Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье, ЭКОПОСТ
Запорожские «мойдодыры»: честные и не очень
Поделиться

Городские автомойки растут как грибы после дождя. Несложный бизнес со стабильным доходом. Но мало кто задумывается, что, казалось бы, безобидные на первый взгляд мойки при неправильной их эксплуатации могут наносить серьезный ущерб городской экологии. И, как подсказывает наша практика, ответственных не найти

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Запорожские «мойдодыры»: честные и не очень

Куда уплывает вся эта гадость с тысяч машин, похоже, владельцев авто интересует меньше всего

Для того чтобы понимать, действительно ли автомойки несут угрозу окружающей среде, нужно разобраться, что же собой представляет этот сервис. Все автомойки делятся на два типа: контактные и бесконтактные. Если в первом случае подразумевается полностью ручной труд, когда сотрудники с помощью моющих средств и шлангов с водой отмывают автомобиль вручную, то второй вариант полностью автоматизированный. Бесконтактная мойка стоит дороже, но при этом обеспечивает лучшее очищение автомобиля. Для начала «железного коня» ставят на конвейер. Затем обильно смачивают водой и распыляют специальный раствор, задача которого расщепить стойкие загрязнения. После этого по машине проходятся длинные полосы ткани, затем в ход идет специальный аппликатор. Благодаря ему моющее средство проникает в труднодоступные и, как правило, самые загрязненные места автомобиля. Финальный этап очистки – это прохождение авто через скрабберы. Дабы понять принцип их действия достаточно вспомнить кадры из фильма «Бриллиантовая рука», когда его герои попадают на автомойку и в буквальном смысле проходят все этапы водных процедур.

В конечном счете, автомобиль становится под мощнейшие струи воды, которые вымывают остатки моющих средств из деталей авто. Что дальше? Довольный автовладелец уезжает домой, а владелец мойки считает прибыль. Куда в это время уходит вода, а точнее смесь из остатков моющих средств и нефтепродуктов?

Запорожские «мойдодыры»: честные и не очень

Как говорил их дорогой шеф — Михал Иваныч: «Когда видишь деньги, не теряй времени. Куй железо, не отходя от кассы!». На автомойках и видят, и не теряют!

ЕСЛИ ПО ПРАВИЛАМ

Правильная циркуляция воды – залог того, что автомойка не нанесет ущерб городской экологии. Если следовать экологическим и техническим стандартам этого бизнеса, то ни одна мойка не может быть открыта до тех пор, пока в ней не появятся очистительные сооружения. Приобрести такое оборудование не составит труда. Сегодня его производят в Германии, Италии, Испании. Были бы деньги.

Суть очистительных сооружений на автомойках в том, чтобы очистить воду от нерастворимых химических частиц, жиров и нефтепродуктов. Причем вся эта система работает по принципу замкнутого круга. После того как с машины смывают остатки моющих средств, вода стекает под машину – в так называемый отсек флотации. Здесь при помощи мощного напора воздуха создается пена, которая поднимет на поверхность остатки моющих средств. При этом пена не способна поднять крупные и увесистые частицы загрязнений, поэтому воду отправляют в отстойник, где они оседают на дно. Наконец, заключительный этап очистки воды – фильтрация при помощи песка. Теперь вода очищена и ею можно смело мыть машины. Повторное использование воды позволяет сэкономить не только природный ресурс, но и денежные средства.

Описанная нами схема – это стандарт. Но все ли владельцы автомоек (в частности запорожских) придерживаются его? Как показало наше общение с работниками городских автомоек, это абсолютно закрытая структура, которая не терпит лишних вопросов журналистов и боится работников экологических инспекций. Нам отказались предоставлять какую–либо информацию о наличии очистительных сооружений, но на одной из автомоек мужчина, отказавшийся назвать свое имя, сказал следующее: «Позвоните на другие автомойки и там вам скажут, что стоят системы очистки воды. Технических характеристик я не знаю. Куда вода уходит? Стекает в отстойники! Можете в Интернете найти технологическую систему очистки воды. Без этих систем мойки в эксплуатацию не вводятся. Не тратьте мое время! Вся информация есть в Интернете!». Интересно, работникам экологических служб владельцы городских автомоек отвечают так же?

