iz.com.ua

День за днем, Запорожье
В День учителя — слово учителю. “Будущее – не абстракция. Если мы упустили ребят, мы упустили завтрашний день Украины”
Поделиться

Учиться и учить по-новому пытаются в гимназии города энергетиков — в Энергодаре. А еще хотят, чтобы День учителя стал и в городе, и в стране семейнымпраздником

Елена ЗАПОРОЖАН, учитель-методист гимназии “Гармония”, город ЭНЕРГОДАР Запорожской области:

— В день пофессионального праздника Дня учителя мне хочется поделиться своими рассуждениями и умозаключенями о назначении и роли преподавателя школы в современных условиях. В последнее время обновилась функция школы — теперь за ней не только обучение и воспитание, но и социализация школьника — формирование личности, которая, имея определенный багаж знаний, будет свободно ориентироваться в обществе, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, морально ответственные решения в условиях меняющегося мира.

Приоритетными качествами выпускника сегодня, я так думаю, являются компетентность, коммуникабельность, психологическая устойчивость.

На учителя возлагается огромная ответственность, поэтому работать в современной школе нелегко. Нет обычной оценки по поведению, а дети хотят (или, наоборот, — не хотят) строгости и требовательности. Многие дети не способны оценить доброе отношение к ним учителя, поэтому часто пользуются лояльностью педагогов, что приводит к нарушению дисциплины на уроках. И здесь на помощь приходит ещё один талант учителя – это его творчество.

По-моему, следует отказаться от энциклопедического содержания школьного образования. Надо формировать у детей, прежде всего, те знания, которые пригодятся им в жизни.

Если говорить о творчестве учителя, то здесь ему помогают такие новые (или забытые старые?) формы работы с детьми, как диалог, «круглый стол», интервью, школьные спектакли, выпуски печатных газет, уроки с элементами исследования, уроки-презентации. И вот когда учитель сам владеет всем этим «арсеналом способностей», он, конечно же, поведет за собой детей. Ибо, как утверждают психологи, феномен творчества, развитие творческой личности, формирование условий, при которых происходят творческие процессы, — это очень значимые явления в современной педагогике.

Сегодняшняя жизнь нашего общества — сложная и многообразная. Чтобы стать в ней успешным человеком, мой ученик должен быть компетентным не только в учебной, но и в предпринимательской деятельности.

Есть у нас в гимназии такой предмет, как «Выбор профессии». Но, к сожалению, многие специальности, с которыми детей знакомят во время учебы, сегодня не востребованы. И тогда выпускник школы стремится организовать собственную трудовую и предпринимательскую деятельность и приспособиться к потребностям рынка. Он должен сам составлять и реализовывать свои предпринимательские планы, принимать экономически правильные решения. Но этой компетенцией, на мой взгляд, учителя общеобразовательной школы практически не владеют.

Поэтому за всё школа отвечать не может. Родители не должны снимать с себя ответственность за дальнейшую жизнь своего ребёнка. Они должны поддерживать и направлять его деятельность в нужное русло. Хочется в качестве подтверждения использовать мысли украинского общественного деятеля, поэта и публициста Виталия Коротича: «Важно понимать, что будущее – не абстракция, и если мы упустили ребят, мы упустили завтрашний день Украины. Я хочу, чтобы наши ребята были умнее меня, умнее нас всех, потому что если следующее поколение не будет умнее предыдущего, то куда мы годимся? Это и есть закон прогресса».

Школа для каждого человека — определённая веха в жизни. И большинство отзывается о ней с большим теплом и уважением.

Выпускница гимназии «Гармония» Даша Чернявская так пишет о школе в своём последнем сочинении: «Спасибо, школа! Ты мой второй дом. Я получила много знаний, которые помогли мне сформироваться как личности. Спасибо за всё, дорогая школа! Мы уходим, но никогда тебя не забудем!»

И вот я подумала, что наша, педагогов, задача — не только научить наших воспитанников правильно и грамотно писать и говорить, решать сложные математические задачи, но и научить детей ориентироваться в современном обществе, быстро реагировать на запросы времени, эффективно и успешно самореализовываться за школьным порогом.

Администрация и педколлектив нашей гимназии, в первую очередь, уделяют внимание индивидуальным способностям каждого гимназиста и стремятся способствовать развитию творчества и неординарного мышления наших воспитанников, умению применять свои знания и навыки в реальной жизни.

А еще, напоследок, хочу сказать — пусть День учителя будет не только нашим профессиональным праздником, но и праздником семейным. Потому что учитель практически не имеет личной жизни, так как всегда думает о школе, об учениках, живёт их радостями и огорчениями.

С Днем учителя, коллеги!

В День учителя — слово учителю. “Будущее – не абстракция. Если мы упустили ребят, мы упустили завтрашний день Украины”