iz.com.ua

Запорожье, Ретро
Проводы в армию в Запорожской области всегда были праздником в селе
Поделиться

В биографиях миллионов мужчин нашей страны есть один общий факт — служба в армии. В разное время служили одни из них еще «при Союзе», другие — уже в независимой Украине. Но до сих пор большинство из них с теплотой в голосе вспоминают о службе, об армейских друзьях–товарищах. А еще рассказывают, как их провожали в армию

Проводы в армию в Запорожской области всегда были праздником в селе
1955 год. Малокатериновка Запорожского района. Призывник Николай Зозуленко
прощается с родными. Через час–другой его «с ветерком» повезут на этом «Москвиче»,
а друзья–товарищи будут сопровождать на открытой бортовой машине (стоит на заднем плане)

А действительно, как? Понятное дело, было застолье, напутственное слово. Существовали даже обряды проводов в армию. Думается, читателям «Индустриалки» будет интересно узнать (или вспомнить) о некоторых из них.

В Запорожском областном медицинском центре сердечно–сосудистых заболеваний довелось мне пообщаться с Николаем Стулишенко из Розовки. Сам он родом из Днепропетровской области, но с 1979 года живет в Розовке. Николай Иванович оказался отличным рассказчиком и довольно интересно поведал, как в его родном селе Кудашево Криворожского района в 50–90–е годы провожали парней в армию:
– Парень, которого призывали в армию, вместе с друзьями и, конечно же, гармонистом приглашал всех односельчан на проводы. Дворов было где–то около 180. Молодежь, которая, понятное дело, знала парня, шла без приглашения, а вот людей постарше приглашали так: «Просили отец и мать, прошу и я вас, чтобы вы провели меня в армию».

Проводы в армию в Запорожской области всегда были праздником в селе
1958 год. Село Приморское Васильевского района.
Родственники провожают в армию Сергея Грибова.
На заднем плане — хата, крытая камышом, – одна из примет того послевоенного времени

Если в доме приглашенных была незамужняя девушка, то она к пиджаку призывника цепляла носовой платок или ленту, а вот крестные отец и мать перевязывали ему рукав пиджака рушником. Девушка, с которой он встречался, цепляла на левую сторону пиджака букетик из искусственных цветов.
Собиралось не менее 100 человек. Во дворе сооружали «шалаш» и обтягивали брезентом (на случай непогоды). Если было холодно, то в «шалаше» ставили воздуходувку. Гуляние сопровождалось баяном и бубном. Призывнику давали «на дорогу» деньги, кто сколько мог.

Гуляли в селе три дня. Если забирали в армию 2 ноября, то начинали «провожать» 1–го. Второго ноября молодежь с призывником ехала, как правило, на открытой бортовой машине на призывной пункт.

Когда на машине везли призывника, то, уже начиная со своего двора, он снимал с пиджака платочки и бросал их с машины до тех пор, пока село не скроется из виду. Это было, своего рода, обещанием парня обязательно вернуться сюда за платочками – подарками девчат.
А еще он односельчанам, мимо которых проезжала машина, махал своей фуражкой, на которой были цветы или же лента. Люди, в ответ, кланялись и желали счастливой дороги.

Проводы в армию в Запорожской области всегда были праздником в селе
1959 год. Село Кудашево Криворожского района Днепропетровской области.
Друзья и подруги с земляком–призывником Николаем Стулишенко

Призывник оставался на призывном пункте, но парни и девушки не уезжали до тех пор, пока призывников не отправляли на областной призывной пункт. И только после этого молодежь возвращалась в село, и проводы, но уже без виновника торжества, продолжались. Ну, а третий день проводов был завершающим.

У Николая Ивановича Стулишенко при себе было несколько фотографий, среди которых запечатлены проводы в армию двух его дядюшек — Стулишенко Владимира Сергеевича — в 1950–м, а Стулишенко Николая Харитоновича — в 1959 году. Так что его рассказ был, как говорится, подтвержден документально.

Уже когда готовился этот материал, мне показали фотографию (увы, недостаточно хорошего качества), сделанную в 1950 году в Васильевском районе, где на рубашке призывника также множество носовых платочков – подобная традиция была и в наших краях.

В Запорожской области призывников чаще всего перевязывали рушниками. Официальная часть проводов проходила в торжественной обстановке у памятников Ленину, или возле мемориалов воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, или же в сельском клубе.
Уже в годы независимой Украины призывников перевязывали красной лентой с надписью «Счастливой службы» или рушником. Однако могло быть сочетание рушника и ленты. Знаю, что в Малокатериновке Запорожского района в поселковом Доме культуры призывники получали напутствие от жителей поселка и горсть родной земли.

Одни традиции уходят в прошлое, другие возрождаются. И хочется верить, что в столь сложное время, когда ситуация не располагает к торжествам, за рушниками, лентами, платочками, горстью земли и другими атрибутами проводов в армию прошлых десятилетий призывники 2014–го смогут увидеть главное — искреннее желание их отцов и дедов с достоинством и честью служить Родине.