Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье
Победители социального проекта «Запорожстали» «Мы — это город» уверены, что и на селе для них есть много интересных и полезных дел
Поделиться

Есть и люди, и мечты–идеи!

В этом году общественная организация «Дивосвіт» участвовала в конкурсе социальных проектов «Мы — это город», который уже во второй раз проводил комбинат «Запорожсталь». И победила в номинации «Лучший проект, направленный на развитие бизнес–среды и создание новых рабочих мест».

Победители социального проекта «Запорожстали» «Мы — это город» уверены, что и на селе для них есть много интересных и полезных дел

Август 2014 года. Село Червоноказацкое. И мастер–класс, и дегустация

Проект «Дивосвіту» называется – «Стартап для микробизнесов в сельском туризме». Сумма выделенного гранта составила 100 тысяч гривен.
Сразу же после победы в конкурсе, итоги которого подводились в начале июля, общественная организация «Дивосвіт» развернула активную деятельность в селе Червоноказацкое Вольнянского района, где решили создать парк исторических и этнических периодов «Этносело».

Идея была простая — в угасающее село, где когда–то было 200–300 дворов, а сейчас осталось всего три с половиной десятка жителей, вдохнуть новую жизнь. Что это значило? Попробовать и помочь сельчанам заняться микробизнесом, после этого привлечь сюда туристов, а затем, в свою очередь, этот самый микро–бизнес еще больше продвинуть.

Уже в конце августа руководитель «Дивосвіту» Инесса Носенко показывала журналистам и очередным туристам, что сделано в «Этноселе». Почистили ставок, посадили деревья, к которым провели полив, построили беседки, накрытые камышом, нашли интересных людей, творческих и работящих, которые решились попробовать себя в этом самом сельском микробизнесе. И дело пошло.

Теперь в этноселе туристы могут посмотреть и поучаствовать в мастер–классах по… изготовлению саманных кирпичей, из которых в старину строили сельские хаты, попробовать фиточаи, домашние пирожки и прочие вкусности, приготовленные сельскими хозяйками. Можно даже и рецепт записать, и поучаствовать в приготовлении различных сельских блюд.

Короче, через месяц–два стала вырисовываться реальность задуманного проекта. И стало ясно — успешное развитие и сельского туризма, и сельского микробизнеса очень даже возможно.

А спустя полгода «Дивосвіт» решил подвести и некоторые итоги реализации проекта «Стартап для микробизнесов в сельском туризме».
В Червоноказацком в «Этноселе» задействованы десятки сельских жителей Вольнянского района. Они уже и стали почти что настоящими бизнесменами, потому как представляют туристам свои товары и услуги. И перечень всего этого значительно расширился — это гончарное дело, этно хэнд–мейд, кулинарные изделия, спа-салон. На очереди – создание поля для мини–гольфа и многое другое.

И к непривычным заграничным терминам наши сельские бизнесмены постепенно привыкают, хоть и не спешат в быту ими пользоваться. Но уже четко знают, что это не что–то новое, а то, что давно у нас было и известно, и применялось.

Старт–ап (от англ. Start–up — запускать) – действие по запуску нового процесса. Он в Червоноказацком, как говорится, пошел.
Этно хэнд–мейд — да это же наши самобытные этнические вещи ручной работы!

А спа–салон — и того проще. Водные процедуры! Понятие SPA известно людям еще со времен Древнего Рима. Это аббревиатура от латинского выражения «Sanus per Aquam», что можно перевести на русский, как «здоровье с помощью воды». Теперь, говорят сельчане, намного понятнее? Спа–салон – это салон, предлагающий оздоровительные процедуры, проводимые с помощью воды. Вода используется разная – минеральная, морская, пресная, а также морская соль, лечебные грязи, водоросли. Ну, в селе с «грязями и водорослями» проблем нет — ставок хоть и почистили, но часть «стратегических запасов» там осталась.

К итогам проекта, развернутого «Дивосвітом», можно отнести еще и создание на территории школы в селе Михайло–Лукашево социального магазина. В самой школе, тоже в рамках этого проекта, поставили новые окна.

И одновременно шла «образовательная экспансия» – «Дивосвіт» активно проводил различные мастер–классы и тренинги для сельских жителей Запорожской области по реализации бизнес–идей. К тому же, все эти наработки уже собраны и изданы отдельными брошюрами и книжками. А объявленный в самом начале конкурс креативных проектов, условием которого была реалистичность всех идей, похоже, никогда и не закончится. Так много этих идей. Лучшие из них будут реализованы в «Этноселе». Оно, считают в «Дивосвіті», должно стать еще одной яркой визиткой Запорожского края.

