Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье
Запорожский ювелир советует как выбрать украшения
Поделиться

«Украшения не ношу. Блеска мне хватает на работе»

Ювелир Владимир Белименко признался, что равнодушен к золоту

Запорожский ювелир советует как выбрать украшения

Работа ювелира сложная, потому что требует 100-процентной концентрации внимания: если рука дернется хоть на миллиметр, изделие может быть полностью испорчено

Уже более десяти лет Владимир Белименко на ювелирном заводе «Золотой век» каждый день создает красоту – он вкладывает душу в украшения, за которые многие женщины готовы жизнь отдать. При этом сам он совершенно равнодушен к золоту и говорит, что еще лет 20 назад и подумать не мог, что будет заниматься столь скрупулезным делом.

«Никакой романтики – только деньги»

— В юности я занимался академической греблей, был загребным в составе юношеской команды олимпийского резерва СССР и объездил с командой почти все страны СНГ. Позже окончил мореходную школу в Одессе. Некоторое время работал по специальности. У меня были шансы сделать совершенно другую карьеру.

Ювелиром стал случайно: когда в начале 2000-х знакомые начали работать в этой сфере, я подтянулся к ним. Никакой романтики тогда в этом не было, все дело было в хорошем, стабильном заработке. Сейчас я очень доволен выбором специальности. Конечно, в работе напрягаются глаза и в нашем деле нужно быть очень внимательным и скрупулезным, но эти качества у меня есть.

— У вас совсем не было навыков?
— Да какие там навыки! Я не работал на заводах, никогда ничего не делал собственными руками. Когда пришел на ювелирный завод, всему учился на ходу. Мне показывали, как делать, я повторял и так сам учился. На сегодняшний день процессы на заводе разделены на этапы и каждый работник отвечает за свой участок. Я, наверное, один из не многих, кто еще может полностью сделать изделие от начала и до конца, включая полировку.

Запорожский ювелир советует как выбрать украшения

За все время существования человеческой цивилизации добыто 166 тысяч 500 тонн золота. Вот как оно может быть выражено в 400-унцевых слитках (обычно золото измеряется в тройских унциях (тройская унция золота — 31,1035 грамма):
1 УРОВЕНЬ: золото в драгоценностях — 84,2 тысячи тонн (50,5%)
2 УРОВЕНЬ: частные сбережения — 31 тысяча тонн (18,7%)
3 УРОВЕНЬ: правительства стран — 29 тысяч тонн (17,4%)
4 УРОВЕНЬ: другое использование — 22,3 тысячи тонн (13,4%)

— В чем конкретно заключается ваша работа?
— Я — начальник цеха отдела сборки, восковки и моделирования, поэтому, можно сказать, участвую во всех процессах. После того как художественный отдел создает изделие, в отделе доработки модели мы уже его корректируем и дальше создается, так сказать, идеальный шаблон.
У нас каждый занимается своим делом. Дизайн изделия разрабатывает художник-дизайнер, техпроцесс разрабатывает технолог, мастер-ювелир делает оригинал изделия в металле, получив прокатные заготовки с заготовительного участка. После чего с оригинала снимается резиновая форма, по ней отливается необходимое число восковых моделей, которые собираются в «ёлочки».
После ряда операций литейщик заливает металл в полученную форму. Полученный полуфабрикат очищается и разделяется на отдельные изделия. Ювелир припаивает накладные элементы и производится чистовая обработка поверхностей изделия. Камни в изделие на заключительном этапе ставит закрепщик. Покрытие поверхности ювелирного изделия цветными эмалями или чернью — отдельная профессия, со своими тонкостями. Все эти процессы я знаю и могу на них работать.

«Если украшение не хочется снимать – берите, это ваше»

— С каким металлом легче работать?
— Я работаю и с золотом, и с серебром. По технологическому процессу с серебром работать лучше – оно дешевле, но в пайке, в обработке этот металл тяжелее золота. Серебро быстрее плавится, с ним нужно быть очень аккуратным.

