Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье
Бердянский морской торговый порт в августе переработал рекордное количество грузов, приняв у себя грузы, которые традиционно шли на Мариуполь
Поделиться

Бердянский морской торговый порт в августе переработал рекордное количество грузов, приняв у себя грузы, которые традиционно шли на Мариуполь

В минувшем августе Бердянский (Запорожская область) морской порт работал «за себя и за того парня» — Мариупольский порт — переработав практически вдвое больше грузов, чем было предусмотрено планом. 390,467 тысяч тонн фактически против 220 тысяч тонн по плану. Это рекордный показатель за всю 184-летнюю историю Бердянского порта, который всегда проигрывал от близости более мощного Мариупольского порта. Туда удобнее и дешевле доставлять грузы по электрифицированной железной дороге, да и глубины порта другие. О составляющих более чем впечатляющего успеха порта на пресс-конференции рассказал исполняющий обязанности директора Бердянского порта Николай Ильин.

Бердянский морской торговый порт в августе переработал рекордное количество грузов, приняв у себя грузы, которые традиционно шли на Мариуполь

Мариупольские грузы пошли в Бердянск

По глубокому убеждению Николая Ивановича, главная причина спеха, которого удалось достичь в практически форс-мажорных обстоятельствах — в человеческом факторе.
— Я благодарен дружной семье портовиков, которые с пониманием отнеслись к поставленной задаче и доказали, что они могут и хотят трудиться с полной отдачей, — говорит руководитель порта. — Мы все вспомнили лозунг еще советских времен: «Надо!». А слагаемые для такого «Надо!» в коллективе есть. Это, прежде всего, трудовая дисциплина, слаженность всех звеньев технологического процесса, высокая квалификация работников и желание всех трудиться с полной отдачей. Единственное в нашем городе успешно работающее государственное предприятие подтвердило свой высокий авторитет, который завоевывался многими поколениями портовиков. Мы стабильно приносим доход и в государственный, и в местный бюджеты.
— Сегодня на рейде порта стоит вереница судов, ожидающих своей очереди. Такого в Бердянске не было никогда.
— Вот это уже – составляющая, которая возникла из-за новых обстоятельств. Если называть вещи своими именами, из-за необъявленной войны на юго-востоке Украины. Война вплотную приблизилась к Мариуполю. Повреждены значительные участки Донецкой железной дороги, доставка железной руды из Кривого Рога на работающие мариупольские металлургические комбинаты «Азовсталь» и имени Ильича по железной дороге стала очень проблематичной. Это грозит прерыванием высокотехнологичного металлургического технологичного производственного процесса. На его восстановление в случае остановки потребуются месяцы и огромные затраты. Еще одна опасность состоит в том, что нет никакой гарантии, что подвижной состав вернется в Украину. Его могут просто перенаправить в соседнюю страну. Риск большой. Поэтому было принято решение направлять руду в Бердянский порт, здесь перегружать на баржи и буксировать в Мариуполь. Баржи пришли к нам из Керчи. Иными словами, мы сегодня перерабатываем грузы Мариупольского морского порта. Отсюда и очередь судов, стоящих на рейде.
— Речь идет только о железной руде?
— Нет, кроме руды к нам направляют и другие грузы: зерно, шрот, металлолом, уголь, кокс и так далее. Ведь у грузоотправителей, фрахтовщиков и судовладельцев свои договоры, контракты, нарушать которые значит работать себе в убыток. Поэтому нам, с одной стороны, приходиться соблюдать график подачи руды на металлургические комбинаты Мариуполя, с другой — выполнять услуги по перевалке грузов наших постоянных клиентов. Все спешат, потому что простои морского транспорта влекут дополнительные расходы. Руководство порта принимает все необходимые меры, чтобы сократить эти простои. Мы привлекаем к работе своих портовиков в выходные дни и даже приглашаем людей со стороны. Этого требует ситуация.
— И она требует дополнительных расходов как отправителя грузов, сейчас говорим о руде, так и получателей.
— Безусловно, каждая доставленная тонна груза дорожает на 5 долларов. Это только железнодорожный тариф, а к этому добавьте выгрузку составов с рудой в нашем порту, а потом загрузку на баржи и буксировку к месту назначения. Мы это не подсчитывали. В исключительных случаях надо идти и на эти затраты. Такова логистика в нынешних обстоятельствах.

