Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье
Семьи мелитопольских летчиков не знают, кого винить в смерти родных
Поделиться

«Самое обидное, что произошло все на своей земле»

Полтора месяца минуло после катастрофы Ил–76МД, в которой погибло 49 человек – члены экипажа из Мелитополя и десантники из нескольких областей Украины, в том числе и Павел Левчук из Токмака. Тела погибших военнослужащих наконец–то преданы земле, но четкого ответа на вопрос, кто же виноват в трагедии, пока нет.

Семьи мелитопольских летчиков не знают, кого винить в смерти родных
Последнее фото того самого борта 76777, сбитого в небе над Луганском террористами. Фото предоставлено военнослужащим 25-й бригады

Страшное известие, как уже сообщала «Индустриалка», пришло в Мелитополь и вскоре разлетелось по всей Украине в ночь на 14 июня: при заходе на посадку на Луганский аэродром боевики самопровозглашенной респуб–лики сбили борт №76777. Надежды, что кто–то выжил, развеяли снимки с места трагедии, которые оперативно появились в Интернете. На них люди в камуфляже и с георгиевскими ленточками на груди позировали(!) на фоне обломков самолета из 25–й бригады транспортной авиации.

Семьи мелитопольских летчиков не знают, кого винить в смерти родных

25 июля мелитопольцы простились с экипажем самолета ИЛ-76, трагически погибшим в небе над Луганском

Шок и боль, которые испытывали родные и сослуживцы как авиаторов, так и ребят из 25–й отдельной Днепропетровской воздушно–десантной бригады, каждое новое сообщение в СМИ только усиливало. А потом потянулись долгие дни ожидания результатов ДНК–идентификации останков… Даже дату похорон в последний момент сдвинули на два дня, что кое–кто из близких летчиков назвал «настоящим издевательством».

Все это время оставался открытым и вопрос: кто же виноват в столь масштабной трагедии? С одной стороны, логично, что это люди с оружием, которые произвели роковые выстрелы по транспортному гиганту сначала из зенитной установки, а затем и крупнокалиберного пулемета, а также те, кто отдал приказ вести огонь на поражение. С другой стороны, армейские чины и руководство антитеррористической операции прекрасно осознавали «градус» опасности Луганского аэродрома, тем не менее, полеты не отменили.

И просто чудо, что потери не были еще более значительными, ведь в ночь трагедии задание по доставке грузов и личного состава выполняли сразу три Ила: первый успел сесть и несколько дней провел в «осаде», второй был сбит, а третий вовремя развернулся и вернулся на базу. Опытные военные отмечают, что операция должна была выполняться с прикрытием с земли и воздуха и только после тщательного обследования и, при необходимости, зачистки местности.

– Самое обидное, что произошло все на своей земле, дома: не самолет сломался, не летный состав ошибку допустил, а именно сбили, – подчеркнул полковник в отставке, заместитель председателя ветеранской организации Евгений Бабенко. – Но ведь есть разработки и оборудование, позволяющее определить только прицеливание ПЗРК, но почему–то наши самолеты подобным не оснащены. Раньше все лучшее техническое обеспечение шло в армию, а сейчас этого нет.

Указывают на определенную долю вины со стороны «своих» и представители временной следственной комиссии Верховной Рады Украины, считая, что причина ЧП – в недостаточной координации действий между силами АТО и ее подразделениями. Депутаты, которые разбирались в обстоятельствах катастрофы, также настаивают: разведка предупреждала руководство об угрозе для техники и людей.

– Мы сейчас ждем некоторые данные, которые объяснят, чья вина: то ли чисто Генштаба, то ли руководства АТО, давшего неполную информацию, – сообщил журналистам глава комиссии Александр Черноволенко. – В любом случае, в сложившейся ситуации посылать самолет к аэродрому было нельзя. Есть целый ряд вопросов, связанных с организацией, есть конкретные виновные, которые руководствовались принципом «как–нибудь долетит». Да, 20 самолетов долетели (столько бортов принял аэродром с 1 по 14 июня), а 21–й был сбит! В нашей армии не ценится жизнь солдат, их безопасность, плохо организованы логистика, переброска войск, снабжение. До последнего времени две трети всех потерь были понесены не в боевых условиях, а при передвижении войск, подготовке.