— Пайка — самый сложный процесс?
— Все процессы сложные. Можно и во время полировки испортить изделие. Оно же выходит со станка матовое, а нужно сделать его гладеньким, блестящим. Тут тоже нужно знать технологию.

— А драгоценные камни вставлять тяжело?
— Есть разные виды закрепок камней. Безусловно, бриллиант ставить тяжелее. Его нужно обязательно поставить ровно, чтобы на камень со всех сторон падал свет, подчеркивая его красоту. Лучше не погружать его в золото, а ставить как бы сверху, чтобы свет хорошо играл.

— Сегодня выбор золота в ювелирных магазинах зашкаливает – есть и белое, и красное, и даже зеленое… Какое же лучше?
— Я вам так скажу: золото – оно и в Африке золото, а цвет зависит от того, какие примеси в нем есть. Главное в любом золоте – это проба. Всего есть шесть проб – 375, 500, 585, 750, 958, 999. Потребителям знакомы две — 750 и 585. Эти цифры указывают на процент чистого золота – или 75% или 58%, а остальное – смеси никеля, палладия, меди и серебра. Золото 585-й пробы наиболее широко используется в ювелирной промышленности, потому что обладает достаточной прочностью, твердостью и низкой окисляемостью.

Если говорить о белом золоте, то оно идеально для оправы драгоценных камней. Белым золотом называют золотые сплавы с палладием или платиной. Иногда в состав белого золота могут входить оба эти металла в различных соотношениях. Самым прочным, красивым, но в то же время и самым дорогим считается платиновое золото (сплав золота и платины).

В целом, цвет золота определяется сплавами, которые входят в его состав. Меня раньше знакомые частенько просили оценить золотые изделия, мол, «может, это турецкое золотое, а оно ведь плохое». Главное в любом изделии – смотреть на пробу – золото везде одинаковое, хотя, конечно, качество наших изделий выше, чем турецких. Это можно заметить на выставках, которые часто проходят в городе.

— Есть изделия, которые пользуются большой популярностью?
— Всем нравятся разные изделия. Хотя, например, детские сережки всегда в ходу. У нас каждый месяц выходит по 250 новых моделей, поэтому отследить это сложно. Мой совет в выборе украшения – прислушивайтесь к интуиции. Вот если увидели украшение, которое не хочется снимать, – берите, это ваше!

— А у вас есть ювелирные украшения?
— Я вообще-то к золоту равнодушен, поэтому, можно сказать, сапожник без сапог, но работу свою люблю! Мне хватает блеска там.

Запорожский ювелир советует как выбрать украшения

Все золото мира — в кубе из золота. Длина стороны куба будет составлять 20,5 м. Небольшая сфера слева внизу — это 1 тонна золота

КСТАТИ

31 января ювелиры всего мира отмечают свой профессиональный праздник.

ЕСТЬ ВОПРОС!

На что стоит обратить внимание при выборе изделия с бриллиантами?

Во-первых, цвет бриллиантов, которые привыкли считать совершенно прозрачными, не так уж однозначен. Абсолютно прозрачные камни считаются лучшими и стоят дорого.

Если бриллиант с примесями, то он приобретает желтоватый оттенок и проигрывает в цене. Если же ваше внимание привлечет экзотический ярко-желтый, розовый или голубоватый камень, помните, что они — не только редкие, но и безумно дорогие!

Вес бриллиантов определяется в каратах — единицах измерения, мало что говорящих неспециалисту. А ведь все не так сложно: один карат равен 0,2 грамма. Если говорят о «мелких» бриллиантах, то имеют в виду камни весом меньше 0,3 карата; средние — от 0,3 до 0,9 карата, крупные — больше одного карата. Как-то мы ставили на заводе бриллиант в два карата – это самый большой бриллиант, который я видел. Сразу было видно, что камень дорогой!


Комментарии читателей