.

— Помимо этого, мировые цены как на готовый металлопрокат, так и на стальные полуфабрикаты и чугун резко снизились.

— К сожалению, принимая решение по резкому повышению железнодорожных тарифов для промышленных предприятий, государственные чиновники не понимают, что это 30-процентное повышение может стать непосильной ношей для предприятий, которые и так работают на грани рентабельности, а некоторые вообще в убыток.

К тому же, никто почему-то не учитывает такой тяжеловесный внешний фактор, как кризис на мировом рынке. К падению цен на нефть, газ, уголь, железную руду прибавилось также пикирование цен на металлопродукцию. Для украинских металлургов второе полугодие прошлого года оказалось хуже, чем кризис 2008-2009 годов. Кроме потерь от боевых действий на востоке Украины, производители столкнулись с резким падением мировых цен на свою продукцию.

— Одним из аргументов повышения тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом был следующий – индексация тарифов крайне необходима для частичной стабилизации финансового состояния отрасли.

— Сегодня сложно представить успешной вообще какую-либо отрасль украинской промышленности. Однако это не повод решать свои финансовые проблемы за чужой счет, пользуясь своим монопольным положением, забывая о том, что этот огромный финансовый груз ложится на промышленные предприятия горно-металлургического комплекса и на наших смежников, на которые приходится до половины общего объема перевозок железнодорожным транспортом.

Можно ведь идти по другому пути – модернизировать обновление подвижного состава, внедрять ресурсосберегающие технологии, решать вопрос собственной окупаемости и снижения неконтролируемых затрат. Стоит только сократить расходы при приобретении «Укрзалiзницею» основных средств и товарно-материальных ценностей по рыночным ценам и по прямым договорам с поставщиками.

И нужные железной дороге миллиарды гривен обязательно найдутся.
Любое повышение тарифов необходимо рассматривать взвешенно и тонко, учитывая интересы всех сторон. Пока что этого нет.
Тяжелое финансовое положение сейчас не только у железной дороги — у всей украинской промышленности. И решать проблемы одной отрасли за счет других — не выход из общего кризиса.

Перевозка грузов для запорожцев стала дорожеМнение эксперта

«Предложенный Министерством инфраструктуры порядок повышения тарифов на железнодорожные грузовые перевозки сегодня напрямую угрожает критическими убытками промышленному сектору и, как следствие, резким уменьшением объемов производства и транспортировки продукции, что лишь обострит текущее кризисное состояние отечественной экономики».

Сергей Беленький,
глава Федерации металлургов Украины

Беседовала Оксана Глушко


Комментарии читателей