ЖЕЛАЮЩИХ ПРОСТИТЬСЯ БЫЛО МОРЕ

Даже если и будут со временем названы все, кто несет персональную ответственность за гибель 49 человек, которые находились на борту Ил–76МД, сбитого в небе над Луганском, это вряд ли уменьшит горе семей погибших военнослужащих. В каждом из населенных пунктов, где хоронили десантников, а также в Мелитополе, который провожал в последний путь экипаж 25–й бригады транспортной авиации, поддержку близким выражали даже те, кто не знал лично ребят. Желающих проститься с ними было море – люди шли в гарнизонный Дом офицеров целыми семьями и коллективами, женщины и дети плакали навзрыд, и даже мужчины, гражданские и военные, не могли сдержать слез…

– Это большая трагедия, большая утрата для всего нашего народа, не говоря уже о семьях, – отметила жительница авиагородка Ирина. – С некоторыми ребятами мы жили по соседству: у всех маленькие детки, они сами молодые – разве это возраст от 30 до 46?! Для нас они всегда будут живы, светлая им память!

– Все ребята выросли на моих глазах от лейтенанта до подполковника, каждого знаю, все они стоят передо мной живые, не могу представить, что их нет, – добавила Елена Ковалева, которая до недавнего времени работала на вещевом складе в 25–й бригаде. – Обидно, что они так рано и трагически ушли… Замечательные ребята были! Вот кого ни возьми, каждый заслуживает самого лучшего в жизни.

После трехчасовой гражданской панихиды, которая завершилась отпеванием усопших военнослужащих, траурная процессия отправилась через весь Мелитополь на кладбище, где к экипажу в последний раз обратился их наставник.

– У нас горе: 42 дня назад в момент выполнения задачи на аэродроме Луганск трагически погиб экипаж гвардии подполковника Александра Белого, – с надрывом в голосе начал командир 25–й бригады транспортной авиации гвардии полковник Дмитрий Мымриков, который управлял первым Илом, совершившим 14 июня посадку в Луганске. – Я очень долго ждал, когда вы вернетесь назад, в Мелитополь, и мы сможем предать ваши тела земле. Спасибо вам огромное, боевые товарищи, вы защищали Украину до конца и погибли ради того, чтобы жили мы, жили наши дети… Скорбим не только мы, наша часть, но и все Воздушные Силы, наш город, Украина… Это невосполнимая утрата…

– Прощаясь с героическим экипажем, мы всегда будем помнить его подвиг, – выразил свое отношение к трагедии начальник штурманского управления авиации командования Воздушных Сил Украины генерал–майор Сергей Кушнир. – Пусть этот подвиг станет мерилом любви к Родине, мерилом выполнения служебного долга и человеческой чести и достоинства. Пусть светлая память об этом экипаже и обо всех героях, погибших за Украину, будет вечна. Слава Украине!

На братской могиле, в которой по традиции похоронены члены одного экипажа, пока установлены кресты с их именами и датами рождения/смерти, а через год на этом месте появится памятный мемориал.

***
«За скобками» в траурный день осталось многое: «копеечные» гробы, в которых предали земле мелитопольских летчиков, как, впрочем, и днепропетровских десантников; продавцы цветов, которые взвинтили цены на «ходовой» товар; огрехи в организации церемонии прощания. К примеру, зонты, под которыми от солнца на кладбище могли укрыться родные экипажа Ил–76МД, оказались с яркой и задорной рекламой напитка…

Удивляет также отношение государства в части выполнения финансовых обязательств перед семьями погибших авиаторов. Хоть и обещали первые лица чуть ли не на второй день после катастрофы выделить по 609 тыс. гривен, деньги не выданы на руки до сих пор. Официально поясняется, что из–за отсутствия свидетельств о смерти, которые могли быть оформлены только после похорон. Но разве этого не знали чиновники, делая громкие заявления?! Или были какие–то сомнения в том, что погибли все?

Пока же плечо женам и детям (только в Мелитополе осиротело 10 мальчишек и девчонок) подставили как обычные горожане, перечисляя разные суммы на спецсчет, так и представители власти. Пока семьи получили по 10 тысяч гривен каждая, а также смогут оздоровиться на морском побережье – путевки для них уже закуплены.


Комментарии читателей