Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье, ЭКОПОСТ
В Запорожье «Зеленый» транспорт – недостижимая мечта?
Поделиться

Ежедневно сотни тысяч единиц автотранспорта отравляют воду и воздух. Тогда как во всем мире ищут пути снижения вредного воздействия городского транспорта на атмосферу, наша власть и экологические службы бездействуют

В Запорожье «Зеленый» транспорт – недостижимая мечта?

НЕВИДИМАЯ УГРОЗА

По данным Первого экологического портала, выбросы автомобильного транспорта ежегодно составляют около 5,5 млн. тонн (39% всего объема выбросов по Украине). В крупных городах загрязнение воздуха выхлопными газами порой достигает 70–90% общего уровня загрязнения. В отработанных газах, выбрасываемых нашими автомобилями, содержатся около 280 различных вредных веществ, среди которых особую опасность представляют канцерогенные бензапирен, оксиды азота, свинец, ртуть, альдегиды, оксиды углерода и серы, сажа, углеводороды.

В Запорожье «Зеленый» транспорт – недостижимая мечта?Большинство экспертов сходятся во мнении, что решать проблему нужно в трех направлениях. Прежде всего, стоит уделить внимание общественному транспорту. Точнее, его популяризации. Простая математика помогает вычислить, что автобус способен перевезти больше пассажиров, нежели легковой автомобиль. Увы, за последние несколько лет система пассажирских перевозок в Запорожье полностью скомпрометировала себя. Запорожцы давно жалуются на качество перевозок, хамство водителей, отсутствие сервиса и безопасности. Всерьез этой проблемой городская власть занимается, когда в ДТП с участием маршруток гибнут люди.

В 2012 году городская власть представила некую Программу усовершенствования пассажирского транспорта в городе Запорожье. Рассказывая о целях Программы в интервью одной из запорожских газет, начальник управления транспорта Запорожского горсовета Юрий Дроздов в первую очередь выделил финансирование пассажирообследования городской маршрутной сети. По его словам, в последний раз эта процедура проводилась в…1989 году.
В числе прочих приоритетов Юрий Дроздов выделил контроль над соблюдением графика перевозок, санитарных норм, формирование сети стоянок и прочее. О каких–либо экологических нормах речь не шла. В связи с этим куда более логичным и правильным кажется идея с переводом городского транспорта на экологические виды топлива.

НАЧАЛО ПОЛОЖЕНО

Украина уже начала осваивать эту практику.
В прошлом году Кабинет министров утвердил технический регламент по требованиям к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливам. С января 2014 года в Украине разрешен ввоз Евро–4 и Евро–5 – это европейские экологические стандарты, регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах. К слову сказать, о проблеме экологии городского транспорта европейцы задумались еще в 1999 году.
Сегодня снизить расход топлива и вредных выбросов можно путём установки специальных нейтрализаторов или фильтров технологической очистки (магнитной, ультразвуковой и пр.). Это не только снизит расход топлива, но и сделает его более экологичным.

С одной стороны, такой шаг в сторону европейских стандартов качества, безусловно, нужен. Но при этом Украина не в состоянии отказаться от устаревших норм Евро–3, которые для Европы потеряли актуальность еще в 2008 году. Сделать этого не могут по причине устаревшего автопарка.
К примеру, запорожский автопарк – это остатки советского автопрома. Как рассказал «Индустриалке» начальник сектора профилактической работы УГАИ в Запорожской области Андрей Топчий, в области реально эксплуатируются для перевозки пассажиров 5832 автобуса. Из них 2689 автобусов принадлежат юридическим лицам, 1480 – ведомственные, а 1663 – в личной собственности. 10–15% от общего количества транспорта составляют старые автобусы, которым более 20 лет.