А идей — и тех, что еще не реализованы — на всех хватит. Ведь сельский туризм и сопутствующий ему сельский микро–бизнес и можно, и нужно развивать практически в каждом районе нашей области. Запорожский край, богатый своей природой, интересными людьми, многонациональной культурой, может стать привлекательным местом для туристов.

– Самый главный итог в реализации нашего проекта, – подчеркивает руководитель Запорожской областной общественной организации «Дивосвіт» Инесса Носенко, – состоит в том, что мы получили для себя и для общества ответы на два главных вопроса. Может ли развиваться сельский «зелёный туризм» в Запорожье и Запорожской области? Ответ однозначный: да, может развиваться!

Второй вопрос был: есть ли у нас люди, которые реально могут этим заниматься и добиться успеха? Ответ тот же: да, однозначно, есть! Есть и люди, и мечты–идеи. И есть даже проекты, которые мы попробовали, предложили людям — и они ответили: да, мы готовы это не только пробовать, но и покупать, как настоящий туристический продукт.

– В рамках проекта проводился конкурс креативных идей. Сколько было желающих в нем участвовать?
– Идеи поступают по сегодняшний день. Мы планировали — ну, может, 70 или 100 их будет — на сегодняшний день цифра давно зашкалила за 500. 500 идей, фантазий и мечтаний!

Но больше всего меня радует другое. Люди с большим энтузиазмом отнеслись к идее микро–бизнеса на селе. И даже несмотря на то, что мы заявили — мол, сможем финансово поддержать проекты, было много таких энтузиастов и одновременно прагматиков, которые приходили и говорили: «А нам важно, чтобы вы не деньги в нас вложили, а создали базу, на которой наш проект будет развиваться».

И значит, теперь на нас лежит большая ответственность. И этот старт, без сомнения, будет иметь продолжение, которое так и называется — реализация, которая нужна всем.

– Сколько тысяч туристов побывало в этноселе в Червоноказацком? – спросил я у Инессы Носенко. «Тысячи» назвал вроде как с иронией, а оказалось, что попал в точку.
– За шесть месяцев, с начала старта этого проекта, здесь побывало порядка 3 тысяч человек, – ответила Инесса.

– Это много или мало?
– Для маленького села с сельским туристическим проектом — это очень много, – заверила она.
Ко всему уже сказанному еще пару штрихов–примеров мне хотелось бы добавить. Туристы из города, а есть среди них и заморские, приезжают в село — в «Этносело»! – не только для того, чтобы «босиком бы пробежаться по росе». Они тут еще и «сельхоз–шопинг» хотят иметь. Поделки — как это будет «не по–нашему»? Ах, да – этно хэнд–мейд! – раскупали активно. Но когда увидели сахаристые золотые и оранжевые гарбузы с огорода — мешками брали! Благо, «Икарус», на котором туристы приехали, все это в свои багажники благополучно вместил.

А второй случай — про спрос, превысивший предложение. Тем же, или другим уже, туристам после рассказов о прелестях сельской жизни и экскурсии по этноселу захотели представить возникший у «сельских микро–бизнесменов» встречный проект – «Молочные реки». Несколько бабушек с десятком трехлитровых бутылей молока — сметанка в пол–литровых и литровых банках стояла отдельно — приветливо встречали туристов. Щедро давали пробовать. Когда гости всё раскушали — не магазинное, домашнее! – то уже начали упрекать «Дивосвіт», организатора тура в «Этносело». Мы бы, мол, действительно, «молочные реки» с собой увезли. Но, увы, на всех не хватило — это был «молочный ручеёк».

Победители социального проекта «Запорожстали» «Мы — это город» уверены, что и на селе для них есть много интересных и полезных делВзгляд с «Запорожстали»

Проект запущен и будет работать

– Этот проект «Дивосвіту», вдобавок к его количественным и качественным результатам, интересен еще и тем, что в своих рамках он породил ту активность, которая позволит сделать его длительным проектом, – считает начальник отдела по вопросам регионального развития ОАО «Запорожсталь» Анатолий Пустоваров. – То есть теперь, без нашей помощи, он сможет развиваться и привлекать новых участников для своего развития. И значит, мы будем иметь новые результаты. Это именно то, что и закладывалось в идею социального проекта «Запорожстали» «Мы — это город».