Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье
«Я потянул стропы парашюта и камнем полетел вниз»
Поделиться

Ивана Крамарева сбивали и немецкий летчик, и японский

«Я потянул стропы парашюта и камнем полетел вниз»Ветеран комбината «Запорожсталь» Иван Петрович Крамарев, которому в сентябре прошлого года исполнилось 90 лет, участвовал в двух войнах ­ защищал Родину от немецко­фашистских захватчиков и их союзников ­ милитаристской Японии.

Свой боевой путь Иван начал после окончания аэроклуба и Батайского истребительного училища, из которого выпустился в 1942 году. По приказу министра обороны Тимошенко летный состав выпускников был сержантским. Боевые полеты в то время проходили на истребителях серии И-16, которые имели много недостатков, в частности мотор был слабый, его мощность соответствовала мощности мотора автомобиля. На этой марке самолетов при испытании погиб легендарный летчик Валерий Чкалов.

­ Немцы все ближе подходили к Кавказу, ­ вспоминает ветеран. ­ Мы не могли противостоять новейшим немецким истребителям. В 1942 году меня впервые сбили под Моздоком. Я благополучно посадил свой горящий самолет и остался жив. В дальнейшем, находясь в составе 2­-го Украинского фронта 9-­й воздушной армии, освобождал города Украины и некоторые города европейских государств.

Перед окончанием войны с Германией состоялась проверка летного состава 9-­й воздушной армии и нас направили в штаб 1­-й Дальневосточной армии на борьбу с японскими самураями. В подмосковном Монино получили новые самолеты типа Як-­1, Як-­7, погрузили на платформу и направились на Дальний Восток, где в то время действовали три фронта (1­-й Дальневосточный, 2-­й Дальневосточный и Забайкальский).

Разместили нас в селении Тайпилин. Аэродрома там не было, использовали бывший японский, расположенный рядом. Связь поддерживали с Харбином, имея особо секретные радиостанции. Командиром нашего соединения был грамотный, толковый офицер Красной Армии Кононов.

Здесь я был вторично сбит, на этот раз японским летчиком. Самолет загорелся, я катапультировался, японец снова атаковал меня, пытаясь уничтожить меня на спускаемом парашюте. Видя смертельную опасность, я потянул стропы на себя и камнем с высоты 1500 метров полетел вниз. Приземлился на ноги, получил перелом стопы ­ ногу вывернуло в другую сторону, голова плохо работала.

После длительного пребывания в госпиталях меня списали с истребительной авиации. После расформирования нашего воздушного соединения меня направили в Горьковский военный округ, оттуда ­ в Московский военный округ, затем в Тамбовское авиационное училище штурмовой авиации.

Мы в то время получили новые штурмовики Ил­-10. Уже к этому времени появились и реактивные самолеты. Все училище переучивалось летать на новых самолетах. Было и не без серьезных потерь: при учебе на реактивных самолетах разбилось пять курсантов. Учебу в училище проходили и польские летчики, они отрабатывали полеты в ночное время. Мы им оказывали посильную помощь.

В апреле 1947 года решением военно­медицинской комиссии по состоянию здоровья мне дали II группу инвалидности. За боевые заслуги награжден медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны, медалями «За Победу над Германией», «За Победу над Японией». Медали за победу являются абсолютно одинаковыми, только барельеф Сталина смотрится в разные стороны (один ­ вправо, другой — влево).

Дальнейшие годы моей жизни были связаны с работой на комбинате «Запорожсталь». Состою на учете в ветеранской организации комбината как участник боевых действий.

 

Записал Виталий Иванович Киселев,

ветеран комбината «Запорожсталь»

 


Комментарии читателей