iz.com.ua

Запорожье, ЭКОПОСТ
В Запорожье хотят вернуть на дороги экопатрули, но нет денег
Поделиться

Городской транспорт и экология: КТО КОГО?

Мы продолжаем рассматривать тему экологии городского транспорта. На этот раз корреспондент «Индустриалки» пообщался с людьми, которые об автомобилях знают все

КАК ЭТО БЫЛО?

В Запорожье хотят вернуть на дороги экопатрули, но нет денегВ 1989 году на тысячу запорожских семей приходилась 101 машина. На всесоюзном уровне Запорожье было самым «автомобильным» городом. Таких показателей не было даже в Москве (89 машин на 1000 семей), а ближайшим конкурентом был город Тольятти (93 машины на 1000 семей). Директор автомотоклуба «Фаэтон» Дмитрий Позняк говорит, что такие показатели связаны с местным автомобилестроительным заводом и особой политикой трудовых отношений, когда в качестве поощрения дарили ключи от личного авто.

– За счет удачной розы ветров, хорошей планировки города, благодаря которой достигается хорошее продувание, давление транспорта было не высоко. Сколько сейчас машин на тысячу семей? Даже не знаю, думаю, такой статистики никто не ведет, – говорит Дмитрий Позняк.

Усиление городского трафика происходило в нашем городе постепенно, в три этапа. Первая волна «автомобилизации» населения пришлась на начало 70–х годов, когда в Тольятти открылся автомобильный завод ВАЗ. В это же время прошли модернизацию автомобильный завод, выпускающий «Москвичи», Запорожский автомобилестроительный завод и другие. Одним словом, производство автомобилей стало на конвейер.

Вторая волна «автомобилизации» совпала с началом 90–х годов, когда на украинский рынок хлынули автомобили зарубежного автопрома. Пресытившись автомобилями советской эпохи, люди начали интересоваться пусть и подержанными, но иномарками. И, наконец, третья волна «автомобилизации» пришлась на начало 2000–х годов, когда появилось недорогое автомобильное кредитование и автомобиль перестал быть элементом роскоши.

Директор автомотоклуба «Фаэтон» Дмитрий Позняк знает об автомобильном транспорте все и говорит, что в советские годы контроль над экологическими показателями городского транспорта был на порядок выше.

– В 60–70–е годы прошлого века действительно заботились об экологии. Были введены ГОСТы, и на автопредприятиях существовал жесткий контроль.
В основном, это был контроль над показателями CO2, а также над дымом и шумом. На большинстве предприятий перед выездом на линию машину осматривал механик, – рассказывает Дмитрий Позняк.

Что касается личного транспорта, проверка на CO2 проходила ежегодно в рамках проведения техосмотров.
– Плюс ко всему были выездные посты для проверки экологических норм, – говорит директор «Фаэтона». – Только тогда это называлось не экологическими, а природоохранными мероприятиями. Был закон, и его старались соблюдать.

Впрочем, по словам Дмитрия Позняка, в Советском Союзе все же была одна проблема, оставшаяся без внимания властей. Раньше в двигателях использовали сальниковые набивки. На трассах, да и на главном проспекте города, скапливались такие себе сальные валики из масла и пыли. Автомобилисты старались не обращать на них внимания, городские власти тоже.

Сегодня современные машины не создают такой проблемы, но Запорожье далеко от перехода на экологические виды транспорта.
– Переход на европейские стандарты Евро–4, Евро–5 не может быть мгновенным. Это связано, в первую очередь, с качеством масел и топлива. Во–вторых, с обновлением устаревшего автопарка, – говорит Дмитрий Позняк.
По его словам, городской транспорт, рассекающий улицы нашего города сегодня, попадает разве что под категорию «Евро–0»…

ЧТО СЕЙЧАС?

Как бы там ни было, городская власть пытается решить эту проблему. Или делает вид. Так, с идеей возродить экологические патрули в мае этого года выступила постояннодействующая депутатская комиссия при Запорожском горсовете во главе с Людмилой Завгородней. По ее словам, депутаты понимают всю серьезность и важность проблемы. Как врач она рассказала, что в выхлопных газах содержится множество тяжелых металлов и канцерогенов, которые со временем накапливаются в организме, а постоянное вдыхание автомобильных выхлопов приводит к возникновению бронхита и астмы.