Открыть собственную автомойку – процесс хлопотный. Для начала необходимо написать письмо в мэрию с просьбой о выделении участка земли для строительства там автомойки. Если градоначальник дает «добро», то начинается долгий и изнурительный процесс получения разрешительных документов. Проект будущей автомойки должен быть согласован в санэпидслужбе, утвержден пожарной службой и МЧС, его должны рассмотреть городские экологические службы, архитекторы, коммунальные службы и другие инстанции.

Обойти все инстанции можно, но нередко, для экономии времени и нервов, будущие владельцы автомоек решают вопрос в денежном эквиваленте. Как следствие, в городе появляются нелегальные мойки.

САМ СЕБЕ БИЗНЕСМЕН

Недалеко от главного проспекта города мы увидели автомойку, которая работает просто во дворе частного сектора. Над обычным гаражом светится вывеска «Автомойка». Есть ли у ее владельца разрешение на работу и, что самое главное, соответствует ли его бизнес экологическим нормам? Этот вопрос следовало бы задать контролирующим органам. А их, если опираться на список разрешительных документов, около десятка. На самом деле, когда мы попытались выяснить, кто контролирует работу городских автомоек, конкретного ответа на свой вопрос мы не услышали. К примеру, в «Водоканале» ответа на этот вопрос не знали и попросили в письменном виде прислать им наши вопросы. Мол, «к тому времени мы найдем ответственных». В санэпидслужбе времени на общение с журналистами не нашлось.

Если в Запорожье существует такая проблема с контролем над деятельностью автомоек, можно предположить, что их владельцы сливают вредные стоки в городскую канализацию путем незаконной врезки в трубу. Второй вариант – выгребная яма, куда вредные стоки могут сливаться годами, впитываясь в грунт. Куда стекает вода из автомоек и действительно ли каждая мойка имеет комплекс современных очистительных сооружений воды? Похоже, ответа на этот вопрос не знают даже сами работники. 25–летний житель Запорожья Евгений около года работал автомойщиком. «Никогда не интересовался, куда стекает вода из–под машин. Наверное, в сточные воды, то есть в канализацию». Не задаются этим вопросом и клиенты автомойки. «Никогда об этом не думала и не спрашивала. Мне кажется, что заводские стоки в Днепр несут куда большую угрозу, чем какие–то мойки», – говорит 32–летняя Елена, постоянная клиентка одной из автомоек города.

Куда стекает вода из автомоек и действительно ли каждая мойка имеет комплекс современных очистительных сооружений воды? Похоже, ответа на этот вопрос не знают даже сами работники

Опрос

Запорожские «мойдодыры»: честные и не оченьМы провели опрос среди жителей Запорожья: куда же, по их мнению, стекает вода с городских автомоек? Вот что ответили горожане:

Владимир Зубанов: «Я на мойке работал, так у нас эта вода сначала в отстойнике собиралась, а потом выкачивали насосом и вывозили в бочках в ближайшую посадку».

Денис Куценко: «Отстойники там стоят на некоторых мойках, а на некоторых – прямо
в Днепр».

Максим Спартанский: «На многих современных мойках есть подземные отстойники с очистительными сооружениями. Не на всех, надо полагать…»

Дмитрий Дуплий: «У некоторых стекает в выгребные ямы. У кого–то – в слив дождевой воды, а у мойки на Набережной все идет прямо
в Днепр».

Тимофей Оринянский: «Действующее законодательство не предусматривает очистки, а просто собирает мзду в зависимости от объема запрещенных веществ, на основе анализов, собираемых раз в год».

Как показал наш опрос в социальных сетях, большая часть опрошенных считают, что владельцы автомоек не придерживаются экологических стандартов своей работы. Действительно ли это так – предстоит разобраться экологическим службам города.

На сайте http://www.ssc.org.ua/metal/gladkaya_armatura.html вы сможете приобрести гладкую арматуру компания «Стальсервис» по выгодной цене. Главное назначение арматуры данного класса — усиление жесткости конструкций из железобетона.