Бердянский морской торговый порт в августе переработал рекордное количество грузов, приняв у себя грузы, которые традиционно шли на Мариуполь

О завтрашнем дне порта

— Все мы хотим, чтобы эти обстоятельства как можно скорее изменились, чтобы прекратились военные действия в Донбассе. Но тогда вернутся схемы доставки грузов по наиболее выгодным маршрутам, и Бердянский порт снова окажется на положении предприятия, куда приходят те грузы, которые не успевают переработать соседи, выигрывающие по всем статьям, если говорить о логистике.
— Мы стараемся выполнять свои обязательства перед теми грузовладельцами, с которыми давно и тесно сотрудничаем. Не откажем в этом и другим, если они обратятся к нам. А если говорить о будущем, в ближайшее время нам надо думать о постройке новых грузовых терминалов. Прежде всего, речь идет о хранении зерна, шрота, у нас недостаточно для этого погрузочной техники. Работаем почти что дедовским способом, если говорить о перевалке этих грузов. Надеемся, что восстановится подача на перевалку в наш порт угля, сегодня его количество значительно уменьшилось из-за остановки донецких шахт. Конечно, будем расширять наименование грузов, которые порт может перерабатывать. Есть перспективы на переработку металлопроката, катанки, листовой стали. Для этого тоже нужны производственные мощности. И если мы наберем необходимые объемы, снова встает извечный вопрос: сможет ли железная дорога доставлять эти грузы в порт? Но при всех трудностях, мы не отказываемся ни от каких грузов. Главное — обеспечить работой наш коллектив, сохранить рабочие места и в комплексе решать проблемы модернизации предприятия.

И снова – о концессии

— Еще недавно много говорилось о передаче Бердянского морского порта в концессию Донецкому металлургическому заводу. Насколько актуален этот вопрос сегодня?
— Здесь мы возвращаемся к событиям в Донбассе. Ситуация, конечно, сказывается и на работе Донецкого металлургического завода, одного из вероятных концессионеров Бердянского порта. Да, его рассматривали как вариант полной грузовой базы для порта. Сегодня производство кокса и металла приостановлено. Опять же от логистики никуда не уйдешь. ДМЗ не выгодно переваливать чугун через Бердянский порт, когда гораздо ближе к заводу мариупольский порт, и та же тонна груза дешевле по доставке на 5 долларов. Бизнес свои деньги умеет считать. Есть тут и другая сторона — в прошлом году на ДМЗ была проведена полная модернизация производства по новейшим технологиям с целью значительного сокращения потребления энергоресурсов. Сегодня у дончан большие долги, около 1 миллиарда долларов. Потребуется много времени, чтобы преодолеть эту долговую яму. А концессия предусматривает вложение больших денежных средств на модернизацию и техническое перевооружение порта. С такими долгами по кредитам можно поставить и себя на колени, и загубить порт. Это все понимают, и пока, может временно, от этой идеи отказываются.

О размещении семей мариупольских портовиков в Бердянске

— На днях в интернете появилась информация о том, что семьи мариупольских портовиков из-за военной агрессии Российской Федерации перевозят в Одессу для временного проживания в санаториях и домах отдыха. Не обращались ли с такой просьбой мариупольцы к руководству Бердянского порта?
-Да, были такие просьбы непосредственно от «Метинвеста» и Мариупольского морского порта. Их представители приезжали к нам, мы обсуждали вариант заселения семей из зоны АТО на нашу базу отдыха «Моряк». Но, к сожалению, за последние три года она пришла почти в полную негодность. Разморожена система отопления, есть проблемы с водоснабжением и многое другое. Нужны немалые финансовые вложения, чтобы запустить базу с соблюдением хотя бы с минимальных санитарных норм. Мы подсчитываем объемы работ, их себестоимость. Пока — на таком уровне. Но если будет острая необходимость, мы готовы предоставить «Моряк» для беженцев из зоны боевых действий.
Хотел бы добавить, что бердянские портовики оказывают всяческую поддержку армии, погранслужбе. На причалах порта базируются пограничные катера береговой охраны. Мы видим, насколько недостаточно эта служба финансируется государство. Поэтому помогаем воинам, чем можем. Это и пользование нашей баней, заправка судов водой и так далее. Мы не можем быть сторонними наблюдателями, когда рядом рвутся снаряды, гибнут люди, в том числе, и мирные жители. Совсем недавно в район Новоазовска мы отправили машину проволоки для обустройства на блокпостах наших защитников блиндажей. Конечно, стоимость этого материала не идет ни в какое сравнение со спасением даже одной человеческой жизни. Но мы предоставляем и другую материальную помощь. Если мы всем миром встанем на защиту родного отечества, тогда победа будет за украинским народом. И в это надо верить.
— Во всех местных и областных СМИ была информация о проверке финансовой деятельности порта контрольно-ревизионной комиссией Министерства инфраструктуры. Известны ли уже ее результаты?
— Ревизия длилась полтора месяца. Говорят, уже составлен акт более чем на триста страниц. С ним я еще не ознакомлен. По предварительным данным, финансовых нарушений зафиксировано предостаточно. На сегодняшний день временно отстраненный от выполнения обязанностей директор порта находится на бюллетене. Как будут развиваться события дальше, решать руководству профильного министерства. Могу лишь добавить, что в ходе работы ревизии и выявления грубых финансовых нарушений порт выставил нерадивым партнерам штрафные санкции. К сожалению, большинство из них уже исчерпали срок действия. И это прямые убытки для предприятия. Но мы настроены на продуктивную работу. Результаты августа показали, что коллектив Бердянского торгового порта умеет работать.

Бердянский морской торговый порт в августе переработал рекордное количество грузов, приняв у себя грузы, которые традиционно шли на Мариуполь

Фото Александра Лысенко