Індустріалка - новини Запоріжжя

Запоріжжя, Фоторепортаж
Символ Запорожья затаскивали на третий этаж в разобранном виде
Поделиться

Настоящей «изюминкой» музея технического прогресса ЗНТУ стал «Запорожец»

Его, как сообщала «Индустриалка»,   передал бывший директор ПО «АвтоЗАЗ» Степан Кравчун.

ЗАЗ—965, который в свое время считался «визитной карточкой» Запорожья, выпускался на автозаводе в 1960-1963 годах.

Кравчун Степан

Степан Кравчун сдержал слово

История  появления  ЗАЗ-965 в музее, расположенном, на минуточку, на третьем этаже вуза, следующая. Год назад, на открытии музея, заведующая лабораторией технического прогресса, а по совместительству и директор музея Наталья Деркач громко озвучила свое желание видеть в экспозиции автомобиль и …самолет, ведь и Степан Кравчун, и президент «Мотор Сичи» Вячеслав Богуслаев — выпускники их вуза.

По убеждению Натальи Владимировны, музей технического прогресса не может состоять только из одних стендов, нужны и, так сказать, наглядные экспонаты. Присутствовавший на открытии Степан Кравчун, услышав просьбу Натальи Деркач, пообещал: «Буде тобі “Запорожець”!” И слово свое Степан Иванович, как и можно было предположить, сдержал.

Через неделю он позвонил Наталье Владимировне: “Забирайте!”. «Запорожец», отремонтированный в мастерских компании «Прогресс», где сейчас трудится Степан Кравчун и его сын Алексей, приехал в ЗНТУ своим ходом.

— Автомобиль покрасили, отремонтировали двигатель, он рабочий, на ходу, довели машину до рабочего состояния, а Дмитрий Юрьевич (директор музея техники «Фаэтон». — И.Е.) уже доводил до блеска, до музейного состояния, — рассказал Алексей Кравчун.

музей ЗНТУ

Разобрали по частям

Какое-то время красавец стоял в гараже университета, а когда стало понятно, что ЗАЗ-965 будут ставить на третьем этаже в музее, его забрали в музей техники «Фаэтон», где специалисты занялись разборкой автомобиля.

— Реставрировали машину в мастерских «Прогресса», мы консультировали, где-то помогали, — рассказывает директор «Фаэтона» Дмитрий Позняк. — Нашей главной задачей было поднять его на третий этаж. Это была сложная задача. «Запорожец» полностью разбирали — сняли подвеску, мотор, сиденья, колеса… Затем полностью все запаковали, погрузили на лафет и привезли в университет.

…Выражения, с которыми 12 мужчин тащили тяжеленную «визитную карточку Запорожья» по ступенькам на высокий третий этаж, пересказывать по вполне понятной причине мы не будем. Восстановление разобранного на части автомобиля заняло у спецов «Фаэтона» три часа.

Долго стоял в гараже

Что да то да! Сверкающий ЗАЗ-695 — настоящая жемчужина музейной коллекции. На торжественное открытие новой экспозиции Степан Иванович пришел вместе с детьми — Алексеем, Натальей и Татьяной, которые, как и отец, закончили вуз по одной специальности — «обработка металла давлением». По словам Татьяны, выбора у них не было — они с детства слышали, что это «самая необходимая в жизни и важная специальность». Уже позже сестры и брат закончили еще и экономический факультет.

— Когда я ушел на пенсию, у меня была «Таврия», — вспоминает Степан Кравчун. — Но хотелось, чтобы был дома и «Запорожец». Стал искать, где купить автомобиль. Нашел у одного мужика, это было, по моему, в 1999 году. Машина стояла ржавая, побитая. Купил, за сколько долларов — сейчас уже не помню. Ее отремонтировали, привели в порядок. Когда узнал, что в музей хотят автомобиль, сказал ректору: «Считай, будет у тебя «Запорожец».