Мы обратились в Запорожское областное управление ГАИ с тем, чтобы вернуть так называемые передвижные экопосты на дорогах, – цитирует Людмилу Завгороднюю сайт mayak.zp.ua. – Ранее они были довольно эффективными. В их состав входили экологи и представители ГАИ. Они могли остановить любой автомобиль и тут же на месте с помощью газоанализатора проверить уровень токсичности выхлопов по содержанию угарного газа, углеводородов и даже свинца. В случае превышения допустимых концентраций этих веществ водителю выписывали штраф. Однако просуществовали такие посты недолго и были отменены. Учитывая нынешнее состояние с выхлопами автотранспорта, пришла пора вернуть на дороги экопатрули.

С тех пор прошло почти полгода, и мы поинтересовались у Людмилы Завгородней, есть ли уже первые результаты в этом направлении?
– Экопатрули – давняя и хорошая идея. Но для того чтобы она была действенной, необходимы вложения. В условиях нынешнего бюджета и ситуации в стране, выделение средств на реализацию этой идеи не предусмотрено. К большому сожалению, хорошая идея наталкивается на материальные препятствия. Сейчас в бюджете просчитывается каждая копейка. Тем не менее, идея вынашивается, она довольно проста, – говорит Людмила Завгородняя.

А вот начальник сектора профилактической работы Управления ГАИ в Запорожской области Андрей Топчий говорит, что понятие «экологическая полиция» по отношению к Запорожью не применимо. Собственно, как и экопатрули. Тем не менее, в Госавтоинспекции о проблеме знают, но достаточных ресурсов для борьбы с ней не имеют.

– Проблема автомобильных выбросов, конечно же, актуальна, – говорит Андрей Топчий. – В нашем арсенале есть передвижная диагностическая лаборатория, которая имеет измерительные приборы для контроля выбросов вредных веществ. Например, дымометр для дизельных двигателей и еще один для обычных. Эта лаборатория покупалась за счет государства, и пока она в единственном экземпляре, работает в области. Лаборатория выезжает на линию, и, в первую очередь, мы проверяем транспорт, предназначенный для пассажирских перевозок по области. Если есть отклонения от нормы, фиксируем это в протоколе. Не знаю, предусмотрены ли штрафы. Это компетенция Главтрансинспекции. Конечно, одной такой лаборатории недостаточно для полноценного контроля.

Андрей Топчий говорит, что проблема имеет и обратную сторону. Сегодня Госавтоинспекция фактически лишена функций экологического контроля.
– Раньше мы контролировали прохождение водителями техосмотров. Сейчас мы лишены этой функции. Технические осмотры осуществляются на станциях техобслуживания, – констатирует Андрей Васильевич. – Тут важно понимать разницу в форме собственности. Если это личный автомобиль, то ответственность за соответствие экологическим стандартам, прохождение техосмотра ложится полностью на владельцев. Если мы говорим о транспорте, принадлежащем какому–либо предприятию, то перед выходом на линию его осматривает механик и делает отметки в путевом листе. Но, к сожалению, не у всех водителей он есть. Таким образом, мы фактически лишены контроля и не можем фиксировать нарушения в этом сегменте. Но можем замечать столпы черного дыма, который оставляет за собой транспорт, что уже свидетельствует о его неисправности.

Директор «Фаэтона» Дмитрий Позняк говорит, что ближайшие пять лет Запорожье не сможет перейти на экологические виды транспорта.
Нет недорогих источников перехода на альтернативные виды топлива. Процесс идет очень туго, потому что автомобили на электротяге (электромобили. – Авт.) стоят очень дорого. Можно пытаться поддерживать этот процесс какими–то льготами, но на это понадобится много времени, – отмечает Дмитрий Позняк.

По его словам, сегодня во всем мире проблему экологии частного транспорта стараются решить за счет его сокращения в пределах города. Это достигается путем повышения налогов и стоимости парковок. Сегодня в большинстве развитых городов мира горожан стараются пересадить на общественный транспорт. Вторая тенденция – использование газа вместо бензина и дизельного топлива.

К примеру, в Англии запрещен въезд в центр города на личном транспорте. «В центре Лондона практически нет частных легковых машин, – говорит Дмитрий Позняк. – Там ездят такси, автобусы, рикши, велосипедисты. Редко–редко когда проедет дорогая машина, владелец которой заплатил за въезд в центр города около 18 фунтов (почти 30 долларов). Это приличные деньги». Возможно, пересаживание запорожцев на качественный общественный транспорт и снижение количества частного хотя бы на главном проспекте города поможет несколько снизить давление автотранспорта. Но ключевое слово здесь – «качественный» городской транспорт. Пока что местная власть не слишком продвинулась в этом вопросе, поэтому владельцы авто чувствуют себя королями запорожских дорог.

Автор Немирова Алина