Редкие случаи обновления запорожского автопарка касаются только машин «скорой помощи» и служебного авто для сотрудников госавтоинспекции и правоохранительных органов. Что в это время происходит с пассажирским автопарком? Ровным счетом ничего. Городские пассажироперевозки уже давно стали площадкой для теневых схем и мутных тендеров. Горожан возят на бывших в употреблении грузовых микроавтобусах, переоборудованных в пассажирские. О соблюдении каких–либо экологических стандартов речь не идет вообще.

Возможным выходом из сложившейся ситуации стало бы увеличение коммунального автопарка. Тогда удалось бы снизить долю частных пассажироперевозок и усилить контроль за этим. В том числе и со стороны экологических служб города. Единственное, что заставляет сомневаться в рациональности этой идеи – нынешнее состояние автобусов и электротранспорта, находящегося в коммунальной собственности города. Думаем, каждый ездил – знает.

А В ЭТО ВРЕМЯ…

Ужесточение экологических норм заставило производителей всемирно известных автомобильных брендов усиленно работать в этом направлении. Так, корпорация Audi уже анонсировала выпуск электромоторных спорткаров. В следующем году на свет появится компактный электромобиль Volkswagen e–Golf. А в этом году свои «зеленые» автомобили представила Москве компания BMW. Британский бренд премиум–класса Land Rover запускает «электрическую версию» своих знаменитых внедорожников Range Rover. Даже больше: уже создан автомобиль, способный очищать, а не загрязнять воздух! Экоавтомобиль Green Apple, представленный в этом году на конкурсе компании Local Motors, оснащен воздухозаборниками. Под действием потока воздуха во время езды в них вырабатывается электроэнергия. На выходе из воздухозаборников стоят фильтры, очищающие городской воздух.
Разумеется, все эти экологические ноу–хау всемирного автопрома стоят недешево, и позволить их могут далеко не все.

Да и, откровенно говоря, массовое производство некоторых «зеленых» новинок пока не стало на конвейер. Тем не менее, в некоторых украинских городах уже можно встретить знаменитые электромобили Tesla.

Первопроходцем в области экологического городского транспорта стал Львов. Именно здесь была основана компания «Украинский клуб Тесла», инициатором которой стал искусствовед и коллекционер Назар Шимоне–Давид. В конце марта 2014 года во Львове состоялась презентация европейской Tesla Model S. Чуть позже первый электромобиль появился на улицах Донецка. А совсем недавно Tesla достигла столицы. Проехав 560 км от Львова до Киева, представители «Украинского клуба Тесла» развеяли миф о том, что электромобиль не способен преодолевать длительное расстояние без подзарядки. Этот тест–драйв электромобиль прошел достойно.

При всех своих достоинствах (экономичность, экологичность и независимость от цен на топливо) электромобили имеют ряд недостатков. И дело тут даже не в самом транспорте, а в отсутствии инфраструктуры. Например, развитой сети пунк–тов подзарядки электромобилей нет даже в Европе (всего 76 единиц). Кроме того, стоимость такого электромобиля варьируется в пределах от 600 тысяч гривен и до миллиона. Поэтому безопасные и современные электромобили на запорожских улицах пока остаются далеким будущим.

Исходя из этого самым рациональным и, пожалуй, самым действенным на сегодня является третий способ решения проблемы – это переход на электротранспорт и велосипеды. Для примера: во Львове горожане отдают предпочтение трамваям, которые ездят просто на центральной площади. Здесь это не только экологически чистый городской транспорт, но и элемент местного колорита. То же касается и велосипедов. В городе работает сеть социальных реклам, направленных на то, чтобы пересадить львовян на двухколесных.

Что касается нашего города, то местная власть пока не спешит заимствовать опыт других городов. Мэр Александр Син уже три года обещает вплотную заняться развитием велосипедной инфраструктуры города. Даже обсуждались места ее строительства – Набережная магистраль и Парк Победы. Самое активное участие в обсуждении принимали велосипедисты. Но, к сожалению, пока развитие велосипедной инфраструктуры Запорожья остается только на бумаге.

Автор Немирова Алина