В августе 1959 года Степан Кравчун поступил в «машинку», на специальность «обработка металла давлением», а 4 сентября пришел на автозавод — учеником слесаря кузнечного цеха. И проработал на ЗАЗе до 1996 года, до ухода на пенсию. Из них последние 13 лет — — генеральным директором.

Степан Иванович, а какие самые яркие моменты запомнились за это время?

— Было много событий. Запомнилось заседание Политбюро ЦК КПСС 14 мая 1985 года, на котором принималось решение о постановке на производство переднеприводного автомобиля. После этого на заводе началась реконструкция, а в 1988 году стали производить «Таврию».

Кравчун Степан

Вездеход, равных которому сложно найти

А что можете сказать о «Запорожце»?

— Мое убеждение — этот автомобиль на то время был очень удачный. В то время, кто помнит, купить автомобиль в СССР было большой проблемой. И когда началось производство ЗАЗ-965 — он по цене был доступным. Кстати, главный конструктор Владимир Стешенко вывел формулу: «Запорожец» всегда стоил как 1000 бутылок водки. Проверяли — соответствует.

К сожалению, Никита Хрущев выразился, что это «консервная банка». И завод был вынужден в срочном порядке приступать к модернизации этого автомобиля. Появились ЗАЗ-966, ЗАЗ-966А, 966М — пока не пришли к переднеприводному. А вообще я считаю, что правильнее было бы ЗАЗ-965 модернизировать, он мог бы жить, как прожил Жук-Фольксваген.

Кравчун Алексей

В Алуште сорвал аплодисменты

А сами на символе Запорожья ездили?

— Первый автомобиль у меня был «Запорожец». Я на нем очень долго ездил. Это вездеход, лучшего и найти сложно. Я охотник, а на «Запорожце» можно ехать на охоту в любую погоду. Чем удобно? Застрял — и два-три человека вытащили.

Вспоминается и такой эпизод. Мы с семьей отдыхали в Алуште, остановились у товарища. Жили в центре, а нужно было поехать в Рабочий уголок. А в этот день был сильный ливень, воды — кошмар сколько.

У Аркадия был ЗАЗ-965 и мы решили поехать. А там в одном месте была как яма. Подъезжаем, смотрим — огромная лужа, стоят «Москвич» (на нем сверху — водитель), «Волга»… Людей собралось много.

Аркадий за рулем. Говорит: «Что делаем, Степан?» Что делаем? Садись, говорю, поехали. Я сел за руль. Разгоняемся и через лужу выскакиваем на другой стороне! Все одобрительно кричат, хлопают.

Запорожец Кравчун

Ездили на «Запорожце» также с семьей на Кавказ, на природу по выходным.

Признайтесь, не жалко отдавать в музей такого красавца?

— Ни капли! Я уверен, что если «Запорожец» затащат на третий этаж, то очень долго отсюда не уберут.

…Церемония открытия новой экспозиции состоялась в канун Дня автомобилиста. На ней выступили ректор ЗНТУ Сергей Беликов, генеральный директор ПО «АвтоЗАЗ» в 1983-1996 годах, гендиректор ООО «Компания «Прогресс» Степан Кравчун, председатель совета компании «Прогресс» Алексей Кравчун, ректор Национальной академии педагогических наук Украины Василий Кремень, завкафедрой НАПН Украины Евгений Карташов и другие гости.

семья Кравчун

Факты

14 студентов ЗНТУ, по информации ректора Сергея Беликова, выиграли в конкурсе на самое большое количество людей, которые поместятся в «Запорожце». И завоевали для общежития приз — телевизор.

А в этом году на фестивале ретро-автомобилей «Запорожские врата» был поставлен рекорд — как рассказал директор музея «Фаэтон» Дмитрий Позняк, в «Запорожце» поместилось 18 человек.

Читайте также: В Запорожье перекроют движение транспорта

Фото Александра  Прилепы и автора


Комментарии читателей